Герои послевоенных лет
Автор: Павлов Константин Олегович
ученик 6 «В» класса МБОУ СОШ № 7
Руководители:
Делль Татьяна Григорьевна,
Мазова Елена Александровна
Анапа, 2020
Содержание
Введение. 3
1. Проблематика героизма тральщиков в послевоенные годы.. 4
2. Мужество героев послевоенных лет. 21
Заключение. 27
Список источников. 28
Введение
Всего за время войны с помощью тралов, корабельной артиллерии и подрывных партий было уничтожено: на Северном театр военных действий – до 2000 мин и минных защитников, на Балтийском – свыше 25000, на Черноморском (включая Азовское море и устья рек) – до 11000, на Тихоокеанском – около 3000 и на реках (без Дуная) – до 1000. Кроме того, донные мины уничтожались также глубинными бомбами (до 600 ед.), а также в ходе водолазного обследования портов (до 300 мин и затонувших торпед).
С помощью катеров-тральщиков в конце войны было уничтожено также немецкое Норген – Порккала-Удское сетевое заграждение протяженностью свыше 14 км. Входе боевых действий отечественными тральщиками было сбито до 100 самолетов противника и потоплено несколько полводных лодок. Тральщики широко применялись в десантных операциях и для перевозок военных грузов. Всего в ходе войны использовалось 1661 противоминных катеров, 330 из которых (19,9%) – погибло. Из указанного числа 636 составляли катера-тральщики специальной постройки (из них погибло 76, т.е. 11.9%) и 486 катеров-тральщиков. переоборудованных из мобилизованных судов (погибло 145, т.е. 29,8%). При этом на долю катеров-тральщиков приходится до 80% всех уничтоженных мин. Защита катеров-тральщиков в ходе боевых действий обеспечивалась малой интенсивностью их магнитного поля, малой осадкой, хорошей управляемостью, дымовыми шашками и высокой выучкой экипажей. Таким образом, тема данного проекта является актуальной.
Цель: Систематизировать представления о роли экипажей тральщиков в послевоенные годы.
Задачи:
1. Изучить проблематику героизма тральщиков в послевоенные годы.
2. Изучить военную биографию прадеда Мазова Василия Александровича.
3. Обосновать вклад героев- тральщиков в Великую Победу.
Проблематика героизма тральщиков в послевоенные годы
Боевые действия на Чёрном море завершились, но минная опасность сохранялась — в годы ВОВ противниками было поставлено 19995 мин и минных защитников. Часть мин была уничтожена во время боевых действий, но остальные необходимо было обезвредить в самые короткие сроки. Это была сложная, смертельно опасная работа и экипажи тральщиков с ней справились.
С начала Великой Отечественной войны германское командование интенсивно минировало порты, рейды и фарватеры СССР на Балтийском, Черноморском и Северном ТВД, а с июня 1942 г. и 900-километровый участок реки Волга (от побережья Каспия до Саратова). ВМФ также с первых дней войны вынужден был выставлять оборонительные (а с 1944 г. и активные) минные заграждения на указанных ТВД, в том числе и в своих водах. В конце войны в зонах действия отечественного флота выставляли минные заграждения и союзники: в юго-западной части Балтийского моря, на Дунае (от устья до Вены), на озере Балатон, у побережья Северной Кореи и на подходах к Порт-Артуру. Данные о минных постановках воюющих сторон в водах СССР за время войны приведены в табл. 5.
Интенсивное минирование наших вод противником с использованием "оружия № 1" второй мировой войны – дойных неконтактных мин (средства борьбы с которыми еще отсутствовали в мире) вызвало необходимость в создании новых противоминных кораблей. Особенно остро, в силу географических особенностей района, эта проблема ощущалась на Балтийском ТВД.
В неконтактных минах использовались магнитные и акустические НВ, построенные как на статическом (срабатывающие при заданной интенсивности и времени воздействия сигнала), так и на динамическом принципе действия (срабатывающие от градиента сигнала за заданный промежуток времени). С целью противотральной защиты в схемах НВ использовались приборы срочности, кратности и их комбинации. В конце войны началось изготовление ДНМ (типа Auster) с гидродинамическим взрывателем. Однако мины эти использованы не были и с выходом советских войск на Одер (в апреле 1945 г.) были вывезены из Штеттина в Баварию, где и попали в руки американского командования.
На некоторых ЯМ в начале войны использовалось устройство, передающее мину после захвата ее тралом с минрепа на тральный трос, после чего мина автоматически подтягивалась к корпусу корабля-буксировщика и подрывалась. Вначале такие мины были эффективны, но отечественные специалисты быстро нашли противодействие таким минам. Было зафиксировано использование глубоководных якорных (п том числе и противолодочных) мин с контактным или гидростатическим взрывателями, отделяющихся от минрепа при получении определенного акустического сигнала и автоматически устремляющихся к поверхности воды; ввиду выявившейся недостаточной эффективности таких мин немецкое командование отказалось от их использования.
Таблица 1. Минные постановки воюющих сторон в зонах действия ВМФ СССР в ходе Великой Отечественной войны
Театры военных действий | СССР | Союзники | Противники | Всего | ||||||
Якорные мины | Донные мины | Минные защитники | Якорные мины | Донные мины | Минные защитники | Якорные мины | Донные мины | Минные защитники | ||
Северный флот | — | — | ||||||||
Балтийский флот | — | — | ||||||||
Черноморский флот | — | — | — | |||||||
Тихоокеанский флот | — | — | — | |||||||
Речные и озерные ТВД | — | — | — | — | — | -500 | — | |||
Всего | — |
В некоторых источниках приводится цифра 42000, включающая, по нашему мнению, и зоны действия американских и японских ВМС.
Рисунок 1. Немецкие неконтактные мины второй мировой войны:
I – корабельная донная магнитная мина (масса ВВ – 825 кг); 2 лодочная донная мина с магнитным или акустическим НВ (масса ВВ – 580 кг); 3- авиационная парашютная донная мина с магнитным, акустическим или магнитно-акустическим НВ (масса НВ – 300 кг); 4 – корабельная якорная неконтактная мина со штерто-грузовым регулятором глубины установки и магнитным или акустическим НВ (масса ВВ – 350 кг); 5 – авиационная якорная неконтактная мина с гидростатическим регулятором глубины установки (масса ВВ – 290 кг); 6 лодочная якорная магнитная мина, выставляемая через минные шахты, с гидростатическим регулятором глубины установки (масса ВВ – 350 кг); 7- лодочная якорная магнитная мина, выставляемая через трубы торпедных аппаратов, с гидростатическим регулятором глубины установки (масса В В – 215 кг)
Рисунок 2. Немецкие контактные мины второй мировой войны:
I – гальваноударная мина с гидростатическим регулятором глубины установки (масса ВВ – 150-220 кг); 2 – гальваноударная мина со штерто-грузовым устройством для автоматической установки на заданную глубину (масса В В – 350 кг); 3 – гальваноударная мина с антенной и штерто-грузовым устройством для автоматической установки на заданную глубину (масса ВВ – 250 кг); 4 – гальваноударная мина с антенным шлейфом и штсрто-грузовым устройством для автоматической установки на заданную глубину (масса ВВ – 250 кг); 5 – гальваноударная мина с устройством автоматическою удержания глубины при изменении уровня воды (масса ВВ – 300 кг); 6- противолодочная мина заграждения с минрепом постоянной длины и гальваноударным или электроконтактным взрывателем (масса ВВ – 30 кг); 7- корабельная гальваноударная мина с автоматической установкой на заданное углубление (масса ВВ – 40 кг); 8 – авиационная гальваноударная мина с автоматической установкой на заданное углубление (масса ВВ – 50 кг): 9 – надповерхностная мина ударно-механического действия (масса ВВ – 30 кг); 10- противолодочная мина с взрывателем нажимного действия (масса ВВ – 75 ki)
С первых дней войны началась мобилизация призывных судов и их мобпереоборудование (табл. 2). Для борьбы с ДНМ на КБФ был организован дивизион деревянных тральщиков ("Сиг" 208 т. 8 уз; "Пикша" – 180 т, 10 уз; "Поволен" – 87,4 т. 8 уз; "Касатка" – 45 г, 10 уз и "Ястреб" – 50 т. 6 уз), используемых для буксировки небольших барж, наполненных железным ломом. Для защиты от подрыва на минах ТШ с металлическими корпусами начали использовать методы размагничивания, в том числе безобмоточного. В заведомо миноопасных районах оборудовались посты противоминного наблюдения, включая плавучие, оснащенные специальными техническими средствами наблюдения. Практика показала, что в сложившихся условиях на КБФ главным звеном ПМО оказались КАТЩ (табл. 3 и 4). По опыту летне-осенней кампании 1941 г. зимой 1941 – 1942 гг. на ленинградских заводах во изменение ранее намеченных планов было построено семь трал-барж и их один специальный буксировщик (с деревянным корпусом), а также переоборудована под плавбазу ТШ бывшая самоходная грунтовозная шаланда "Амгунь" (числящаяся с июня 1941 г. канонерской лодкой), и под электромагнитные KAT1I1 переоборудованы 15 мотоботов; на 30 КАТЩ с металлическими корпусами были установлены размагничивающие обмотки.
С весны 1942 г. появились станции безобмоточного размагничивания. Непрерывно совершенствовалось тральное оружие. Последовательно появились контактные тралы: ТОК-1, MШ-2, КПТ, ПСТ, ГПТ и в 1944 г. класса МТ. Магнитные ДНМ вначале уничтожались упомянутыми трал-баржами, затем БЭМТ (представляющими собой, по существу, Г1МЗ), хвостовыми тралами, а в конце войны – петлевыми (ПЭМТ-2) и соленоидными (СЭМТ-12 и СЭМТ-24). С появлением акустических и магнитно-акустических мин тральщикам для производства тралящих шумов вначале придавались малые охотники МО-IV, а затем начали устанавливаться мембранные акустические тралы.
В начале войны спорным являлся вопрос о создании специальных плавбаз для ТШ. С одной стороны, они были крайне необходимы для КАТЩ, так как качественно повышали коэффициент их оперативного использования, а с другой – легко поражались авиацией противника. В августе 1941 г. под плавбазы ТЩ на заводе № 189 было начато переоборудование двух ("Тында" и "Эвальд"), а на заводе № 194 одного транспортного судов. С 1944 г. потребность в плавбазах ТЩ настолько возросла, что временно их созданием занялся непосредственно флот. После окончания Великой Отечественной войны командиром 1-й бригады траления КВФ. флагманским минером И. И. Метко, а также комиссией ЦНИИВК ВМС под председательством В. Д. Римского-Корсакова командованию ВМФ были представлены предложения о целесообразности включения в план проектирования и постройки кораблей специальных ПБ – штабных кораблей ТЩ.
Если в начале Великой Отечественной войны главной задачей отечественных противоминных сил было обеспечение возможности передвижения сил ВМФ в прибрежных водах (для чего в основном использовались КАТЩ), го после ее решения возникли залачи прокладки выходных фарватеров и проводки за тралами боевых сил флота, десантных отрядов и конвоев. Для этой цели были необходимы эскадренные и базовые тральщики, в которых стал ощущаться острый дефицит.
С неимоверными трудностями в блокадном Ленинграде были достроены два эскадренных ТЩ пр. 59 ("Владимир Полухин", сдан 04.11.42 и "Василий Громов", сдан 09.12.43) и два быстроходных базовых ТЩ пр. 53У ("Контр-адмирал Юрковский", сдан 05.08.41 и "Контр-адмирал Хорошкин", сдан 25.09.44). Еще в августе 1941 г. ВМФ выдал ЦКБ-32 ТГЗ на проект достройки эвакуированных в Зеленодольск 12 корпусов эскадренных ТЩ пр. 59. получивший N 73. Проект был разработан в январе 1942 г., но после экспертизы отправлен на доработку. Рассмотрение доработанного проекта выявило нереальность достройки предложенного корабля в условиях военного времени.
Таблица 2. Тральщики периода Великой Отечественной войны, переоборудованные из мобилизованных судов
Тип переоборудованного судна (по проекту) | Количество переоборудованных судов | Годы переоборудования | Районы боевого использования | Водоизмещение. т | Главные размерения. м | Мощность ГЭУ.лс | Скорость полного хода, уз | Дальность плавания, мили скорость, уз | Артиллерийское вооружение | Тральное вооружение | Экипаж. чел | |
Рыболовные траулеры (проект 33) | 1933-1942 | СФ,ТОФ | 1050—1500 | 50-55x9.0-9.4x х4.1-4.5 | 650-700 | 10-11 | 4000-8000/8 | 2х76*-ММ 2х45-мм 2x12.7-мм | МТШ,МЗТ,ТОК-1** | 43-52 | ||
Рыболовные траулеры | СФ,ТОФ | 44,1x7.4x4.1 | 3000/11 | 2х45-мм 4х7,62-мм | МТШ,МЗТ | |||||||
“Ижорец" (паровые буксиры) | КБФ.ЛВФ | 23x5.5x1,95 | 7.5 | 600/7 | 1х45-мм 2х7.62-мм | МТШ,МЗТ | ||||||
“Дзержинский" паровые буксиры) | КБФ | 38x7.6x2.6 | 7.8 | 600/7 | 1х45-мм 4x12.7-мм | МТШ,МЗТ | ||||||
Речные буксирные пароходы | КБФ.ВВФ.ЛВФ | 160-490 | 30-47x6.0-7.6x1.6-2.3 | 240-400 | 8-12 | 500-1000/6-8 | 1х45-мм*** 2x7,62мм | МТШ,МЗТ**** | 37***** | |||
Рейдовые буксиры “Экспорт-леса" | СФ | 31.6x6.7x3,3 | • | 1х45-мм 2х7.62-мм | МТШ,МЗТ | • | ||||||
Дрифтеры | ТОФ | 270-370 | 28.8—34.6х6.4х хЗ. 1-4.3 | 270-350 | 8-9 | 670-1300/7.5 | 1х45-мм 2х7.62-мм | МТШ,МЗТ | ||||
Паровые буксиры | ТОФ | 100-500 | 25-41x5.2-7.6x х2.1-4.5 | 250—700 | 800 - 2000/7 | 2х45-мм 2х7.62-мм | МТШ,МЗТ | 31-50 | ||||
Грузовые теплоходы | ЧФ | 1960-2010 | 73.8x10.4x3.2 | 9.5 | 3500/8 | 2х76-мм 1—2х45-мм 2х 2.7-мм | МТШ,МЗТ | |||||
Паровые шхуны | ЧФ | 520-1800 | 43—60x8.6—9.6х х2.9-4.2 | 360—410 | 7.5—8.0 | 420-1700 / 5-7.5 | 4х45-мм 1x21-мм 2к 12.7-мм | МТШ,МЗТ | 30-44 | |||
Морские буксиры | 1WI | ЧФ | 200-325 | 30-36х6.2-6.7х х2.5- 3.7 | 350—450 | 9-12 | 1000-1500 / 8,5 - 10 | 1х45-мм 2x7.62-мм | • | • | ||
Речные колесные буксиры | ШЗ-1944 | ВВФ,КВФ | 65-170 | 19-43x4-14*х0.6— I.5 | 100-280 | 7-10 | 2х45-м,м 2х20-мм 2\ 12.7-мм | Буксировщики трал-барж | 4-17 | |||
Морские колесные буксиры | КБФ,СФ | 195-290 | 47—18x13—14х1—1.5 | 200-300 | 7.5 | • | 1*45-мм 2х7.62-мм | ОТШ,КТ-1,МТШ | • | |||
Пассажирские суда | ЧФ | 150-400 | 27—46x6.6—7.9ч х2.0—2.4 | 200—400 | 6-9.5 | • | 2х45-мм 1х7.62-мм | МТШ,МЗТ | 16-40 | |||
Морские буксиры | 1942-1945 | КБФ | 180-550 | 28—49x6.6—7.9х х2.0 2.4 | 200-600 | 9-9.5 | • | 1х45-мм 1x7.62-мм | МХТ,МТШ | 22-44 | ||
Колесные буксиры | 1943-1944 | КБФ | • | • | 70- 110 | • | • | • | Буксировщики ЭМТ | • | ||
Колесные буксиры | БВФ,СФ | 38.4x6.0x0.8 | 550/6 | 2х45-мм 2х7.62-мм | ОТШ-2,МХТ | |||||||
Речные буксиры | БВФ,СФ | 28.2х6,5x1.2 | 193/7 | 1х45-мм 2х12.7-мм | ОТШ-2,МХТ | |||||||
Трофейный немецкий тральщик | ДуВФ | 47.5x7.2x1.7 | 12.5 | • | 2x37-км 3x20* км | • | ||||||
Югославские буксиры | 1944—1945 | ЛуВФ | 180-320 | 25-40хx4.5-10.5x1.1-1.5 | 150—180 | 8.5-9.0 | • | • | ЭМТ | 18-22 | ||
Днепровские буксиры | ПВФ | • | • | • | • | • | • | • |
• Все корабли погибли, данные о ТТХ в архивах не обнаружены
Примечание.
СФ – Северный флот, ТОФ – Тихоокеанский флот. КВФ – Краснознаменный Балтийский флаг. ЛВФ – Ладожская военная флотилия. ВВФ – Волжская военная флотилия. ЧФ – Черноморский флот. КВФ – Каспийская военная флотилия. БВФ СФ – Беломорская военная флотилия Северного флота. ДуВФ – Дунайская военная флотилия, ПВФ- Пинская военная флотилия
* На некоторых кораблях: вместо 2х76-мм орудий установлены 45-мм. а на тpex 1x100-мм; вместо 2х20-мм установлены 1х37-мм и 1х20-мм; дополнительно установлены бомбометы.
** На некоторых кораблях установлены тралы КТ-1 и АТ.
*** На отдельных кораблях установлены 76-мм и 37-мм орудия.
**** На некоторых кораблях установлен трал ОТШ.
***** На подавляющем большинстве кораблей.
Таблица 3 Катера-тральщики периода Великой Отечественной войны специальной постройки и переоборудованные из катеров ВМФ
Тип катера-тральщика | Годы постройки или переоборудования | Количество катеров | Район боевого использования | Водоизмещение полное, т | Главные размерения, м | Мощность энергетической установки, л.с. | Скорость полного хода, уз | Дальность плавания, мили (скорость. уз) | Артиллерийское вооружение | Тральное вооружение | Экипаж. чел. |
"Р"- (Рыбинец) | 1941 — 1944 | КБФ, ЧФ, ЛВФ | 20.8x3.3x1,0 | 9.3 | 800(7) | 1 или 2x7.62-мм | ОТШ-2,КТ-1 | ||||
Я-5 (Ярославец-5) | ЧФ, ДуВФ, ДВФ | 14.6x3.6x0.9 | 320 (6) | 1х7.62-мм | КТ-1 | ||||||
Я-6 (Ярославец-6) | ЧФ | 14.6x3.6x0,9 | 320 (6) | 1x7.62-мм | КТ-1 | ||||||
К-15 и К-17 | КАФ, ЧФ, ДуВФ, ДВФ, ВВФ | 15.5x3.3x0.7 | 6.5 | 850(4.7) | 1х7.62-мм или | КТ-1,ОТШ-2 или КЭМТ-2 | |||||
К-18 | ВВФ, ЛВФ | Р.5 | 15.9x3.3x0.7 | • | 1х12.7-мм | КТ-1 или ОТШ-2 или КЭМТ-2 | |||||
МСВ-38 | 1941-1944 | КАФ, ДуВФ, ЛВФ ВВФ | 16.5 | 14.0x2.9x 0.85 | 68—95 | 8.5 | • | 1х7.62-мм | KЭMT- 2 или МХТ | ||
KM-IV | 1943—1945 | КБФ, ЛВФ, ЧФ, ЛВФ | 19.3x3.4x0.8 | 220 (10) | 1х7.б2-мм | КТ-1 | |||||
KM-II | 1941 — 1942 | КБФ | 13.8x3.1x0.8 | • | 1х7.62-мм | КТ-1 | |||||
“Ж" | ТОФ | 17.3x3.8x1.3 | 1430 (7) | 2x7.62-мм | КТ-1 | ||||||
Д-2 и Д-4 | 1942—1944 | КБФ | 20.3 | 16.9x3.6x1.0 | 7.5 | • | — | ОТШ или КТ-1 | |||
"КЛТ" | 1941-1942 | КБФ | 10.4 | 15.2x2.6x0.7 | 560 (9.5) | 1x7.62-мм | ОТШ | ||||
"А" | КБФ | 15.6x3.0x0.6 | • | 1x12.7-мм 1x7.62 мм | ОТШ | ||||||
пр. 165 (ДБ) | ЧФ | 14.6x3.6x0.9 | • | • | • | КТ-1 | |||||
"Тендер” | КАФ, ЧФ | 10.3x3.3x1.1 | 75 (6) | 1x12.7-мм | К1-1 | ||||||
ДМБ | ЧФ | 13.6x3.8x0.4 | 180(4) | - | КТ | ||||||
Трофейные: KFK | ЧФ,ДуВФ | 23.0x6.0x1.2 | • | 1х37-мм 4x20-мм | • | ||||||
болгарские | ЧФ | 14.0x2.2x1.2 | • | • | • | • | |||||
румынские | ДуВФ | 17-195 | 15—30x3,2—6.2x1.1-1.8 | 1X0-700 | 6-12 | • | • | • | 1-16 |
Примечание. ДВФ – Днепровская поенная флотилия, КАФ – Краснознаменная Амурская флотилия.
Таблица 4 Катера-тральщики, переоборудованные из мобилигованных гражданских катеров
Тип переоборудованного судна | Количество переоборудо-ванных судов | Годы переоборудования | Районы боевого использо-вания | Водоизмещение полное, т | Главные размеренрия, м | Мощность ГЭУ, л.с. | Скорость полного хода, уз | Дальность плавания мили / скорость, уз | Артиллерийское вооружение | Тральное вооружение | Эки-паж, чел |
Рыболовные мотоботы малые | 1941-1942 | КБФ, БВФ | 10-25 | 10—14.5х2.4—3.8х0.7-1.9 | 32-52 | 6.5 8,0 | 200 - 500/4-5 | 1-7.62 мм | МХТ или ОТШ-1 | 6-8 | |
средние | 1041-1943 | КБФ, БВФ, ВВФ | 40—60 | 15—19.5х5.3-5.7х2.0—2.5 | 52-65 | 6.5 -8.0 | 750-9950/4-4,5 | 1-7.62 мм или 12.7 мм | ОТШ-2 или KT-1 или КЭМТ-2 | 7-8 | |
большие | 1942-1943 | КБФ, ЛНФ, ТОФ | 70-90 | 18-20.5x5.8-7.2x 2.1-2.7 | 40- 160 | 6-8 | 1000- 1800/4.5- 5,5 | 1-7.62 мм | ЭМТ | 8-18 | |
Сейнеры малые | 10» | 1941-1942 | AзBФ, ЧФ, КБФ | 35-К0 | 14 19x4-6x1.3—2.6 | 35-65 | 4—8 | 500-1500/3-6 | I-III-7.62 мм | MXT,ЭМТ | 10-16 |
большие | 1941 - 1942 | ТОФ | 115-065 | 22—28x4,6—6.Зх2.4—3.1 | 150 360 | 9-11 | 1500-2200/5-7 | I-II-7.62 мм или 1-45 мм | ОТШ-1 или KT-I | 17-25 | |
Рыболовные парусно-моторные шхуны | 1941 - 1943 | ЧФ, АзВФ | ЭД 131) | I6.5-24.5x4.7-5.9x2.2-ХЗ | 50-100 | 5.5-8 | 600-1400/4-6 | I-IV-7.62мм | МХТ или ОТШ-1 | 9-12 | |
Портовые буксиры | 1941-1943 | АзчВФ, ЧФ, ТОФ, КБФ | 50-115 | 16.5—22х4,8—7.9х 2.7—3.2 | 120— 170 | 1-9 | 500-1250/4.5-8 | I-II-7.62 мм 1-45 мм | ОТШ-1 | 10-20 | |
Речные трамваи | 1942- 1943 | ВВФ, ДНФ | 12+40 | 14,5-20x3.5—5,0х 0,8- 1.4 | 30-120 | 5.3 | 250-350/5-6 | 1-7.62 мм | ОТШ-1 | 5-9 | |
Речные буксирные катера | 1942—1943 | ВВФ | 18x4.1х0,6 | 55-60 | 8—9 | • | 1x1-12.7 мм и.1и 1x2-12.7 мм | • | |||
Колесные катера | ВВФ | 35x12.4x0.5 | 9.1 | • | 1-20 мм | • | • | ||||
Речные буксирные катера малые | ВВФ. | 10-25 | 10-15x2.4-3.5x0.7- 1.0 | 30-65 | 7.6—8.0 4.5-8,0 | 120-300/4-5 | 1-7.62 или 1-12.7 или 1-37 мм или II 7.62 мм | • | 6-7 | ||
средние | ДВФ,ЧФ,БВФ,КБФ | 18-35 | 15—17x3.1—3,3x 0.8-1.1 | 35-100 | 4,5-8,0 | 120-300/4-5 | МХТ или КЭМТ-2 | • | • | ||
Трофейные газогенераторные буксиры | ДВФ | 20х3.5x0.9 | 200/5.5 | • | • | • | |||||
служебные катера | КАФ | 17х4,5x0,9 | 8.6 | • | Буксировщик трал-барж | • |
Примечание: АзВФ – Азовская военная флотилия.
В августе 1943 г. ВМФ принял решение о создании базового тральщика пр. 263 с использованием ленд-лизовских поставок (дизели, неконтактные тралы, радиолокация, гидроакустика). ТТЗ на проектирование корабля было выдано ЦКБ-17 в том же году. Рассмотрение технического проекта в конце 1943 г. выявило нереальность постройки корабля в условиях военного времени и в мае 1944 г. работы по нему были прекращены. Начавшаяся разрабатываться еще в конце предвоенного периода идея создания дешевого массового ТЩ типа пр. 60 позволила КБ завода № 370 разработать в 1943 г. и представить в Управление кораблестроения предложение по созданию такого корабля на базе отечественной техники с использованием вместо паровых машин дизелей. На основании этого предложения ВМФ разработал и утвердил 25.12.43 ТТЗ на проектирование среднего базового тральщика пр. 254. которое было на конкурсных началах поручено КБ завода No 370 (главный конструктор В. Д. Мацкевич) и ЦКБ-17 (главный конструктор Г. М. Вераксо). Выполненные проработки выявили несовместимость требований заданий в части водоизмещения (вместо заданных 380 т оно составило около 500 т). Дальнейшая разработка проекта была поручена ЦКБ-17, однако, он был реализован только после нескольких корректировок ТТЗ (всего их было 11) уже в послевоенный период.
Как видно из и зложенного, ни один из проектируемых во время войны ТЩ по проектам 73, 263, 254 во время войны реализован не был. В то же время потребность в новых ТЩ возрастала с каждым днем. В конечном итоге были найдены два параллельных пути решения этой проблемы: постройка в Ленинграде по упрошенному проект)' корабля минимального водоизмещения с современным оружием, узкоспециализированного для действий на Балтийском ТВД, и закупка по ленд-лизу ТЩ для действий на всех других ТВД. Первый путь решения проблемы реализовывался на основе проекта "морского" КАТЩ, ТТЗ на разработку которого было выдано ВМФ ЦКБ-51 в апреле 1942 г. (основные требования: водоизмещение 60 т, скорость хода 16 уз, наличие контактного, электромагнитного и акустического тралов). Эскизный проект был разработан в октябре 1942 г. Согласно принятому решению технический проект, получивший номер 253, был разработан в двух вариантах: с деревянным и с металлическим корпусами и был направлен на рассмотрение в НКСП, который дал по нему отрицательное заключение, отмстив, в частности, невозможность реализации в сложившихся условиях деревянного варианта. Внеся по полученным замечаниям некоторые изменения в проект (получивший при этом шифр М-253), ЦКБ-51 (главный конструктор Н. Г. Лощинский) представило его в УК ВМФ, которое направило проект на рассмотрение в КБ завода № 189. Последнее упростило проект и во изменение обычной процедуры представило его на рассмотрение командованию Балтийского флота (В. Ф. Трибун, Ю. Ф. Ралль), проект, получивший номер 253Л, был утвержден. Головной корабль был заложен 14.04.43 на заводе № 189, сдан 31.12.43 и в январе 1944 г. передан КБФ. Корабли получили название "малые тральщики" (МТ) и строились двумя сериями: МТ-1 (35 сд.) и МТ-2 (56 ед.) на заводах №189, 370, 190 и 363.
Для ПМД на Северном и Тихоокеанском театрах проблема обеспечения новыми ТЩ была решена путем закупки и аренды ПМК у союзников. Так, в 1942 г. от Великобритании было получено семь БТЩ типа ТАМ (500 т, 11 уз) и три РТШ типа MSS-I26 (200 т, 10 уз), два БТЩ типа MSS-136 (400 т, 10 уз), а от США в 1943 г. – 24 TLU типа AM (914 т, 15 уз) и 43 типа YMS (330 т, 14 уз). В конце 1944 г. советскими войсками в Констанце. Варне и Бургасе было захвачено 29 (включая затопленные и недостроенные) ТЩ типа KFK (103 т, 12 уз), которые незамедлительно были включены в состав противоминных сил Черноморского флота.
Всего за время войны с помощью тралов, корабельной артиллерии и подрывных партий было уничтожено: на Северном ТВД – до 2000 мин и минных защитников, на Балтийском – свыше 25000, на Черноморском (включая Азовское море и устья рек) – до 11000, на Тихоокеанском – около 3000 и на реках (без Дуная) – до 1000. Кроме того, ДН М уничтожались также глубинными бомбами (до 600 ед.), а также в ходе водолазного обследования портов (до 300 мин и затонувших торпед). С помощью КАТЩ в конце войны было уничтожено также немецкое Норген – Порккала-Удское сетевое заграждение протяженностью свыше 14 км. Входе боевых действий отечественными ТЩ было сбито до 100 самолетов противника и потоплено несколько полводных лодок. ТЩ широко применялись в десантных операциях и для перевозок военных грузов. Всего в ходе войны использовалось 1661 ПМК. 330 из которых (19,9%) – погибло. Из указанного числа 636 составляли КАТЩ специальной постройки (из них погибло 76, т.е. 11.9%) и 486 КАТЩ. переоборудованных из мобилизованных судов (погибло 145, т.е. 29,8%). При этом на долю КАТЩ приходится до 80% всех уничтоженных мин. Защита КАТЩ в ходе боевых действий обеспечивалась малой интенсивностью их магнитного поля, малой осадкой, хорошей управляемостью, дымовыми шашками и высокой выучкой экипажей. Общие данные о потерях всех типов ПМК за время войны приведены в табл. 9, |9|. Из нее следует, что главной причиной потерь ТЩ являлся подрыв на минах (31,4%), на вгором месте – атаки авиации (20,5%), на третьем – береговая артиллерия (около 17%) и на четвертом – навигационные причины (15,5%) (в основном за счет мобилизованных судов). Относительно высокие потери ПМК от береговой артиллерии объясняются спецификой Балтийского и речных ТВД (в частности, почти вся Пинская военная флотилия была уничтожена артиллерией танков), а также широким использованием при противоминном обеспечении десантных операций.
Рисунок 3. Подрыв малого ТЩ на ДНМ
При разделе германского флота Советскому Союзу досталось 14 ТЩ типа М-35, 30 типа М-40, 48 типа R и 119 типа KFK (т.е. вместе с захваченными во время войны 29 кораблями – 148), 30 ТЩ. переоборудованных из гражданских судов и четыре прорывателя минных заграждений. В дальнейшем СССР получил еще два итальянских и один японский ТЩ
Общие данные о потерях всех типов противоминных кораблей за время войны приведены в таблице 5.
Таблица 5 Потери противоминных кораблей СССР за время Великой Отечественной войны и причины потерь
Типы противоминных кораблей | Общее число | Потери кораблей | Причины потерь | |||||||||
Число потеряных кораблей | Даля от общею числа. % | Подрыв на минах | Авиация | Береговая артиллерия | Надводные корабли | Подводные лодки | Навигационные повреждения,аварии и столкновения | Взорваны или затоплены собствен ной командой | Другие причины* | Причина неизвестна | ||
Тральщики проектов 3,53,53У,58,59 | 45.2 | I | — | — | — | — | ||||||
Старые тральщики специальной постройки | 85.7 | — | — | — | — | — | ||||||
Ленд-лизовские тральщики типов AM. YMS. ТАМ и MMS (34+43+7+5) | 7.9 | |||||||||||
Малые тральщики проекта 253/1 | 6.5 | — | — | — | — | |||||||
Траулеры, переоборудованные по пр 33 | 18.2 | — | ' | |||||||||
Катера-тральщики специальной постройки и переоборудованные из катеров ВМС | 11.9 |
Продолжение таблицы 5.
Тральщики. переоборудованные из судов | 21.7 | — | ||||||||||||||||
Катера-тральщики, переоборудованные из гражданских катеров | 29,8 | |||||||||||||||||
Трал-баржи | 50,0 | — | — | — | — | — | — | — | ||||||||||
Всего кораблей | 19.9 | 56 *** | 51*** | |||||||||||||||
Потери за войну. % | — | — | — | 31.4 | 20,5 | 17.0 | 4.8 | 3.9 | 15.5 | 2.8 | 1.5 | 2.4 | ||||||
* Под потерянными понимаются затонувшие корабли. В 1944-1946 гг. свыше 20 из числа затонувших кораблей были подняты и опять вступили в строй, что в таблице не учтено.
** Четыре корабля были интернированы н шведских водах, а один уничтожен японским камикадзе.
*** Большие потери от береговой артиллерии понесли тральщики речных флотилий (в частности. Пинская флотилия была расстреляна танками), а также тральщики при проведении десантных операций на СФ.
Из таблицы 5 следует, что главной причиной потерь ТЩ являлся подрыв на минах (31,4%), на втором месте – атаки авиации (20,5%), на третьем – береговая артиллерия (около 17%) и на четвертом – навигационные причины (15,5%) (в основном за счет мобилизованных судов). Относительно высокие потери ПМК от береговой артиллерии объясняются спецификой Балтийского и речных ТВД (в частности, почти вся Пинская военная флотилия была уничтожена артиллерией танков), а также широким использованием при противоминном обеспечении десантных операций.
При разделе германского флота Советскому Союзу досталось 14 ТЩ типа М-35, 30 типа М-40, 48 типа R и 119 типа KFK (т.е. вместе с захваченными во время войны 29 кораблями – 148), 30 ТЩ. переоборудованных из гражданских судов и четыре прорывателя минных заграждений. В дальнейшем СССР получил еще два итальянских и один японский ТЩ.
Данные таблицы 5 свидетельствуют о том, что главной причиной гибели ПМК в ходе боевых действий являлся подрыв на минах, а дальнейшее уточнение показывает, что подрыв на ДНМ с магнитным ИВ. Поэтому вопрос о магнитной защите ПМК заслуживает особого рассмотрения.
Магнитная защита отечественных ПМК осуществлялась в рамках глобальной программы размагничивания корабельного состава ВМС. К необходимости реализации этой программы командование ВМС пришло. располагая данными об использовании магнитных мин в бомб. Работы, необходимые для достижения поставленной цели, были начаты в ходе выполнения первой кораблестроительной программы СССР. Сущность изложена в труде инженера контр-адмирала В.А.Ткаченко |10|. Работы финансировались МТУ (Минно-торпедное управление) и УК ВМС, курировались НИМТИ и НИВК, были начаты в одном из КБ Главморпрома. а затем продолжены в Остехбюро под начальством Бакуриани. При Остехбюро был организован отряд опытовых судов, в состав которого, в частности, входило судно "Мороз", являвшееся, по-видимому, первым носителем размагничивающих обмоток. Судно это было переоборудовано из построенного в 1914 г. буксира. конце первой мировой войны при минировании в 1920 г. англичанами устья Северной Двины, а также о разработках, ведущихся по использованию магнитного канала во взрывателях торпед и
По итогам Второй мировой войны Советский Союз получил итальянские, немецкие и японские корабли и большое количество технической документации.
Мужество и героизм моряков в годы Великой Отечественной войны были высоко оценены правительством: более 350 тыс. матросов, старшин, офицеров и адмиралов были награждены орденами и медалями, около 600 морякам присвоено звание Героя Советского Союза, 7 военных моряков удостоены звания Героя Советского Союза дважды, 78 кораблей удостоены почетного наименования гвардейских, 238 кораблей награждены боевыми орденами.