Современные подходы в менеджменте




Тема 2: СТАНОВЛЕНИЕ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ МЕНЕДЖМЕНТА

Условия и предпосылки возникновения менеджмента

Школы менеджмента

Модели менеджмента

Современные подходы в менеджменте

Модели менеджмента

Менеджмент заключается в обеспечении эффективного управления. Модели менеджмента получили развитие в различных странах. При этом принимаются во внимание уникальные традиции, а также пути становления и развития бизнеса.

Можно выделить три основные модели менеджмента: американская, японская, европейская.

Американская модель.

Сущность такой модели менеджмента заключается в том, что успех любого субъекта хозяйствования зависит от факторов, которые находятся в его пределах.

В данном случае корпорация должна рассматриваться в качестве закрытой системы. От степени рациональности организации производства, величины роста производительности труда и эффективности использования всех видов ресурсов, уровня снижения затрат зависит процветание.

При наличии американской модели менеджмента все условия работы предприятия должны приниматься как постоянные на протяжении длительного промежутка времени.

В основе стратегии этой модели лежит постоянный производственный рост. Организационная структура данной модели менеджмента строится по функциональному принципу с четким разделением управляющего аппарата по службам.

Данной модели присущ абсолютный контроль над всеми видами деятельности с безусловным выполнением всех приказов и распоряжений сверху.

Особенности американской модели

Американские современные модели менеджмента на сегодня утрачивают лидирующее положение во всем мире. В последнее время они приобретают некоторые черты японского управления. Особенности данной модели во многом обусловлены и особенностями самих американцев, в частности, способностью их бороться до победного конца с утверждением собственного превосходства и жизненности. Они всегда подчеркивают некоторую исключительность, стремление к достижению большого и быстрого успеха. Особое внимание уделяют именно собственному делу. Им характерна борьба за лидерство.

Основные характеристики американского менеджмента

В Америке до настоящего времени доминирует единоличный стиль менеджмента, на предприятиях наблюдается довольно жесткая дисциплина с беспрекословным подчинением при наличии внешней демократичности.

Данная модель управления характеризуется сочетанием в компаниях частных акционеров с постоянно возрастающим количеством несвязанных с деятельностью субъекта хозяйствования акционеров (известных как «аутсайдеры»).

Также в данном направлении менеджмента имеет место четко определенная законодательная основа, определяющая права и обязанности основных участников (акционеров, директоров и управляющих).

Современная американская модель базируется на таких предпосылках:

- индустриальная организация производства,

- наличие рыночных отношений,

- использование корпорации в качестве основной формы предпринимательства.

Корпорациям присущ статус юридических лиц, их акционеры имеют право на определенную часть прибыли, которая распределяется пропорционально числу их акций. Такие крупные предприятия пришли на смену мелким фирмам, где собственность на них принадлежала только владельцам капитала, которыми и контролировалась деятельность сотрудников.

Американская модель, которая развивается в рыночных условиях, предполагает определенное разделение контроля и владения в крупных корпорациях. Такое разделение с юридической точки зрения достаточно важно, как с деловой, так и социальной точек зрения. Другими словами, инвесторы с вложением собственных средств не несут ответственности за деятельность корпорации. Ими передаются управленческие функции менеджерам, которые за выполнение данных функций получают соответствующую зарплату. Такая плата за разделение контроля и владения известна под названием «агентские услуги».

Американские субъекты хозяйствования, используя традиционные принципы отбора сотрудников, особое внимание уделяют профессионализму и специализированным знаниям.

Общие критерии при подборе кадров: практика, образование, совместимость с психологической точки зрения, умение работать в коллективе.

Американские компании ориентируются в основном на узкую специализацию. Так, специалистам присущ профессионализм только в узкой сфере знаний. Поэтому подъем по карьерной лестнице возможен лишь по вертикали. Например, экономист сможет сделать карьеру только в данной сфере. Такая ситуация значительно ограничивает возможности в продвижении по управленческим уровням, что обусловит текучесть кадров, их перемещение с одного предприятия в другое.

Японская модель.

Данная модель менеджмента является результатом специфики культуры и экономической системы. Принято считать, что она обладает способностью обеспечивать мобильность и гармоничность субъекта хозяйствования.

Особенности модели менеджмента данного вида – наличие способов управления трудовыми ресурсами, финансами, производством и сбытом.

К основным характеристикам данной модели можно отнести:

- систему пожизненного найма,

- карьерный рост в соответствии с возрастом и выслугой лет,

- организацию коллективной работы,

- дифференцированную систему оплаты труда в зависимости от возраста,

- систему обучения непрерывного характера.

Указанная модель формируется под влиянием таких факторов:

- творческое использование зарубежного опыта в сфере управления и организации;

- сохранение различных национальных традиций.

Поэтому среди основных черт японской направленности менеджмента можно выделить следующие: сдержанность, трудолюбие, дипломатичность, бережливость, восприимчивость ко всему новому.

Япония характеризуется приверженностью к коллективным формам организации труда. Такой характер труда может потребовать от сотрудников умения работать с людьми. В данном случае речь идет о жизненном опыте и духовном развитии личности.

Давая характеристику японской модели менеджмента, кратко необходимо отметить присущую ей доктрину патернализма, которая «гласит» о снисходительном отношении работодателей к своим сотрудникам. Отсюда же прослеживается и склонность к различным демократическим направленностям во взаимодействии в процессе трудовой деятельности.

К характеристикам японского менеджмента, которые отличают его от западных аналогов, можно отнести:

- участие абсолютно всех звеньев в менеджменте – управление качеством на уровне предприятия;

- подготовка кадров с обучением основным методам менеджмента;

- контроль деятельности по управлению;

- применение методов статистики.

Европейская модель.

Данная управленческая модель характеризуется: уважительным отношением, компетентностью, стимулированием профессиональной подготовки, лояльностью менеджеров, технической подготовленностью сотрудников, расширенным объемом ответственности и полномочий, эффективными трудовыми отношениями, качеством и инновациями, формализованным производственным менеджментом.

Анализ моделей менеджмента показал, что европейская разновидность занимает определенную промежуточную позицию между американской и японской.

Главная задача – социальная ориентация рынка. Особенности: закон против произвольного повышения цен; создание системы эффективной занятости, включающей в себя переподготовку кадров, регулирование рабочих мест, освобождение от налогообложения малообеспеченных слоев населения, развитие социальных программ. У французов – высокая культура взаимодействий, гуманность организационной культуры. У немцев – рационализм, пунктуальность, разумная концепция комфортного благосостояния для всех.

Формирование моделей менеджмента происходило в процессе решения вопроса поведения работников в коллективе. Другими словами, социальный характер человека интересовал менеджеров в Европе намного больше, чем его индивидуальность. По мнению основателей европейского менеджмента, денежное вознаграждение является не единственным фактором, мотивирующим человека к работе. Во многих случаях некоторые усилия определены и психологическими мотивами людей, от которых зависит и их поведение. Поэтому наличие необходимого количества информационного материала приведет к принятию взвешенных и обоснованных решений, а также станет выражением профессионализма.

 

 

Современные подходы в менеджменте

 

С дальнейшим развитием общества необходимость конкретного использования управления становилась все более очевидной, увеличивалось и число теорий и подходов к управлению, каждый из которых имеет свою ценность и вносит свой вклад в общую теорию и практику менеджмента.

Анализ теории и практики управления различными объектами позволяет установить необходимость применения к менеджменту 14 научных подходов (табл. 1).

 

Таблица 1 – Современные подходы к менеджменту

Научный подход Краткое содержание
Административный Регламентирует функции, права, обязанности, элементы системы менеджмента в нормативных актах
Воспроизводственный Ориентирован на постоянное возобновление производства товара для удовлетворения потребностей рынка с меньшими затратами
Динамический Объект управления рассматривается в диалектическом развитии, в причинно-следственных связях и соподчиненности
Интеграционный Устанавливаются взаимосвязи между отдельными подсистемами и элементами системы менеджмента, уровнями, субъектами управления
Количественный Сущность заключается в использовании количественных оценок при помощи математических, статистических, инженерных расчетов, математических моделей и т.д.
Комплексный Предусматривает принятие управленческих решений с учетом важнейших факторов внутренней среды (учитываются технические, экономические, социальные и другие аспекты менеджмента)
Маркетинговый Предусматривает ориентацию управляющей подсистемы на потребителя
Нормативный Устанавливаются нормативы в управлении
Поведенческий Заключается в том, чтобы помочь работнику осознать собственные возможности
Программно-целевой Предусматривает определение цели и разработку программы действий для ее достижения
Процессный Управление рассматривается как процесс непрерывного чередования функций управления
Системный Любая система рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов
Ситуационный Предполагает, что применение различных методов управления определяется конкретной ситуацией
Функциональный Сущность состоит в том, что потребность рассматривается как совокупность функций, которые нужно выполнять для ее удовлетворения

 

Современный менеджмент вбирает в себя достижения различных подходов, продолжает пополняться новыми знаниями.

П. Дракер выделяет управление по целям (результатам).. Этот подход основывается на следующих принципах: система управления должна обеспечивать достижение всех целей и задач организации; каждый руководитель – сверху донизу – должен иметь четкие цели в рамках своих обязанностей; цели и задачи всех менеджеров согласуются, в идеальном случае формируется иерархия целей, конкретизируемых на каждом последующем уровне при движении сверху вниз.

Теория управления «7-S» (Т. Питере, Э. Атос и др.) формируется на базе 7 взаимосвязанных составляющих: стратегии управления, структуры штатов, процессов организации, стиля руководства, квалификации персонала, разделенных ценностей. Задача менеджмента – гармонизация всех семи составляющих.

Теория Z (У. Оучи) базируется на японском опыте управления. Формула успеха организации такова: долгосрочный наем кадров, групповое принятие управленческих решений, персональная ответственность, оценка кадров и их продвижение, формализация контроля исполнения решений, всесторонняя забота о людях.

 

В настоящее время в менеджменте выделяются две тенденции: переход к обучающейся организации и управление технологически ориентированным рабочим местом.

К обучающейся может быть отнесена организация, все члены которой участвуют в идентификации и решении проблем, что дает ей возможность постоянно экспериментировать, изменяться и совершенствоваться, а значит, развивать способности к росту, обучению и достижению поставленных целей. В такой организации все подчинено решению проблем, тогда как идея традиционной организации состоит в повышении эффективности. В обучающейся организации все работники, во-первых, идентифицируют возникающие проблемы (например, в понимании потребностей покупателей) и, во-вторых, решают их, т. е. действуют так, чтобы найти уникальные способы преодоления препятствий.

Формирование обучающихся организаций идет рука об руку с ускоряющимся переходом к технологически ориентированному рабочему месту.

Организации пронизаны информационными технологиями. Идеи, данные, взаимоотношения начинают превалировать над производственным оборудованием, материальными товарами и последовательностями рабочих операций. Многие сотрудники выполняют значительную часть работы на компьютерах, иногда в составе виртуальных команд, связываясь посредством все того же компьютера с разбросанными по всему миру коллегами. Даже на фабриках, где производятся материальные товары, значительная часть рутинных и единообразных операций автоматизируется, что позволяет высвободить человека для более полной реализации его способностей. Внимание менеджеров и сотрудников обращено на использование возможностей, что требует гибкости, креативного подхода и предполагает отсутствие жестких правил и структурированных обязанностей.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: