Предмет и задачи экологии.
Экология - наука о взаимоотношениях организмов между собой и с окружающей средой (от греч. оikos-дом, убежище и logos-наука, учение).
Эрнст Геккель немецкий зоолог и эволюционист
ввел в 1866 г. термин «экология».
Экология изучает:
1. Взаимодействия живых организмов друг с другом
2. Воздействие окружающей среды на растительные и животные организмы, популяции, виды и экосистемы
3. Структуру популяций и механизмы, определяющие численность особей в них
4. Продуктивность экосистем и закономерности их функционирования
5. Влияние экологических факторов на человека и воздействие человека на другие организмы, популяции, виды и экосистемы.
Задачи экологии:
1) Сохранение природных экосистем.
2) Создание безотходных промышленных предприятий.
3)Предсказывать последствия хозяйственной деятельности человека.
4) Создавать более продуктивные агроценозы, разумно использовать
природные ресурсы.
Экологические законы.
Автор – американский ученый Барри Коммонер
● Все связано со всем (закон об экосистемах и биосфере)
Экосистему, находящуюся в состоянии равновесия, может разрушить уничтожение вида или вселение нового вида.
Осушение болот вызывает обмеление рек.
Численность поголовья скота зависит от площади пашни, пастбищ и лесов.
Приведите другие примеры, подтверждающие этот закон.
· За все надо платить (закон рационального природопользования)
Расходы на содержание служб, контролирующих рациональное использование природных ресурсов.
Расходы на создание условий для выращивания культурных растений.
Расходы на разработку и внедрение малоотходных технологий и строительство очистных сооружений.
Финансирование проектов на сохранение биологического разнообразия.
Приведите другие примеры, характеризующие этот закон.
· Все надо куда-то девать (закон о хозяйственной деятельности человека)
Полностью безотходных технологий нет, поэтому необходимы надежные захоронения ядовитых и радиоактивных отходов.
Естественные экосистемы - не место для создания свалок отходов.
В экологически организованном сельском хозяйстве нет отходов (навоз - на поля, отходы растениеводства - на корм животным).
Запрет на вывоз радиоактивных отходов в бедные страны.
Приведите другие примеры.
· Природа знает лучше. Самый важный закон природопользования: «Не покорять, а сотрудничать с природой»
Сохранять естественные механизмы, регулирующие биологическое равновесие.
Изымать из экосистемы столько биоресурсов, сколько она может восстановить.
Учиться у природы выращивать те растения, для которых благоприятны почва и климат.
Создавать парки, скверы, газоны внутри городов для улучшения экологической ситуации.
Приведите другие примеры.
История развития экологии
В истории развития человечества проблемы, связанные с охраной окружающей природной среды, подразделяют на ряд периодов.
Существование цивилизации на нашей планете неразрывно связано с природными условиями. Она возникла тогда, когда человек научился использовать огонь и другие средства и орудия, позволявшие ему изменять среду обитания. Экология приобрела практический интерес уже на заре человечества. Первобытный человек, борясь за выживание, должен был иметь определенные знания о видах животных, их повадках, местах обитания.
I период: эра наиболее примитивной культуры каменного века и первобытно-общинного уклада жизни. Малочисленные человеческие племена были рассеяны по земле и воздействие их на природу ограничивалось собирательством растений, охотой на диких животных, рыболовством. Человек уже использовал при изготовлении орудий труда и защиты горные породы. Это был длительный период взаимодействия человека с природой с малоощутимыми изменениями в ней.
II период: охватывает время начала землепользования (8 – 7 вв. до н.э.) до становления промышленного производства (15 в.н.э.). С развитием скотоводства возросла нагрузка на пастбища, с которых вытеснялись традиционно пасшиеся там дикие животные. Лишившись коренных мест обитания, они численно сокращались, а то и вовсе исчезали.
При переходе к земледелию стали выжигаться и выкорчевываться леса. Характер ландшафта преображался, деградируя в сторону уменьшения лесов, эрозии почв и т.п.
III период: время становления и развития капитализма (16 – 19 вв.) с постепенной концентрацией производительных сил, постоянными захватническими войнами, освоением минерально-сырьевых ресурсов, развитием горного дела, металлургии, добычи угля и т.д.
IV период: 20 столетие. Этот период связан с глобальными воздействиями человека, его деятельности на природу, приведших к реальной опасности истощения не только невозобновимых, но и возобновимых природных ресурсов, с планетарным загрязнением.
V период: наметился в конце 20 – начале 21 в. Антропогенное воздействие на природу достигло таких масштабов, что возникли проблемы глобального характера, о которых в начале 20 в. никто не мог подозревать: глобальное потепление климата, истощение озонового слоя, истребление лесного покрова Земли, опустынивание обширных территорий, загрязнение Мирового океана, уменьшение видового разнообразия фауны и флоры, угроза крупномасштабных катастроф и аварий, нехватка продуктов питания и т.д.
Экология зарождалась, как раздел биологии, изучающий взаимоотношения организмов со средой их обитания.
Первый этап - накопление фактического материала и первый опыт его систематизации.
Первые экологические исследования стоит отнести к работам отца зоологии Аристотеля. Он описал более 500 видов животных, указав, в том числе и на характер их мест обитания - а это уже сфера экологии.
В Средние века интерес к изучению природы ослабел. Знания древних получили дальнейшее развитие лишь в самом конце Средневековья, в эпоху Возрождения.
XIX столетие недаром называют «веком естествознания». Его первая половина ознаменовалась появлением биогеографии и проведением крупномасштабных географических и ботанических исследований в природе – начался второй этап развития экологии.
Александр Гумбольдта заложил основы географии растений.
Одним из основоположников экологии животных является Карл Францевич Рулье.
Вторая половина XIX столетия известна именами англичан Альфреда Уоллеса и Чарльза Дарвина, изучавших взаимоотношения живых существ и их разнообразные связи с неорганическими компонентами среды («борьба за существование»), а также немецкого ученого Эрнста Геккеля. Труды этих ученых положили начало третьему этапу развития экологии.
Эрнст Геккель - ввел в науку термин «экология».
Василий Васильевич Докучаев - разработал учение о почвах и заложил основы новой физической географии как науки.
Карл Август Мёбиус - является автором концепции «биоценоза» как сообщества организмов.
Вернадский Владимир Иванович - создатель учения о биосфере.
Артур Джордж Тэнсли - предложил понятие «экосистема» для обозначения однородного участка земной поверхности с определенным составом живых (биоценоз) и косных (атмосфера, почва, солнечная энергия и т. д.) компонентов и динамическим взаимодействием между ними (обмен веществом, энергией и информацией).
Близкий по смыслу термин «биогеоценоз» ввел Владимир Николаевич Сукачёв.
В наше время экология стала одной из наиболее стремительно развивающихся наук. В ее «кроне» появляются все новые и новые «ветви» - взаимодействие экологии с другими науками открывает новые направления исследований. Так появились палеоэкология и историческая экология, экология человека и социальная экология, экология города и космическая экология.