При анализе расходов федерального бюджета можно сделать вывод, что использование концепции «ненефтегазового баланса бюджета» позволит обеспечить стабильный уровень государственных расходов вне зависимости от колебаний внешней конъюнктуры и поддерживать долгосрочную макроэкономическую устойчивость.
Значительная часть прироста государственных непроцентных расходов направлена на повышение жизненного уровня работников организаций бюджетной сферы, федеральных государственных служащих, военнослужащих и приравненных с ним лиц, а также на повышение уровня жизни пенсионеров и других граждан, в отношении которых на федеральном уровне существуют финансовые обязательства.
Общий объем расходов федерального бюджета на 2008 год определен на уровне 6 570,3 млрд. рублей (18,6% ВВП), на 2009 год - 7451,15 млрд. рублей (18,6% ВВП), на 2010 год - 8089,97 млрд. рублей (18,0% ВВП). В номинальном выражении темпы роста бюджетных расходов к предыдущему году составляли в 2008 году 115,9%, в 2009 году - 113,3%, в 2010 года - 108,6%, в реальном выражении – соответственно, 107,3%, 106,4% и 103,5 %.
Сразу можно выделить самую весомую долю федеральных расходов – межбюджетные трансферты: на 2008 год их удельный вес составил 34,7% (2281,6 млрд. руб.), на 2009 год планируется незначительный рост суммы межбюджетных трансфертов, но сокращение их доли в общем объеме расходов (32,5%, 2423,1 млрд. руб.), на 2010 – рост и суммы, и удельного веса по сравнению с 2009 годом (33,6%, 2720,7 млрд. руб.). Кстати, по разделу «Межбюджетные трансферты» наблюдается самое большое отрицательное отклонение при сравнении данных 2008 и 2009 годов (-2,2%). Для стимулирования органов власти субъектов Российской Федерации в улучшении показателей социально-экономического развития в составе межбюджетных трансфертов начиная с 2008 года предусмотрены дотации бюджетам субъектов Российской Федерации, распределение которых будет осуществлено на основе оценки эффективности деятельности органов власти субъектов Российской Федерации.
Не произошло изменение по удельному весу в общем объеме расходов раздела «Охрана окружающей среды» (0,14% в общей сумме расходов на протяжении 3 лет).
По разделу «Образование» наблюдается устойчивый рост суммы расходов (с 307,19млрд. руб. до 339,85млрд. руб.) при незначительном снижении удельного веса с 4,7% до 4,2%).[3]
В 2008 - 2010 годах продолжится реализация приоритетного национального проекта "Образование". Целью политики в сфере образования на этот период будет являться ускорение модернизации российского образования, стимулирование повышения доступности качественного образования (повышение качества профессионального образования, обеспечение доступности качественного общего образования; развитие современной системы непрерывного профессионального образования), обеспечение развития его инновационного характера, переход на принципы подушевого финансирования и формирование эффективного рынка образовательных услуг в целях создания условий для повышения качества "человеческого капитала" и конкурентоспособности страны. Бюджетные ассигнования на данный проект составят в 2008 году 42,8 млрд. руб., в 2009 году - 21,1 млрд. рублей.
В целом за 3 года расходы на национальную оборону и национальную безопасность увеличатся на 337 и 369 млрд. руб. (45 и 51% соответственно), на социальную политику - на 212 млрд. руб. (98%), на здравоохранение и спорт - на 68 млрд. руб. (33%), на образование - на 63 млрд. руб. (23%).
В 2008 - 2010 годах продолжится устойчивый рост заработной платы в бюджетной сфере. К началу 2011 года планируется соответствие МРОТ прожиточному минимуму трудоспособного человека[2].
Таким образом, при формировании проекта федерального бюджета на 2008 год и на период до 2010 года в соответствии с Бюджетным посланием Президента Российской Федерации соблюден принцип адекватности реальных темпов роста бюджетных расходов темпам роста экономики.
В проекте федерального бюджета обеспечена реализация установленных стратегических целей и приоритетов Российской Федерации, ключевыми из которых является обеспечение достойной жизни для граждан, устойчивого роста для экономики, уверенности в будущем для страны.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Таблица 1
Структура доходов федерального бюджета на 2008-2010 гг.
Доходы федерального бюджета | 2008 год | 2009 год | 2010 год | |||
Сумма, млрд. руб | Уд. вес, % | Сумма, млрд. руб | Уд. вес, % | Сумма, млрд. руб | Уд. вес, % | |
Нефтегазовые доходы | 2383,1 | 35,9 | 2351,9 | 31,5 | 2348,3 | 29,0 |
Доходы без учета нефтегазовых доходов | 4261,3 | 64,1 | 5113,5 | 68,5 | 5741,7 | 71,0 |
Налог на прибыль организаций | 533,38 | 8,0 | 583,76 | 7,8 | 636,28 | 7,9 |
Налоги на товары (работы, услуги) реализуемые на территории РФ | 1404,1 | 21,1 | 1914,5 | 25,6 | 2206,5 | 27,3 |
Налоги на товары, ввозимые на территорию РФ | 888,97 | 13,4 | 1029,8 | 13,8 | 1182,5 | 14,6 |
Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами | 36,57 | 0,6 | 39,5 | 0,5 | 37,31 | 0,5 |
Государственная пошлина, сборы | 32,24 | 0,5 | 34,5 | 0,5 | 36,56 | 0,5 |
Прочие налоговые доходы, задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам | 435,79 | 6,6 | 496,36 | 6,6 | 562,8 | 7,0 |
Целевые отчисления от всероссийских государственных лотерей | 1,3 | 0,0 | 2,1 | 0,0 | 2,7 | 0,0 |
Прочие доходы | 929,04 | 14,0 | 1013,1 | 13,6 | 13,3 | |
Итого | 6644,4 | 7465,5 | 100,0 | 100,0 |
Таблица 2
Расходы федерального бюджета за 2008-2010 гг.
Расходы федерального бюджета | 2008 год | 2009 год | 2010 год | |||
Сумма, млрд. руб. | Уд. вес, % | Сумма, млрд. руб. | Уд. вес, % | Сумма, млрд. руб. | Уд. вес, % | |
1. Общегосударственные вопросы | 828,78 | 12,61 | 899,84 | 12,08 | 963,1 | 11,90 |
2. Национальная оборона | 509,1 | 7,75 | 566,74 | 7,61 | 596,19 | 7,37 |
3. Национальная безопасность и правоохранительная деятельность | 521,84 | 7,94 | 642,61 | 8,62 | 693,51 | 8,57 |
4. Национальная экономика | 702,32 | 10,69 | 789,62 | 10,60 | 528,55 | 6,53 |
5. Жилищно-коммунальное хозяйство | 54,56 | 0,83 | 56,29 | 0,76 | 51,86 | 0,64 |
6. Охрана окружающей среды | 9,33 | 0,14 | 10,21 | 0,14 | 10,96 | 0,14 |
7. Образование | 307,19 | 4,68 | 313,64 | 4,21 | 339,85 | 4,20 |
8. Культура, кинематография, СМИ | 83,81 | 1,28 | 73,01 | 0,98 | 67,58 | 0,84 |
9. Здравоохранение, физическая культура и спорт | 211,69 | 3,22 | 245,22 | 3,29 | 295,36 | 3,65 |
10. Социальная политика | 270,86 | 4,12 | 342,67 | 4,60 | 396,54 | 4,90 |
11. Межбюджетные трансферты | 2281,56 | 34,73 | 2423,12 | 32,52 | 2720,97 | 33,63 |
12. Условно утвержденные расходы | 0,00 | 186,3 | 2,50 | 404,5 | 5,00 | |
13. Секретные статьи расходов | 789,26 | 12,01 | 901,87 | 12,10 | 12,62 | |
Итого | 6570,3 | 100,00 | 7451,15 | 100,00 | 8089,97 | 100,00 |