ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
по дисциплине
для студентов 2 курса очной формы обучения
по направлению 44.03.01 Педагогическое образование,
профиль – физическая культура
Составитель: ____________Ю.И. Разинов
Утверждено «19» апреля 2017 г. на
заседании кафедры теории и методики
физического воспитания и спортивной
тренировки, протокол № 10
Зав. кафедрой______________ В.Г. Никитушкин
Москва 2016/17 уч. год
1. Определение понятия «физическая культура». Соотношение понятий «культура» (общества, личности) и «физическая культура». Цель и задачи теории физической культуры, ее место в учебном процессе.
2. Типы уроков в физическом воспитании. Особенности постановки и реализации задач в урочных занятиях. Особенности форм занятий урочного и неурочного типа. Особенности занятий урочного типа.
3. Раскройте понятия: «физическая культура»: «физическое воспитание», «физическая подготовка», «физическое развитие», «физическое совершенство».
4. Методы строгой регламентации физических упражнений, направленные на воспитание двигательных способностей.
5. Понятие о системе физического воспитания как об упорядочивающих началах практики физического воспитания, ее исходных основах (социальных, научно-прикладных, программно-нормативных, организационно-управленческих) и формах целостной организации в обществе.
6. Выносливость как физическое качество. Сенситивные периоды воспитания выносливости. Направленные воздействия на аэробные и анаэробные возможности организма. Особенности воспитания общей выносливости, «переноса» выносливости.
Воспитание специфической выносливости («силовой», «скоростной», «координационной», смешанного типа.
7. Суть основных задач, решаемых в процессе физического воспитания; специфические задачи по оптимизации физического развития. Специфические образовательные задачи по обеспечению физического образования. Общепедагогические задачи по воспитанию личностных качеств.
8.Сила как физическое качество, сенситивные периоды воспитания силовых способностей, воспитания собственно силовых способностей и её производных.
9. Принципы как обобщенное выражение важнейших положений системы физического воспитания. Сущность принципа гармоничного развития личности. Основные прикладные положения принципа связи физического воспитания с трудовой и оборонной практикой.
10. Нормирование нагрузки и отдыха при выполнении силовых упражнений в рамках отдельных занятий и серий занятий. Скоростно-силовые способности, задачи по их воспитанию. Единство силовых и скоростных способностей, проявляемых в различных видах спорта.
11. Физические упражнения – основное специфическое средство физического воспитания. Понятие о содержании и форме физических упражнений.
12. Быстрота как физическое качество. Средства и методы воспитания быстроты.
13. Способы распределения материала и организации деятельности занимающихся в уроке физического воспитания («круговой» и «линейный» способ; «фронтальный»; «групповой» и «индивидуальный» способы и т.д.).
14. Гибкость как объект направленного воздействия в физическом воспитании. Критерии и способы оценки гибкости. Особенности задач по развитию гибкости, решаемые на различных этапах воспитания. Возрастные периоды, наиболее благоприятные для направленного воздействия на развитие гибкости.
15. Соотношение и общая последовательность, порядок распределения материала по частям занятия, моторная и общая плотность, динамика нагрузок и порядок ее чередования с интервалами отдыха.
16. Задачи обучения: общеобразовательные, профессионально-прикладные, спортивно-технические. Этапы обучения и их задачи.
17. Представление об ориентировочной основе действия (ООД) основных опорных точках (ООТ). Подготовка к обучению движению, и готовности обучаемого к его выполнению,
оптимальная готовность к разучиванию действия и доступность учебного материала.
18. Ловкость как физическое качество. Двигательные координационные способности как основа ловкости, средства и методы воспитания ловкости.
19. Двигательное умение и навык. Характерные особенности, закономерности формирования.
20. Принцип сознательности и активности, его сущность и главные положения, конкретизирующие эти принципы в сфере физического воспитания.
Принцип наглядности, его реализация в физическом воспитании.
21. Характеристика структуры и содержания занятия, порядок распределения материала по частям занятия, моторная и общая плотность, динамика нагрузок и порядок ее чередования с интервалами отдыха.
22. Принцип сознательности и активности, его сущность и главные положения, конкретизирующие эти принципы в сфере физического воспитания. Принцип наглядности, его реализация в физическом воспитании.
23. Оздоровительные силы природной среды. Гигиенические факторы как средства (условия) физического воспитания.
24. Нагрузка и отдых как взаимосвязанные компоненты процесса физического воспитания. Обусловленность эффекта нагрузки количественными и качественными характеристиками интервалов отдыха.
25. Методы упражнения в соревновательной форме, определяющие черты, представляемые им возможности и ограничения. Методы упражнения в игровой форме, определяющие черты, представляемые им возможности и ограничения.
26. Последовательность этапов в процессе обучения двигательному действию, их соотношение со стадиями формирования двигательного навыка. Характеристика этапов обучения двигательным действиям, формирования смысловой основы действий (1 этап), оптимизация ориентировочной основы (2 этап).
27. Способы распределения материала и организации деятельности занимающихся в уроке физического воспитания («круговой» и «линейный» способ; «фронтальный»; «групповой» и «индивидуальный» способы и т.д.).
28. Характеристика физического упражнения в качестве целостного двигательного действия, совершаемого по закономерностям физического воспитания. Форма физического упражнения как способ его выполнения, характеризующийся пространственной, временной и динамической упорядоченностью параметров.
29. Принципы доступности и учета индивидуальных особенностей занимающихся: сущность, положение, конкретизирующие эти принципы в сфере физического воспитания.
30. Принцип непрерывности процесса физического воспитания и системного чередования в нем нагрузок с отдыхом;
31. Методы строгой регламентации физических упражнений, используемые при обучении двигательным действиям.
32. Планирование и контроль как инструменты оптимального построения процесса физического воспитания и управления его эффектами. Взаимообусловленность планирования и контроля, их единство. Сущность, объективные основы и аспекты планирования
33. Особенности задач, решаемых на начальных этапах физического воспитания, их обусловленность закономерностями возрастного развития детей в дошкольные периоды жизни, потребностями подготовки к предстоящей деятельности, условиям семейного быта; критерии реализации задач.
34. Планирование и контроль как инструменты оптимального построения процесса физического воспитания и управления его эффектами. Взаимообусловленность планирования и контроля, их единство. Сущность, объективные основы и аспекты планирования.
35. Методические основы направленного использования факторов физической культуры в условиях дошкольных учреждений, семейного быта дошкольников.
36. Планирование и контроль как инструменты оптимального построения процесса физического воспитания и управления его эффектами. Взаимообусловленность планирования и контроля, их единство. Сущность, объективные основы и аспекты планирования.
37. Методические основы направленного использования факторов физической культуры в условиях дошкольных учреждений, семейного быта дошкольников.
38. Планирование в физическом воспитании. Требования, содержание плана, этапы планирования, составление модели, оформление.
39. Спорт его назначение и значимость. Разновидности спортивной деятельности. Классификация видов подготовки.
40. Педагогическое планирование, разделы планирования, годовой план-график учебного процесса, рабочий (тематический) план на четверть (триместр), план-конспект занятия.
41. Особенности задач, содержания и построения вузовского курса физического воспитания. Типовое содержание программы по физическому воспитанию студентов; ее нормативные основы. Отличительные черты методики и общего построения занятий в подготовительном и специальном отделениях, отделении спортивного совершенствования.
42. Контроль и учёт физкультурной деятельности, требования, методы, документы учета и контроля, учет успеваемости.
43. Физическая культура как фактор оптимизации студенческого быта и оздоровления. Особенности занятий спортом, направленные к высшим спортивным достижениям, в период вузовского образования.
44. Социальные факторы, определяющие значение физической культуры в жизни людей пожилого и старшего возраста. Характеристика физических упражнений, адекватных возможностям стареющего организма, принципы их выбора и нормирования, связанных с ними нагрузок. Методические основы, особенности построения системы занятий.
45. Медико-биологические основы занятий физической культурой и спортом с женщинами. Анатомо-физиологические особенности женского организма: учет в процессе занятий физической культурой и спортом.
46. Представление о ППФК и ее актуальность в современных условиях. Задачи профессионально-прикладной физической культуры критерии качества их решения.
47. Значение физической культуры в оптимизации повседневного режима жизни людей пожилого и старшего возраста. Оздоровительно-гигиенические, реабилитационные, рекреативные и другие формы использования ее факторов.
48. Средства ППФК и некоторые подходы их использования. Методические особенности построения ППФК. Формы занятий в сфере ППФК.
49. Способы распределения материала и организации деятельности занимающихся в уроке физического воспитания («круговой» и «линейный» способ; «фронтальный»; «групповой» и «индивидуальный» способы и т.д.).
50. Значение нормальной осанки для здоровья человека. Внешние признаки, факторы и значение осанки. Средства и особенности методики воспитания осанки. Элементарные, основные и специально-коррегирующие формы упражнений «на осанку».
51. Способы распределения материала и организации деятельности занимающихся в уроке физического воспитания («круговой» и «линейный» способ; «фронтальный»; «групповой» и «индивидуальный» способы и т.д.).
52. Единство базового курса физического воспитания и дополнительных спортивных занятий в системе воспитания юных спортсменов.
53. Годовой (крупноцикловой) план как связующее звено между перспективным и этапным планированием. Особенности форм и операций этапного планирования. Особенности форм и операций оперативно-текущего планирования.