Двигательная функция организма является одной из основных функций, обеспечивающей жизнедеятельность организмов, в том числе человека, в биосфере Земли. Она обеспечивала выживание, поэтому являлась объектом эволюционного отбора. И.П. Павлов создал учение о двигательных анализаторах организма, в состав которых входят периферические (рецепторные и исполнительные структуры), восходящие и нисходящие проводящие нервные пути и центральные (корковые) управляющие (сенсорные и моторные) структуры. Только у человека в составе двигательного анализатора сформировался речедвигательный анализатор для обеспечения речевой деятельности. В современной науке двигательную функцию человека изучают не изолированно, а интегрально с психическими процессами, определяя ее понятием психомоторика (Озеров В.П., 2002).
Психомоторика – интеграция двигательных и функций и психической деятельности человека для отражения в сознании информации о движениях и эффективного управления ими. Показателем психомоторики является физическая работоспособность, которая определяется объемом и продолжительностью двигательной работы и зависит от индивидуальных анатомо-функциональных особенностей костно-мышечной системы человека, активности нейронов ЦНС двигательного анализатора и психического состояния человека.
Опасной особенностью современного этапа развития человеческой цивилизации является снижение двигательной активности населения всех возрастов. Необходимо помнить, что двигательная активность входит в число биологических потребностей живых организмов и человека.
Недостаточность количества движений, необходимых человеку на определенном этапе онтогенеза называют гипокинезией. Прогрессирование гипокинезии приводит к нарушению функций опорно-двигательного системы, ЦНС, других функциональных систем организма, а также психического развития. Такое состояние нарушения структуры и функций систем организма и психики называется гиподинамией. Она служит одной из основных причин для формирования болезней цивилизации, к которым относятся приводящие к высокой заболеваемости и смертности населения сердечнососудистые, эндокринные патологии, заболевания опорно-двигательного аппарата. Поэтому обеспечение условий для оптимальной двигательной активности детского и взрослого населения страны является необходимым для Здорового Образа Жизни, работоспособности и долголетия граждан. Для этого необходимы 2 основных условия: 1.объективное - наличие доступных спортивных сооружений и тренеров 2. субъективное – мотивация ЗОЖ и оптимальной двигательной активности у населения.
Задание: Определение физической работоспособности Гарвардским тестом.
Гарвардский степ-тест
Предложенный еще в 1942 году в лаборатории утомления при Гарвардском университете в США тест приобрел мировую известность. Он является наиболее детально разработанным и используется для оценки физической работоспособности всех групп населения (Практикум по психологии здоровья, 2005)
Тест заключается 9 подъеме на ступеньки определенной высоты, в зависимости от возраста и пола, в течении строго определенного времени (табл. 3).
Ритм восхождений у всех обследуемых одинаков — 30 в 1 минуту. Метроном устанавливается на 120 уд./мин. Каждое восхождение состоит из 4 шагов. На счет «раз» обследуемый ставит на ступеньку ногу; «два» встает на нее обеими ногами, выпрямляет их и занимает строго вертикальное положение; «три» — опускает на пол ногу, начавшую восхождение; «четыре» — становится на пол обеими ногами. Восхождение и спуск всегда начинаются с одной ноги и только в течение упражнения можно несколько раз поменять ногу.
При утомлении, выражающемся в отставании от задаваемого ритма в течение 20 сек., исследование прекращается и останавливается секундомер, засекается время работы в секундах.
Таблица 4
Высота ступеньки и время восхождения в Гарвардском степ-тесте
Контингент | Возраст, лет | Высота ступеньки, см | Время восхождения, мин. |
Мужчины | Взрослые | ||
Женщины | Взрослые | ||
Мальчики и юноши | 12-18 | 50 (45)* | |
Девочки и девушки | 12-18 | ||
Мальчики и девочки | 8-11 | ||
Мальчики и девочки | До 8 |
* При низком росте применяется скамейка высотой 45 см.
В восстановительном периоде после выполнения теста подсчитывается пульс. В принятом Международной биологической программой варианте теста следует считать пульс в течение первых 30 сек. Второй минуты (Р2) после прекращения работы. По продолжительности выполненной работы (t) и по количеству ударов пульса (Р1) вычисляют индекс Гарвардского степ-теста (ИГСТ), показывающий результат пробы:
100 x 4
5,5 х Р1
Если тест продолжался все пять минут, то t = 300 сек., в других случаях этот показатель точно равен времени работы.
Этот сокращенный вариант расчета ИГСТ в особенности следует применять при утомлении и преждевременном окончании работы. В этом случае определение ИГСТ упрощается использованием данных таблицы (см. табл. 4).
Пользование сокращенной формулой дает ориентировочные результаты. Для расчета ИГСТ по полной формуле пульс считается 3 раза, за 30 секунд на 2, 3 и 4-ой минутах восстановления:
Таблица 5
Определение ИГСТ по сокращенной формуле
у взрослых мужчин (по И. В. Аулику, 1979), t = 5 мин.
Сумма ЧСС за 30 сек. | ||||||||||
Десятки | Единицы | |||||||||
ИГСТ= txl0°
(PI + Р2 + Р3)х2
где t — время восхождения, сек., PI, Р2, РЗ — количество ударов пульса за 30 сек. На 2, 3 и 4-ой минутах восстановления.
Если нагрузка может быть выполнена в течение полных 5 минут, в формулу ставится величина 300 сек. Оценка физической работоспособности по индексу Гарвардского степ-теста производится исходя из данных таблицы (см. табл. 5).
Уточняет оценку результатов ИГСТ измерение артериального давления. Физическая работоспособность считается хорошей в тех случаях, когда высокие показатели ИГСТ сопровождаются нормотонической реакцией. Гипотоническая реакция свидетельствует об удовлетворительной работоспособности, о напряжении и утомлении сердечной мышцы, физическая работоспособность признается менее удовлетворительной при гипертонической, дистонической (с феноменом бесконечного тона на 2, 3, 4-й минутах или ступенчатой реакции АД независимо от оценки ИГСТ).
Таблица 6