Совершенно очевидно, что магия в чистом виде с трудом могла прижиться в русском розенкрейерстве, большинство представителей которого были правоверными членами православной церкви и осознавали себя «истинными» или «внутренними» христианами. Поэтому первой особенностью магии в масонском понимании с является христианизация. Мы уже видели, что три тайные науки связывались масонами с тремя ипостасями Св. Троицы. Тенденция христианизации особенно заметна у И. А. Поздеева, который связывал их также и со Священным Писанием: «В Св. Писании весь Орден находится: есть магия, кабала, теозофия, благодать, но находить в оном весьма трудно. В Ордене все взято оттуда, акты писаны Магами»[28]. Масонская наука как триединство магии, каббалы и теософии напрямую выводится здесь из Св. Писания.
Тот же Поздеев в другом месте говорит: «Высшия Науки: Магия, Кабала и Теозофия…три волхва были: один Маг, другой Кабалист, третий Теозоф, имена их Каспар, Шод и Мелхиор»[29]. Эту фразу можно понять и таким образом, что тайные масонские науки есть лишь преддверие истинного христианства, ступени, ведущие к высшей божественной мудрости, ведь три волхва поклонились Христу, признав его высшую божественную суть.
Наконец, Поздеев заявляет, что подлинным источником тайных наук является никто иной как Бог: «Кто есть первый Архитектор, кто первый математик, кто первый Физик, кто первый химик, кто первый Маг, кто первый кабалист, кто первый теозоф? – Бог».[30] Тем самым утверждается статус масонских наук не просто как человеческого изобретения, а как предания, восходящего к чистому источнику божественного откровения.
Второй особенностью розенкрейцеровского понимания магии является ее связь с метафизикой. Эта особенность, вероятно, проистекает из того факта, что русские масоны в основном работали в теоретической степени, которая была посвящена познанию Бога, Натуры и Человека, т.е. метафизике.
В некоторых текстах метафизика может отождествляться с магией. Например, в тексте под названием «Определение масонства» второе из трех определений масонского искусства таково: «оно есть: а) познание Натуры, силы оной, свойств и действий ея. Древние называли высокую сию науку Магиею, новые: Алхимиею, Химиею, Метафизикою, Физикою, Естественной Историею и пр., б) также что она есть познание движения, веса, протяжения, пространства, познание всякой величины вообще. Древние именовали ея Геометриею, новые Математикою вообще»[31]. Здесь магия и философия (метафизика) – два названия одной и той же дисциплины, отождествленной также с алхимией и другими науками.
Магия может рассматриваться как прикладной аспект метафизики: «Никак не кажется мне то вздором, что очищенная и возвышенная душа мудраго может соделать подобное Натуре вышних духов и иметь с ними более связи…Может быть суть то познание о начале всех вещей, о тайных пружинных Натуры, свойств души нашей, ея происхождении и предопределении и о всем том, чего можно ожидать от искусства изобретать искусства, ибо каменщичество не есть одна безплодная теория: оно есть искусство…Может быть существо онаго составляет и все сказанное (имеется в виду обретение философского камня и общение с духами, упоминавшееся в тексте ранее – прим. авт.), а может быть и большее»[32]. В данном тексте масонское учение разделено на теорию и практику. Теория – это, по сути, метафизика, познание Бога (начала всех вещей), человека (души нашей) и Натуры. Практика же, или искусство, вытекающее из этой теории – это магия и алхимия.
Связь магии с низшей, первой степенью посвящения поддерживал и И. А. Поздеев: ««Х степень (степень шотландского мастера или андреевская – прим. авт.) нам изъясняет, что два столпа Иахин и Воаз означают красоту и силу. Тоже самое подтверждается и в одном розенкрейцерском сочинении, с присовокуплением, что они означают также…Царство Натуры и царство Благодати; телесность и духовность, земную сферу и небесную, тако же Магию и Кабалу, ведение коих было платою Учеников и Товарищей»[38].
Однако, тот же Поздеев связывает, например, евангельских магов-волхвов со второй степенью посвящения: «Маги приняты были во 2-ю степень, ибо они первую хорошо прошли; из неотесанного камня принесли в дар И:Х: кубический, т.е.свое золото и проч. Апостолы были приняты в 3-ю ст; первые прославили рожденнаго, а вторые распятого»[39].
В других текстах магия связывается собственно со степенью Мага: «Имеющие внутреннюю способность стяживать сокровища натуры, и в верности испытанные должны, кажется мне, во святыя храма совершатся в адепты, постигать верх искусства Высшей Алхимии, отворяющего вход в Божественную Магию, которая есть всемощное искусство утвержденных в апостольстве, царей и священников Натуры, обитающих во святая святых Храма»[40]. Здесь уже магия и маги отождествляются с апостольством и апостолами, а их место определяется как Святая Святых или «обитель возобновленнаго Едема», «райское жилище света», что указывает на высшую степень посвящения, цель которой «Соединяться с Божественною Святою Триединицею в горнем Сионе и должность: стоять у Престола Божия, с седмью духами Божиими»[41].
Разночтения в определении соответствия магии и той или иной степени посвящения связаны, видимо, с пониманием магии. Так, первой степени посвящения соответствует, судя по всему, естественная магия, она же прикладная метафизика; высшей степени посвящения – магия божественная как искусство общения с духами вообще и Святым Духом в частности; вторая же степень посвящения отождествляется я с магами в чисто аллегорическом смысле.