ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
УТВЕРЖДАЮ:
Проректор по научно-
педагогической работе
_______________ А.В.Левшов
(подпись)
«____» ______________ 2016г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Направление (специальность) подготовки: | 20.03.01 Техносферная безопасность (код и наименование направления / специальности) |
Направленность: | Защита в чрезвычайных ситуациях (наименование профиля / магистерской программы / специализации) |
Уровень образования: | бакалавриат (бакалавриат, магистратура, специалитет) |
Форма обучения: | очная (очная, заочная, очно-заочная) |
Семестр(ы) | |
Общая трудоёмкость в з.е./часах | 2/72 |
Аудиторные занятия (час.), в том числе | |
Лекции (час.) | |
Практические (семинарские) занятия (час.) | |
Лабораторные работы (час.) | - |
Самостоятельная работа (час.), в том числе | |
Курсовой проект/работа (семестр) | - |
Индивидуальное задание (кол.) | - |
Форма промежуточной аттестации (экзамен/зачёт): | диф.зачет |
Донецк, 2016 г.
Рабочая программа дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» составлена в соответствии с учебным планом по направлению подготовки 20.03.01 «Техносферная безопасность»профиля подготовки «Безопасность в чрезвычайных ситуациях» для 2015 года приёма.
Составитель:Игнатенко С.А., старший преподаватель кафедры «Безопасность жизнедеятельности».
Рабочая программа рассмотрена и утверждена на заседании кафедры «Безопасность жизнедеятельности».
Протокол от «_____» ________________2016 года № ________
Заведующий кафедрой ________________ Стефаненко П.В.
(подпись) (Ф.И.О.)
Рабочая программа согласована с выпускающей кафедрой «Управление и организация деятельности в сфере гражданской защиты».
Протокол от «_____» ________________2016 года № ________
Заведующий кафедрой ________________ Старостенко М.Б.
(подпись) (Ф.И.О.)
Рабочая программа одобрена учебно-методической комиссией ДонНТУ по направлению (специальности) подготовки 20.03.01 «Техносферная безопасность»
Протокол от «_____» ________________2016 года № ________
Председатель _______________ Старостенко М.Б.
(подпись) (Ф.И.О.)
Рабочая программа продлена для 20___ года приёма на заседании кафедры «Безопасность жизнедеятельности».
Протокол от «_____» ________________20___ года № ________
Заведующий кафедрой ________________ Стефаненко П.В.
(подпись) (Ф.И.О.)
ОБЪЕКТ, ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ освоения ДИСЦИПЛИНЫ
Цель дисциплины:
приобретение студентами знаний, умений и навыков для осуществления профессиональной деятельности по специальности с учетом риска возникновения техногенных аварий и природных опасностей, которые могут повлечь чрезвычайные ситуации и привести к неблагоприятным последствиям на объектах хозяйствования, а также формирование у студентов ответственности за личную и коллективную безопасность
Задачи дисциплины:
овладение знаниями, умениями и навыками для решения профессиональных задач с обязательным учетом отраслевых требований к обеспечению безопасности персонала и защиты населения в опасных и чрезвычайных ситуациях и формирование мотивации по усилению личной ответственности за обеспечением гарантированного уровня безопасности функционирования объектов отрасли, материальных и культурных ценностей в рамках научно-обоснованных критериев приемлемого риска.
В результате освоения дисциплины студент должен
знать:
- современные проблемы и главные задачи безопасности жизнедеятельности и умение определить круг своих обязанностей по выполнению задач профессиональной деятельности с учетом риска возникновения опасностей, которые могут повлечь чрезвычайные ситуации и привести к неблагоприятным последствиям на объектах хозяйствования;
- организационно-правовые меры по обеспечению безопасной жизнедеятельности и обеспечение выполнений в полном объеме мероприятий по коллективной и личной безопасности.
уметь:
- оценить безопасность технологических процессов и оборудования и обосновать мероприятия по ее повышению;
- обосновать нормативно-организационные меры обеспечения безопасной эксплуатации технологического оборудования и предупреждения возникновения ЧС;
- оказать помощь и консультации работникам и населению по практическим вопросам безопасности жизнедеятельности и защиты в ЧС;
- оценивать личную безопасность, безопасность коллектива, общества, проводить мониторинг опасных ситуаций и обосновывать основные способы сохранения жизни, здоровья и защиты работников в условиях угрозы и возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций.
владеть:
– методикамиописания опасностей конкретного вида деятельности;
– методиками количественной оценки и нормирования опасностей;
– опытом использования научно-технической информации и Internet-ресурсов, баз данных, каталогов и других источников при разработке техники и технологий защиты человека и природной среды от опасностей техногенного и природного характера.
Перечисленные результаты обучения являются основой для формирования следующих компетенций:
общекультурные компетенции:
- владением культурой безопасности и риск-ориентированным мышлением, при котором вопросы безопасности и сохранения окружающей среды рассматриваются в качестве важнейших приоритетов в жизни и деятельности (ОК-7);
- готовностью пользоваться основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-15).
общепрофессиональные компетенции:
- способностью ориентироваться в основных нормативно-правовы актах в области обеспечения безопасности (ОПК-3);
- способностью пропагандировать цели и задачи обеспечения безопасности человека и окружающей среды (ОПК-4);
профессиональные компетенции:
- способностью ориентироваться в основных методах и системах обеспечения техносферной безопасности, обоснованно выбирать известные устройства, системы и методы защиты человека и природной среды от опасностей (ПК-8).
- способностью пропагандировать цели и задачи обеспечения безопасности человека и природной среды в техносфере (ПК-11);
- готовностью использовать знания по организации охраны окружающей среды и защиты в чрезвычайных ситуациях на объектах экономики (ПК-12);
- способностью использовать знание организационных основ безопасности различных производственных процессов в чрезвычайных ситуациях (ПК-13).
- способностью анализировать механизмы воздействия опасностей на человека, определять характер взаимодействия организма человека с опасностями среды обитания с учетом специфики механизма токсического действия вредных веществ, энергетического воздействия и комбинированного действия вредных факторов (ПК-16);
- способностью определять опасные, чрезвычайно опасные зоны, зоны приемлемого риска (ПК-17);
- способностью ориентироваться в основных проблемах техносферной безопасности (ПК-19).