МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ
по самостоятельной внеаудиторной работе на тему
«Методы оценки работоспособности. Оценка готовности детей к обучению в школе »
Дисциплина Гигиена
Специальность 31.05.02 – Педиатрия
Курс 2
Семестр 4
Количество часов 3
Уфа
ТЕМА: «Методы оценки работоспособности. Оценка готовности детей к обучению в школе» на основании рабочей программы учебной дисциплины «Гигиена», утвержденной 10 июля 2017 года.
Рецензенты:
1. Заведующий кафедрой гигиены питания и гигиены детей и подростков
ФГБОУ ВО «Пермский государственный медицинский университет» им. Академика Е.А. Вагнера Министерства здравоохранения Российской Федерации, д.м.н., профессор А.Я. Перевалов
2. Заведующий кафедрой гигиены детей и подростков с гигиеной питания и труда ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, д.м.н., профессор А.Г. Сетко
Автор: д.м.н., профессор Зулькарнаев Т.Р.
Утверждено на заседании кафедры гигиены № 1 от 31 августа 2017 г.
1. Тема: «Методы оценки работоспособности. Оценка готовности детей к обучению в школе»
Цель изучения темы: овладение методами изучения и оценки работоспособности, функционального и субъективного состояния организма детей и подростков.
Задачи: провести гигиеническую оценку методик и режимов воспитания и обучения детей в дошкольных организациях.
Студент должен знать:
1. до изучения темы
· Возрастные морфофункциональные особенности детского организма.
· Закономерности роста и развития детского организма.
· Особенности развития высшей нервной деятельности у детей и подростков.
· Физиологическая сущность утомления и переутомления.
2. после изучения темы
· Методы оценки физической работоспособности детей.
· Методы оценки умственной работоспособности детей и подростков.
· Методы изучения функционального состояния сердечнососудистой, дыхательной систем, нервно-мышечного аппарата, центральной нервной системы и теплового состояния организма.
· Методы изучения субъективного состояния организма детей и подростков.
Студент должен уметь
1. Исследовать и оценивать физическую и умственную работоспособность детей и подростков.
2. Проводить исследование функционального состояния различных органов и систем организма ребенка.
3. Проводить исследование и оценку субъективного состояния детей и подростков.
Студент должен владеть: способностью изучать и оценивать факторы среды обитания и реакцию организма на их воздействие, интерпретировать результаты гигиенических исследований.
Задания для самостоятельной аудиторной работы студентов по указанной теме:
Ознакомиться с теоретическим материалом по теме занятия с использованием конспектов лекций, рекомендуемой учебной литературой.
2. Ответить на вопросы для самоконтроля
· Гигиенические требования к выбору методов для оценки работоспособности, функционального и субъективного состояния организма.
· Методика оценки общей физической работоспособности.
· Метод использования корректурных проб и дозированных заданий при оценке умственной работоспособности детей и подростков.
· Методика проведения хронорефлексометрии.
· Методика проведения треморометрии и исследования тонкой координации движений.
· Исследование устойчивости ясного видения.
· Методы изучения функционального состояния сердечнососудистой и дыхательной систем.
· Методы изучения функционального состояния центральной нервной системы.
· Методы изучения субъективного состояния организма детей и подростков.
Проверить свои знания с использованием тестового контроля.
1. ОСНОВНЫМИ МЕТОДАМИ ИЗУЧЕНИЯ РЕЖИМА ДНЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ ЯВЛЯЮТСЯ
1. хронометраж
2. самохронометраж
3. анкетный опрос
4. тест САН
2. ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ УМСТВЕННОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СЛЕДУЕТ ИСПОЛЬЗОВАТЬ
1. корректурную буквенную пробу
2. тест-арифметические вычисления
3. эргометрию
4.корректурную фигурную пробу
5. тест Векслера
3. ИССЛЕДОВАНИЕ УМСТВЕННОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ С ПОМОЩЬЮ КОРРЕКТУРНЫХ ТАБЛИЦ ПРОВОДИТСЯ В ТЕЧЕНИЕ
1. 30 сек
2. 1 мин
3. 2 мин
4. 3 мин
5. 5 мин
4. ДЛЯ ОЦЕНКИ СУБЪЕКТИВНОГО СОСТОЯНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛЕДУЕТ ИСПОЛЬЗОВАТЬ
1. корректурную пробу
2. гарвардский степ-тест
3. исследование латентного периода зрительно-моторной реакции
4. тест САН
5. тест Люшера
5. ТРЕМОРОМЕТРИЯ ПОЗВОЛЯЕТ ОПРЕДЕЛИТЬ
1. состояние координации и точности движений
2. количественные показатели общей работоспособности
3. скрытое время двигательной реакции на зрительный или слуховой раздражитель
4. устойчивость ясного видения
Эталоны ответов к тестам для самоконтроля:
1 – 1,2,3; 2 – 4; 3 – 3; 4 – 4,5; 5 - 1