Музыка это вид искусства, отражающий действительность и обладающая воздействием на человека через осмысленные специфическим образом, организованные звуковые комбинации. Музыка определяется как специфическая разновидность звуковой деятельности людей.
Современные исследователи подчеркивают важность музыкального искусства в деле нравственного воспитания младших школьников.
Через формирование интереса у детей к музыке, возможно познание ими богатого мира искусства, что позволит реализовать опознавательные воспитательные функции музыки и сформировать духовную и нравственную культуру детей.
Обучение музыкальному искусству, в современной начальной школе, носит интегрированный характер. Ученик становится не объектом, а субъектом музыкального образования, осваивающим музыкальную культуру в качестве целостного явления и частью общей мировой культуры.
ФГОС подразумевает интегративный подход в музыкальном образовании. Принципиальное отличие стандартов – личностный, а не предметный результат. Главная цель это развитие личности учащегося, которое происходит благодаря целенаправленной организации и планомерному формированию музыкальной учебной деятельности.
Спецификой музыкального образования в школе является формирование целостного представления о музыке, её истоках, образности, разнообразии жанровых форм.
Центральным понятием ФГОС являются универсальные учебные действия (УУД), которые призваны обеспечивать стадии усвоения программного материала. В УУД прослеживается взаимосвязь с достижением метопредметных результатов под которыми подразумеваются способы действия позволяющие ученикам решать задачи не только в рамках конкретного задания или учебного процесса, но и в различных жизненных ситуациях.
Актуальность метопредметных результатов обусловлена необходимостью развития мобильности, креативности и способности применять свои знания на практике.
В составе основных видов УУД можно выделить ключевые действия: личностные действия, познавательные действия, регулятивные действия, коммуникативные действия.
Личностные учебные действия по предмету «Музыка» выражаются в стремлении реализации своего творческого потенциала, готовности выражать и отстаивать свою эстетическую позицию; в формировании ценностно-смысловых ориентаций и духовно-нравственных оснований, развитии самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма.
В изучении предмета «Музыка» учащимся важно ясно представлять цель предмета, а именно, что музыкальное произведение, представляющее настоящее искусство, – это мысль, выраженная в виде звуков, которая провозглашает духовно-нравственные ценности человечества. Именно это составляет сущность регулятивных действий по музыке.
Познавательные универсальные действия включают в себя приобщение к шедеврам мировой музыкальной культуры – народному, профессиональному музыкальному творчеству – способствует формированию целостной художественной картины мира, воспитанию патриотических убеждений, толерантности жизни в поликультурном обществе, развитию творческого, символического, логического мышления, воображения, памяти и внимания, что в целом активизирует познавательное и социальное развитие учащегося.
Коммуникативные учебные действия по предмету «Музыка» формируют умение слушать, способность встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для каждого человека проблем жизни и продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми.
Задачи предмета «Музыка»: формирование и развитие культуры музыкального восприятия у младших школьников: приобретение опыта музыкально-слушательской деятельности и новых музыкальных впечатлений, формирование потребности восприятия музыки, воспитание адекватных эмоциональных реакций на музыку;
формирование и развитие музыкально-творческой культуры личности,
неразрывно связанной с образным ассоциативным мышлением и
воображением, проявляющейся в самостоятельности и творческом подходе к
различным видам музыкальной деятельности, в интересе ребёнка к
сочинению музыки;
формирование и развитие музыкально-информационной культуры
личности: воспитание музыкально-познавательных потребностей и интересов, приобретение основ музыкально-теоретических и музыкально-исторических знаний;
формирование и развитие музыкально-релаксационной культуры: освоение детьми доступных им приёмов снятия психического и мышечного напряжения в процессе выполнения разнообразных музыкально-терапевтических упражнений.
Музыкальные знания: первый уровень обобщенные знания – характеризуют природу музыкального искусства как социального явления;
второй уровень знания о существенных особенностях музыкального языка, закономерностях построения и развития музыки.
Музыкальные умения. Восприятие музыки основа формирования музыкальной культуры школьника. Способность дать эстетическую оценку произведению - один из показателей музыкальной культуры школьника. А восприятие это основа всех видов исполнительства т.к. оно не возможно без эмоционального бессознательного отношения к музыке без ее оценки.
Музыкальные навыки. Находятся в непосредственной связи с учебной музыкальной деятельностью школьников и выступают в определенных приемах исполнения музыки.
Концепция программы Д.Б. Кабалевского
Цель уроков музыки в общеобразовательной школе – воспитание музыкальной культуры школьников как необходимой части их общей духовной культуры.
Ведущие задачи:
1) формирование эмоционального отношения к музыке на основе ее восприятия;
2) формирование осознанного отношения к музыке;
3) формирование деятельно-практического отношения к музыке в процессе ее исполнения, прежде всего хорового пения, как наиболее доступной формы музицирования.
Основные принципы программы:
- изучение музыки как живого искусства, опора на закономерности самой музыки;
- связи музыки и жизни;
- интереса и увлеченности в музыкальном обучении;
- единства эмоционального и сознательного;
- единства художественного и технического;
- тематического строения программы по музыке.
Метод музыкального обобщения. Метод музыкального обобщения выступает в виде совокупных способов организации деятельности учащихся, направленных на усвоение ключевых знаний о музыке.
1.Задача метода: активизировать музыкальный и жизненный опыт школьников, который необходим для введения темы или ее углубления.
2. Цель: познакомить учеников с новым знанием.
3. Закрепление знания в разных видах учебной деятельности, формирование способности самостоятельно ориентироваться в музыке не основе полученных знаний.
Перспективный метод ретроспективы. Это система взаимосвязанных тем. Урок − звено общей темы всей программы. Задача: выбор наилучшего варианта «забеганий и возвращений»
Метод эмоциональной драматургии. Уроки строятся по двум основным принципам: эмоционального контраста и последовательного обогащения, развития того или иного эмоционального тона урока. Задача: соотнести тот или иной предлагаемый принцип построения музыки с конкретными условиями уровня музыкального и общего развития учащихся.
Ю.Б.Алиев программа. Концепция музыкального образования школьников
В начальной школе закладываются основы музыкального образования, понимаемого и как процесс, и как результат знакомства с лучшими доступными детям произведениями мирового музыкального искусства, с народной музыкой; приобретаются опорные знания о музыке и музыкантах.
В I классе всю музыкальную программу объединяет тема «Музыка рассказывает о жизни». Учащимся предлагаются детские песни и музыкальные произведения где языком музыки рассказывается о доме и школе, детских играх и танцах, о природе, сказках, т. е. дети знакомятся с произведениями на близкие и понятные им темы; при этом они проникаются теми разными настроениями, которые выражает музыка, и начинают осознавать, что музыка нужна им в жизни.
Во II классе делается акцент на ознакомлении с музыкой, выражающей чувства и мысли человека, и с музыкой изобразительного характера.
Программа III класса посвящается теме «Музыкальные формы и жанры». Дети знакомятся с малыми и крупными музыкальными формами, с жанрами симфонической, оперной и балетной музыки.
В IV классе вводится тема «Русская народная музыка и ее использование в творчестве композиторов». Заключает программу начальной школы тема, подводящая итог всему пройденному, — «Музыкальная жизнь страны». Ею открывается новая тематическая линия, которая будет в дальнейшем одной из ведущих.
В V классе учащиеся получают представление о разнообразии жанров народной музыкальной культуры; знакомятся с творчеством М. И. Глинки, А. П. Бородина, М. П. Мусоргского, Н. А. Римского-Корсакова, П. И. Чайковского.
В VI и следующих классах главной становится тема, которая впервые вводится в школьную программу — «О стилях в музыке». Учащиеся получают представления о классической русской национальной музыке, о венской классической школе, о творчестве композиторов-романтиков; об индивидуальном стиле некоторых композиторов-классиков; об особенностях исполнительских стилей; знакомятся с музыкой современных отечественных композиторов.
В VII—VIII классах вводятся обобщающие темы, такие как «Музыка «серьезная» и «легкая» — две составляющие единого музыкального мира современности», «Музыкальное самообразование и повышение духовной культуры», «Музыка в кино и театре».
Урок музыки предполагает непременно восприятие, исполнение музыки и (в доступных пределах) музыкальное творчество. Это осуществляется главным образом в процессе таких видов музыкальной деятельности, как слушание музыки и хоровое пение.
Кроме того, в урок вводятся движение под музыку, импровизация (певческая и двигательная) и игра на элементарных музыкальных инструментах. Они используются как эффективные приемы, помогающие детям лучше понять и почувствовать музыку.