Школа - одно из традиционных мест деятельности соц. педагогов. Введение ставки соц.педагога в школе определяется ст. 55 ФЗ РФ «Об образовании». На основе отечественной и зарубежной практики можно сформулировать след.цели соц-пед.д-ти в образовательном учреждении:
- способствовать устранению и преодолению специфических трудностей в процессе социализации школьников;
- способствовать развитию личности и ее ориентации в социальных процессах на стадии обучения и выбора профессии;
- участвовать в разрешении конфликтов.
Чтобы реализовать эти цели, социальный педагог в школе:
- использует методы анализа, консультирования, охватывая в своей деят-ти не только самих учащихся, но и их родителей как целую группу;
- тесно сотрудничает с учителями, шк.психологами и врачами, стремится привлечь к сотрудничеству всех, кто проявляет интерес к его работе;
- оказывает всестороннюю помощь отдельным ученикам (воспитанникам) и группам, используя методы групповой педагогики, работает с учительским коллективом;
Согласно Тарифно-квалификационным характеристикам (требованиям) по должностям работников учреждений образования РФ социальный педагог:
-осуществляет комплекс мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и соц.защите личности в учр-ях и по месту жительства об-ся;
- изучает психолого-медико-педагогические особенности личности обучающихся (воспитанников, детей) и ее микросреды, условия жизни;
- определяет задачи, формы, методы соц-пед.работы, способы решения личных и социальных проблем, принимает меры по соц.защите и помощи, реализации прав и свобод личности обучающихся (воспитанников, детей);
- содействует созданию обстановки психологического комфорта и безопасности личности обучающихся (воспитанников, детей), обеспечивает охрану их жизни и здоровья;
- осуществляет работу по трудоустройству, патронату, обеспечению жильем, пособиями, пенсиями обучающихся из числа сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- взаимодействует с учителями, родителями, специалистами соц.служб, семейных и молодежных служб занятости, с благотворительными организациями и др. в оказании помощи обучающимся (воспитанникам, детям), нуждающимся в опеке и попечительстве, с ограниченными физическими возможностями, девиантным поведением, а также попавшим в экстремальные ситуации.
График работы соц.педагога утверждается руководителем образовательного учреждения. При составлении графика учитывается время, затраченное на выполнение служебных обязанностей вне учр-ия образования.
Вопросы оплаты труда, отпуска, социальной защиты специалиста решаются в соответствии с действующим законодательством.
В учреждениях интернатного типа соц.педагоги осуществляют связь с соц.службами и службами занятости, оказывают помощь администрации учр-ия в вопросах охраны прав воспитанников и выпускников, их соц.адаптации.
В образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-соц.помощи, социальный педагог принимает меры по выявлению причин социальной дезадаптации детей и оказывает им социальную помощь, осуществляет связь с семьей, а также с органами и организациями по вопросам трудоустройства детей и подростков, обеспечения их жильем, пособиями и пенсиями.
В специальном учебно-воспитательном учреждении для детей и подростков с девиантным поведением (открытого и закрытого типа) соц.педагог осуществляет связь со службами социальной защиты населения по месту жительства воспитанников, поддерживает связь с родителями (лицами, их заменяющими) путем переписки, посещения их на дому, личных бесед, проведения родительских собраний.
Во многих совр.обр.учреждениях создаются соц.службы, призванные организовать совместную деятельность администрации, учеников и их родителей, пед.коллектива, представителей общественных структур, сотрудничающих с образовательным учреждением для педагогизации среды жизнедеятельности учащихся и оказания квалифицированной и своевременной соц.поддержки и помощи. Соц.служба должна выполнять след.функции:
- охранять и защищать личность, ее права, интересы и труд;
- создавать условия для безопасной, комфортной творческой жизни уч-ся;
- оказывать помощь и поддержку нуждающимся учащимся и учителям;
- организовывать социально-психологическую и правовую консультации для учащихся, педагогов, школьной администрации, родителей;
- организовывать работу школьного телефона доверия;
- способствовать здоровому образу жизни членов коллектива.
Таким образом, соц-пед.деятельность в учреждениях системы образования - необходимое, постоянно развивающееся и совершенствующееся направление пед.деятельности, которое обеспечивает полноценную социализацию, разностороннее развитие, плодотворное общение всех участников пед.процесса.