Система действующих лиц.
Самая большая ошибка автора – составлять своего героя отдельно от остальных действующих лиц, в вакууме.
Высвечивать образ героя прожектором, вместо того чтобы сделать его чётче – превращает в блеклую фигуру.
Самое важное: сравнение взаимосвязи героя.
Все действующие лица связаны и определяют друг друга в четырёх главных аспектах повествования:
1. По сюжетной функции (главный герой, компаньон, жертва, антагонист)
2. По архетипу (король – волшебник – трикстер)
3. По отношению к главной теме
4. По конфликту (противопоставлению сил)
Система действующих лиц, сюжетная функция:
1. Герой. Его проблема – проблема всего фильма.
2. Противник
3. Союзник
4. Противник/ложный союзник
5. Союзник/ложный противник
6. Герой побочной линии
Дополнение: его назначение часто неверно трактуется авторами. Побочная линия пишется для того, чтобы сравнить, как по-разному подходят к проблеме ГГ и герой второго плана.
Ключевой момент: герой побочной линии, как правило, действует не на стороне главного героя. Такой герой (как противник и союзник) представляют собой способ углубить образ главного героя путём сравнения и доп.блок сюжетного задания. Герой побочной линии двигается параллельно с ГГ, но финал у них общий.
Техника работы с персонажами, два главных героя:
- Любовная история
- Бадди-муви
Удаление лишних персонажей. Вводя в сюжет действующее лицо, спросите себя – есть ли у него важная функция в общем сюжете? Если её нет, персонаж только для колорита/заполнения пустоты – удалите его.
Архетипы
Архетипы – глубинные психологические установки личности/роли которая личность играет в социуме. Вытачивая герой из болванок-архетипов, можно не изобретать велосипед, и сразу «попасть» в узнаваемый набор черт.
Ключевой момент: архетип нужно сделать уникальным, нарастить.
По архетипам – Юнг.
Архетипы:
Король/отец
Примеры: Отец Гамлета, Зевс,
Сила: возглавляет семью/страну
Сопутствующие слабости: заставляет жену/страну жить по жестоким законам, замыкается в себе, тонет в коррупции
Королева\мать - аналогично
Мудрый старец/старуха/наставник/учитель
Сила: даёт знание
Слабость: честолюбие, или насаждает свои мировоззрения.
Воитель:
Сила: устанавливает справедливость
Слабость: зло и несправедливость, фашизм, фанатизм, радикальность
Волшебник/шаман:
Сила: умеет показать суть вещей, способен управлять могучими силами природы
Слабость: с помощью тайных знаний порабощает ближних/открывается демонам
Трикстер:
Сила: добивается своего хитростью, обманом и ловкими речами
Слабости: легко превращается в лжеца
Трудный ребёнок, несносный деннис
Художник/шут:
Сила: даёт людям понимание того, что хорошо что плохо, формирует представления о прекрасном и будущем, разоблачает уродство и глупость
Слабости: превращения в нетерпимого перфекциониста, циник, создаёт мир где всё и всем можно управлять, или всё рушит и обесценивает
Любовник:
Сила: Заботливость, внимание и чувственность, делает жизнь другого человека наполненной и счастливой.
Бунтарь:
Сила: имеет смелость в одиночку пойти против системы.
Слабость: исторгнут из общества, является изгоем
Невинный/ребёнок
Девиз: «Свободен быть собой»
Основное желание: попасть в рай
Цель: быть счастливым
Наибольший страх: быть наказанным за то, что совершил плохое
Стратегия: делать все правильно
Слабость: скука от своей наивной невинности
Талант: вера и оптимизм
Невинный также известен как: утопист, традиционалист, наивный, мистик, святой, романтик, мечтатель.
Исследователь
Девиз: «Не заговаривай меня»
Основное желание: свобода узнать себя, исследуя мир
Цель: испытать лучшую, более подлинную, более полноценную жизнь
Самый большой страх: попадание в ловушку, соответствие и внутренняя пустота
Стратегия: путешествие, поиск и преодоление новых вещей, избавление от скуки
Слабость: бесцельное блуждание
Талант: автономия, амбиции, верность своей душе
Исследователь также известен как: ищущий, странник, индивидуалист.
Создатель
Правитель
Шут/трикстер
Девиз: «Вы живете только один раз»
Основное желание: жить в настоящий момент с полным наслаждением
Цель: хорошо провести время и осветить мир
Наибольший страх: скучать по другим
Стратегия: играть, шутить, быть смешным
Слабость: легкомыслие, трата времени
Талант: радость
Шут также известен как: дурак, обманщик, шутник или комик.
Так появились 12 архетипов, каждый со своими особенностями и главными ценностями:
1. Простодушный олицетворяет безопасность;
2. Мудрец — понимание;
3. Искатель — свободу;
4. Бунтарь — независимость;
5. Маг — силу;
6. Герой — мастерство;
7. Шут — удовольствие от жизни;
8. Славный малый — принадлежность;
9. Заботливый — комфорт;
10. Любовник — наслаждение другими людьми;
11. Правитель — контроль;
12. Творец — инновации.
Система действующих лиц.
Все персонажи должны быть распределены в сетке ролей согласно их взглядам, но в первую очередь – согласно главной теме произведения, и идей, ей противостоящих.
Главная тема – это авторское высказывание о ваших жизненных ценностях, выраженное через персонажей и их действия.
Главная тема – это нравственная позиция автора, его представления о достойной и недостойной жизни, уникальна для каждого произведения.
Порядок этапов на практике.
1. Сформулируйте и запишите главную этическую проблему в сюжете. Если вы хорошо составили замысел – это будет не трудно.
Основные проблемы этики
- — проблема критериев добра и зла;
- — проблема смыслажизни и предназначения человека;
- — проблема справедливости;
- — проблема должного
2. Сравните ГГ с остальными действующими с точки зрения:
- слабости
- психологической и моральной нужды
- стремления
- ценностей
- силы, статуса и возможностей
- подхода к главной этической проблеме сюжета
3. Сравните самую важную пару – герой и его противник. Во многих отношениях противник служит «камертоном» для настройки повествования. Он не только обрисовывает ГГ, но и таит потенциал построения правильной системы действующих лиц.
4. Сравнение героя и остальных участников процесса.
Критерий: каждый из персонажей должен по-своему подходить к решению этической проблемы героя (иметь свою трактовку главной темы).
ГГ - у неё всё тяжело в жизни, она задумывается о суициде.
Она идёт, и с каждым шагом – флешбеки.
Сцены:
Действия, где теряет цельность:
- Учитель
- Родители
- Сверстники
- Кружок (театральный или спортивный). Танцуют вальс (отношения?)
Этический конфликт: на нас каждый день давит много факторов. Иногда под грузом этих факторов человек может перестать слышать свой голос, и сломаться.
Символ: осколки сердца. Окружающие небрежно с ними обращаются, не замечают их.
Герои:
Катарсис: сцена слияния двух кадров: шаг с крыши/шаг на сцену