МЕТОДИКА
ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Учебно-методические рекомендации
Архангельск
Рассмотрены и рекомендованы к изданию на заседании
кафедры педагогики, психологии и профессионального обучения
Архангельского государственного технического университета
«29» июня 2007г.
Составители:
Е.А. СМЯГЛИКОВА, начальник отдела воспитательной работы;
С.В. ЗАОЗЕРСКАЯ, канд. пед. наук, доц. кафедры педагогики,
психологии и профессионального обучения
Научный редактор
Т.С. БУТОРИНА, д-р пед. наук, проф.
Рецензенты:
Т.В. Молодцова, канд. пед. наук, руководитель научно-
методического отдела АО ИППК РО;
С.Ю. Мосягина, канд. пед. наук, доцент кафедры педагогики, психологии и профессионального обучения АГТУ
УДК 371.4 (075.32)
Смягликова Е.А.Методика воспитательной работы: учебно-методические рекомендации / Е.А. Смягликова, С.В. Заозерская. - Архангельск: Изд-во Арханг.гос.тех.ун-та, 2007. - 56 с.
Разработаны на кафедре педагогики, психологии и профессионального обучения Архангельского государственного технического университета. Учебно-методические рекомендации содержат планы семинаров и практических занятий, включающие основные понятия, литературу, практические задания, темы расчётно-графических работ по дисциплине «Методика воспитательной работы». Программа спецкурса «Развитие педагогической мысли в XVIII веке» (на примере Архангельского Севера) раскрывает вопросы истории отечественной педагогики. Рекомендации и спецкурс могут использоваться студентами вузов, колледжей, училищ, педагогами в системе повышения квалификации и переподготовки работников образования.
Табл. 1. Библиогр. 144 назв.
©Архангельский государственный
технический университет, 2007
© Е.А. Смягликова, С.В. Заозерская, 2007
Введение
Современное общество все более осознает, что непрерывность процесса воспитания и формирования личности требует обеспечения в образовательных учреждениях системной воспитательной работы, направленной на духовно-нравственное становление личности, гражданское, трудовое воспитание, создание условий для развития интеллектуальной, эмоционально-чувственной и деятельностной сфер в системе ценностных ориентаций, подготовки к жизненному самоопределению. Данные доказательства убедительно прозвучали на всех уровнях системы образования, в документах, отражающих современную государственную политику в области воспитания и образования: в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года.
Развитие воспитания в системе образования рассматривается как условие и один из способов решения существующих в современном обществе социальных проблем детства – преодоление безнадзорности, преступности, наркомании и других видов девиантного поведения подрастающего поколения. Усиление воспитательной функции учреждений образования направлено на повышение эффективности реализации конституционных прав ребенка в процессе образования, расширение возможностей реализации творческого потенциала одаренных детей, формирование мотивации к обучению, профессиональному самоопределению, активному участию в решении социально-политических и экономических проблем государства.
Основная цель настоящего пособия – формирование системы знаний, позволяющих успешнее адаптироваться к среде с целью профессионального роста в различных коллективах и при руководстве людьми. «Методика воспитательной работы» должна помочь студенту стать профессионалом в том виде деятельности, который он выберет. Профессионализм включает глубокие знания по специальности, навыки человеческого общения и способность с интересом заниматься любым видом деятельности.
Семинарские и практические занятия по дисциплине «Методика воспитательной работы» призваны углубить и детализировать знания по вопросам воспитания и формирования личности, взаимоотношений личности и коллектива, выработать необходимые умения и навыки анализа воспитательных ситуаций, решения педагогических конфликтов, организации воспитательной деятельности в системе образовательного учреждения.
Требования к знаниям, умениям и навыкам, приобретенным
в результате изучения дисциплины
Специалист должен:
- знать условия формирования личности, ее свободы, ответственности;
- уметь дать психологическую характеристику личности;
- понимать взаимоотношения личности и коллектива;
- знать принципы, методы и формы воспитания;
- владеть навыками анализа воспитательных ситуаций;
- разрешать педагогические конфликты;
- организовать воспитательную деятельность в системе образовательного учреждения.