Ход урока
Слово учителя
Прошли десятилетия после того, как отгремели последние залпы Великой Отечественной войны. Сегодняшние события заставляют нас вспомнить о том, что война — страшное испытание для всего народа. Свой долг с честью выполнили писатели, поэты. Они с оружием в руках защищали родину. Они создавали стихи и песни, которые помогали выстоять. Они погибали на фронтах войны...
По словам Павла Антокольского, “война истоптала начавшую колоситься ниву русской поэзии”. Более трёхсот писателей и поэтов пали смертью храбрых. Сегодня мы вспоминаем самых молодых из них. Среди них МихаилКульчицкий, Николай Майоров. Они “ушли, не долюбив, не докурив последней папиросы”. Эти талантливые “мальчишки” рассказали в стихах о своём поколении. Всмотритесь в лица этих людей, запомните их имена. Сегодня на уроке мы будем читать их стихи.
1. Прочитайте
О Михаиле Кульчицком (1919–1943)
Михаил Валентинович Кульчицкий родился в 1919 году в Харькове. Окончив десятилетку, некоторое время работал на Харьковском тракторном заводе. Проучившись год в Харьковском университете, перевёлся на второй курс Литературного института им. Горького. Писать и печататься Кульчицкий начал рано. Первое стихотворение опубликовал в 1935 году в журнале «Пионер». “Он был труженик, — вспоминал Борис Слуцкий. — С самого раннего детства гнул спину над стихами. Написал десятки тысяч строк по-русски и по-украински. Оба языка знал одинаково хорошо. Переводил стихи с нескольких языков... Единственным видом имущества, которым он дорожил, была толстая бухгалтерская книга, куда записывались стихи”.
С первых дней Великой Отечественной войны Кульчицкий в армии. В декабре 1942 года он окончил пулемётно-миномётное училище и в звании младшего лейтенанта отбыл на фронт. Погиб под Сталинградом в январе 1943 года.
2.Чтение стихотворения М.Кульчицкого «Мечтатель, фантазёр, лентяй -завистник!».
Мечтатель, фантазёр, лентяй-завистник!
Что? Пули в каску безопасней капель?
И всадники проносятся со свистом
Вертящихся пропеллерами сабель.
Я раньше думал: “лейтенант”
Звучит “налейте нам”,
И, зная топографию,
Он топает по гравию.
Война ж совсем не фейерверк,
А просто трудная работа,
Когда —
черна от пота —
вверх
скользит
по пахоте
пехота.
Марш!
И глина в чавкающем топоте
До мозга костей промёрзших ног
Наворачивается на чёботы
Весом хлеба в месячный паёк.
На бойцах и пуговицы вроде
Чешуи тяжёлых орденов.
Не до ордена.
Была бы Родина
С ежедневными Бородино.
3.Беседа по стихотворению
— Какой предстаёт война в изображении поэта?
— На сколько частей вы бы разделили стихотворение? По какому принципу?
— Проследите, как меняется ритм стихотворения. Как вы можете объяснить эти изменения?
Информация о Николае Майорове (1919–1942)
Николай Майоров родился в Иванове в семье рабочего. Окончив школу, поступил на исторический факультет МГУ, а с 1939 года стал ещё посещать поэтический семинар в Литинституте. Писать начал рано, первые стихи напечатал в университетской многотиражке. Летом 1941 года вместе с другими студентами на сооружении противотанковых рвов под Ельней. В октябре 1941 года добился зачисления в действующую армию.
Вспоминает Борис Слуцкий: “Был октябрь 1941 года, один из самых тяжёлых для Москвы дней октября — 16 или 17 число. Немцы наступали где-то у Можайска. Их ещё не удалось остановить… Каждый час тысячи людей уходили и уезжали на запад, на юго-запад, на северо-запад — на фронт. Другие тысячи уходили и уезжали на восток, в эвакуацию. Вот в такой день на улице Герцена я встретил в последний раз в жизни Колю Майорова. Какой он был тогда — помню: хмурый, лобастый, неторопливый, с медленной доброй усмешкой на губах. «А я вот еду в военкомат — записываюсь в армию…»”
Николай Майоров был убит 8 февраля 1942 года на Смоленщине.