Практический блок
1. Заполнить схему «Социализация»
Контролирующий блок
проверка схемы и конспекта на следующем очном уроке 13.10
Подготовиться к проверочной работе по теме «Социальный контроль»
Социализация личности
1) Понятие социализации
2) Механизмы социализации: подражания, имитация, идентификация; полоролевая идентификация (маскулинность/фемининность); социальной оценки желаемого поведения (фасилитация/ингибиция); конформность,негативизм.
3) Стадии социализации: адаптация, индивидуализация и интеграция.
4) Факторы социализации: микрофакторы; мезафакторы; макрофакторы; мегафакторы
5) Институты социализации: семья, школа (или школьный класс), производственная группа.
2.2.1.Понятие социализации
Истоки современных теорий социализации, по мнению многих авторов, находятся в трудах французского социолога Габриэля Тарда, считавшего, что основа социальной жизни — усвоение индивидуальными сознаниями существующих верований, убеждений. Понимание желаний и намерений других и взаимодействие на этой основе. В центре социальной жизни лежит отношение нашего «Я» к другим «Я», непрестанное взаимное влияние. Основным механизмом такого взаимодействия (или социализации) Г. Тард провозгласил подражание, регулируемое обществом через свои социальные институты — систему образования и воспитания, семью, общественное мнение, а отношения «учитель — ученик» — типовым социальным отношением.
Возникновение же самого термина «социализация» связывают с именем американского социолога Ф.Г. Гиддингса, который назвал так процесс формирования личности, происходящий как в результате стихийного воздействия окружения, так и благодаря воздействиям общества «согласно сознательному плану». Подобные воздействия исходят от семьи, школы и других элементов «общественного организма» и носят воспитательную направленность.
В социальную психологию, понятие «социализация» было введено в 40-50-е годы А. Бандурой, Дж. Кольманом и др.
В современном понимании термин «социализация» имеет несколько значений, и интерпретации разных авторов не всегда совпадают. Это объясняется тем, что данное понятие является междисциплинарным и, наряду с социальной психологией, широко используется в социологии, педагогике, социальной педагогике, философии.
В самом общем виде его определяют как «...влияние среды в целом, которые приобщают индивида к участию в общественной жизни, учат его пониманию культуры, поведению в коллективах утверждению себя и выполнению различных социальных ролей».
Г.М. Андреева определяет социализацию следующим образом:
«социализация - это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны..., процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду,...человек не просто усваивает социальный опыт, но и преобразовывает его в собственные ценности, установки, ориентации».
А. В. Мудрик, автор наиболее основательной теории социализации в отечественной литературе, дает следующее определение: социализация - это «развитие и самоизменение человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры, что происходит во взаимодействии человека со стихийными, относительно направляемыми и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах. Сущность социализации состоите сочетании приспособления и обособления человека в условиях конкретного общества»
В словаре по психологии социализация определяется как «процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности»
2. Механизмы социализации (рассмотрим на очном уроке)
3. Стадии социализации.
В процессе социализации личность выступает как субъект и объект общественных отношений. А.В.Петровский выделяет три стадии развития личности в процессе социализации: адаптацию, индивидуализацию и интеграцию. На стадии адаптации, которая обычно совпадает с периодом детства, человек выступает как объект общественных отношений, на которого направлено громадное количество усилий родителей, воспитателей, учителей и других людей, окружающих ребенка и находящихся в той или иной степени близости к нему. На этой стадии происходит вхождение в мир людей: овладение некоторыми знаковыми системами, созданными человечеством, элементарными нормами и правилами поведения, социальными ролями; усвоение простых форм деятельности. Человек, собственно, обучается быть личностью. Это совсем не так просто, как кажется на первый взгляд. Примером тому являются фералъные люди.
Феральные люди - это те, кто по каким-то причинам не прошел процесс социализации, т.е. не усваивал и не воспроизводил в своем развитии социального опыта. Это те индивидуумы, которые выросли в изоляции от людей и воспитывались в сообществе животных (определение К.Линнея). Когда таких детей находили, то выяснялось, что никакие процессы воспитания и обучения уже не являются достаточно результативными. Дети так и не смогли адаптироваться в обществе людей. Они не могли, например, усвоить язык, простые социальные привычки и нормы поведения. Но вели себя так, как это принято среди животных. И только после многочисленных усилий исследователей, направленных на социальное обучение феральных детей, были получены некоторые результаты. Такие дети кое-как могли общаться со своими сверстниками в интернатах для умственно отсталых.
Очевидно, что ребенок, не прошедший стадию адаптации и не усвоивший основ социальной жизни, практически не может быть обучен этому впоследствии. В отличие от взрослого человека, который, даже проведя много времени в одиночестве (модель социальной жизни Робинзона Крузо), остается человеком как личностью, легко возвращается к людям и воссоздает свои социальные привычки, связанные с культурой того общества, где он вырос. Стадия адаптации в процессе социализации является очень важной, поскольку сензитивные периоды детства необратимы.
На стадии индивидуализации происходит некоторое обособление индивида, вызванное потребностью персонализации. Здесь личность - субъект общественных отношений. Человек, уже усвоивший определенные культурные нормы общества, способен проявить себя как уникальная индивидуальность, создавая нечто новое, неповторимое, то, в чем, собственно, и проявляется его личность. Если на первой стадии наиболее важным было усвоение, то на второй - воспроизводство, причем в индивидуальных и неповторимых формах. Индивидуализация во многом определяется противоречием, которое существует между достигнутым результатом адаптации и потребностью в максимальной реализации своих индивидуальных особенностей. Речь идет о процессе реализации своего Я, самопроявлении как индивидуальности (на уровне темперамента, типологических свойств высшей нервной деятельности, индивидуальных особенностей), так и личности (на уровне убеждений, ценностей, интересов, социально-личностных особенностей). Стадия индивидуализации способствует проявлению именно того, чем один человек отличается от другого. В то же время индивид подходит к проблеме разрешения противоречия между человеком и обществом, но пока еще это противоречие до конца не решается, поскольку не достигается соответствующего баланса, и личность недостаточно интегрируется в окружающий социальный мир.
Интеграция - третья стадия развития человека в процессе его социализации. Она предполагает достижение определенного баланса между человеком и обществом, интеграцию субъект-объектных отношений личности с социумом. Человек, наконец, находит тот оптимальный вариант жизнедеятельности, который способствует процессу его самореализации в обществе, а также принятию им его меняющихся норм. Очевидно, что данный процесс весьма сложен, поскольку современное общество характеризуется многими противоречивыми тенденциями в своем развитии. Однако существуют оптимальные способы жизнедеятельности, которые в наибольшей степени способствуют адаптации конкретного человека. На этой стадии, кроме того, складываются так называемые социально-типические свойства личности, т.е. такие свойства, которые свидетельствуют о принадлежности данного человека к определенной социальной группе. Б.Г.Ананьев относил формирование социально-типических черт характера, как и образование социальных установок личности, к психологическим эффектам, которые свидетельствуют о мере и глубине социализации.
4. Факторы социализации
Всю совокупность факторов, под воздействием которых осуществляется социализация, можно разделить на три группы:
· Микрофакторы --- семья, школа, внешкольные объединения, неформальные объединения;
· Макрофакторы --- этнокультурные условия, тип поселения, в котором живет и развивается человек, средства массовой коммуникации;
· Мезафакторы -- общество, государство;
· Мегафакторы -- планета в целом, космос.
В ряде концепций семья рассматривается как важнейший институт социализации. В семье происходит формирование первых навыков взаимодействия, осваивание первых социальных ролей, формирование черт маскулинности и фемининности, то есть мужественности и женственности.
Формируются основы характера человека, его отношение к труду, моральным; идейным и культурным ценностям.
Вместе с тем семья уже не играет той самодовлеющей роли, на которую она претендовала в предшествующую эпоху. Сказывается как развитие общественного воспитания (детские сады, школы), так и изменение структуры и функций самой семьи (ослабление традиционной роли отца, трудовая занятость женщин и т. д.).
Не менее значимым фактором социализации является школа. Помимо того, что в школе дается систематическое образование, она, в той или иной мере, готовит человека к жизни в обществе. Школа, по сравнению с семьей, гораздо в большей мере зависит от общества и государства. Правда, эта зависимость сильно различается в тоталитарных и демократических государствах. Но в любом случае, в школе закладываются первичные представления человеку как гражданину, что может как способствовать, так и препятствовать его дальнейшему вхождению в гражданскую жизнь.
По мере увеличения времени, проводимого детьми и подростками вне семьи и школы, возрастает значение общества сверстников, которое может значительно перевешивать влияние как родителей, так и учителей.
К этому следует добавить, что общество сверстников очень неоднородно. Оно может направляться взрослыми (различные внешкольные коллективы и организации), а может представлять стихийные и неформальные сообщества.
Своеобразную конкуренцию школе представляют средства массовой коммуникации (печать, радио, телевидение, компьютерные сети). Их роль и значение быстро возрастают"'.
Некоторые из них (печать, телевидение) сравнительно легко поддаются планированию и контролю. Другие (Интернет) гораздо в меньшей степени.
Оказывает влияние на процессы социализации и принадлежность к тому или иному этносу. Этнос - это «исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающих общими чертами, стабильными особенностями культуры и психического склада, а также сознанием своего единства и отличия от других подобных образований».
Этнические особенности характеризуют не отдельного человека, а многочисленные группы. Формирование этносов происходит на протяжении длительного времени (веков и тысячелетий) под влиянием совокупности целого ряда факторов (особенности природно-географической среды, экономические, религиозные, социальные и другие).
Для каждого этноса характерен определенный духовный склад — менталитет. Который формируется «специфических социокультурных условиях жизни народа и является значимым фактором социализации.
По мнению А.В. Петровского, «Понятие «менталитет» применяется для выделения особых явлений в сфере сознания, которые отличают одну общность от другой. Если «вычесть» из общественного сознания то, что составляет общечеловеческое начало, в «остатке» мы найдем менталитет данного общества».
И далее, он приводит следующий пример: «Любовь к родным людям, боль при их утрате, гневное осуждение тех, кто стал причиной их гибели, являются общечеловеческим свойством и не оказываются чем-то специфическим для одних и отсутствующим у других общностей. Однако нравственное оправдание кровной мести (вендетта — от итал. «мщение») – это бесспорно, черта менталитета, утверждаемая народной традицией, отвечающая ожиданием окружающих»
Значимым фактором социализации является и тип поселения. Очевидно, что процесс социализации будет проходить не одинаково в мегаполисе или маленьком таежном поселке.
5. Институты социализации
Социальное становление человека происходит в течение всей жизни и в разных социальных группах. Семья, детский сад, школьный класс, студенческая группа, трудовой коллектив, компания сверстников - все это социальные группы, составляющие ближайшее окружение индивида и выступающие в качестве носителей различных норм и ценностей. Такие группы, задающие систему внешней регуляции поведения индивида, называются институтами социализации. Выделяют наиболее влиятельные институты социализации - семью, школу (или школьный класс), производственную группу.
Семья является уникальным институтом социализации, поскольку ее невозможно заменить никакой другой социальной группой. Именно в семье осуществляется первый адаптационный период социальной жизни человека. До 6-7 лет для ребенка - это главное социальное окружение, которое формирует его привычки, основы социальных отношений, систему значимостей и т.д. В этот период определяется система отношений ребенка к себе, другим (отношение к близким и к людям вообще), различным видам действий. Складываются субъективные оценочные суждения, определяемые значимыми отношениями, формируется характер, усваиваются нормы, развиваются социальные качества. Во всех случаях неправильного воспитания нарушается социальная адаптация. С другой стороны - положительное влияние семьи способствует благополучной социализации и социальной адаптации индивида не только в детском возрасте, но и в течение всей жизни. Те позиции, которые у ребенка формируют родители в системе социальных отношений, определяют в дальнейшем стиль жизни и жизненный план, который Э.Берн назвал жизненным сценарием.
Как социальный институт семья имеет следующие функции:
репродуктивную, педагогическую, хозяйственно-экономическую, терапевтическую и организации досуга (Б.Ю.Шапиро). Дестабилизация института семьи, проявляющаяся в многочисленных конфликтах и разводах, может иметь весьма серьезные социально-психологические последствия, которые сказываются прежде всего на качестве социализации подрастающего поколения. Модели воспитания в семье определяются социальным контролем данного общества и влияют на успешность социализации человека. Поскольку семья рассматривается обычно как самый ригидный институт социализации, она несет в себе относительно большое количество традиционных и патриархальных норм в отличие от школы или производственной группы, которые склонны к значительным изменениям, особенно в кризисный период.
Школа, если рассматривать ее с точки зрения социализации человека, имеет также свои особые функции. Образовательные и социализирующие функции школы различны. Социализирующие функции связаны не столько с обучением и воспитанием, сколько с объективным процессом социальной дифференциации детей в свете их достижений. Функция эмансипации ребенка от эмоциональной первичной привязанности родителей определяется тем, что ребенок попадает в систему формальных межличностных отношений, где эмоциональные проявления взрослых по отношению к нему обусловлены не столько его личными качествами, сколько учебной деятельностью. Функция усвоения общественных ценностей и норм на уровне социальных стандартов формальной группы является ведущей. Несмотря на то что школьный класс имеет как формальную, так и неформальную структуру межличностных отношений, следует отметить их регламентированность. По сравнению с семьей школа все же обладает более жесткими социальными нормами, нарушение которых сопровождается обязательными формальными санкциями. Функция селекции и распределения индивидуумов применительно к ролевой структуре взрослого общества связана с тем, что в школе ребенок имеет достаточно широкий диапазон социальных отношений с разными людьми, позволяющий апробировать различные социальные роли как на конвенциональном, так и на межличностном уровнях.
Школа является не менее уникальным институтом социализации, чем семья. Во-первых, она определяет социальное становление индивидов на определенном этапе жизненного пути практически во всех странах мира. Пока еще не существует в мире более успешных широко распространенных институтов социализации молодого поколения, имеющих достойную альтернативу современной школе как институту социализации. Во-вторых, школа влияет на социальное становление каждого молодого человека систематически и в течение длительного периода времени (10-12 лет). Социально-психологические закономерности влияния школы на учащихся остаются неизменными вне зависимости от типа школы, места ее нахождения или качества образования, которое она дает. Следует отметить, что социализирующие функции школы привлекают внимание значительно меньшего числа исследователей, чем ее образовательные функции, поскольку образовательные функции являются непосредственными, а социализирующие выступают в качестве побочного эффекта.
Что касается профессиональной группы или трудового коллектива, то их значение в социализации определяется возможностями самореализации и самоактуализации человека в интересующей его деятельности. Этот институт социализации становится важным на интегративной стадии социального развития. Для взрослого человека семья и работа являются основными социальными сферами жизнедеятельности. Они обеспечивают психологический баланс за счет стимулирования положительных эмоций (радость и интерес). На работе человек проводит много времени, и, если его выбор оказался неудачным, если он испытывает разочарование в своей профессиональной деятельности, это может послужить серьезной причиной для нарушения всех других социальных отношений и способствовать социальной дезадаптации личности.
Институты социализации реализуют свои функции по отношению к обществу, другим социальным институтам, различным социальным слоям и по отношению к конкретной личности. В целом, институты, механизмы, субъекты социализации представляют собой особую структуру социальной системы общества, где служебная роль одного из элементов системы по отношению к другим определяет зависимость, при которой изменения в одной части являются производными от изменений в другой части. Сам же процесс социализации индивидов является главным механизмом, обеспечивающим нормальное функционирование социальной системы.