В Республике Беларусь гарантируется: право заниматься предпринимательской деятельностью, защита прав и законных интересов предпринимателей.
Создаются специальные центры поддержки, осуществляется льготное кредитование, действует упрощенное налогообложение индивидуальных предпринимателей.
Вмешательство государственных органов в деятельность предпринимателя не допускается, кроме случаев, установленных законодательством. В случае нарушения своих прав предприниматель может обратиться в вышестоящий орган или суд. Убытки, причиненные предпринимателю, должен возместить орган, который их причинил.
?3.
Организация собственного дела предполагает 4 этапа:
1. Выбор области предпринимательства – той сферы, в которой вы будете работать.
Важнейшие вопросы для анализа:
1.1. Собственный опыт, потенциал, слабости: насколько вам подходит выбранное дело;
1.2. Регистрироваться как индивидуальный предприниматель, создать новое предприятие или купить действующее? Привлекать ли наемных работников?
1.3. Нужды клиентов: настоящий и будущий спрос, его величина и продолжительность;
1.4. Степень конкуренции: сравниваются цены, количество, качество товаров (услуг) ваших и конкурентов, проводятся экономические расчеты;
2. Определение рынка для будущего дела
2.1. Приемлимое месторасположение фирмы:
производство – факторы: расстояние до источников сырья и материалов, наличие производственных и складских помещений, их цена, наличие коммунальных услуг, квалифицированной рабочей силы, возможностей сбыта (Triple, Darida);
услуги – факторы: удобный доступ клиентов (McDonald’s), платежеспособный спрос.
2.2. Оценка размера коммерческой зоны – территории, из которой будет большинство клиентов и большая часть доходов. Факторы: тип товара (например, продукты – близлежащий район, спорттовары – и издалека); транспортные артерии, конкуренты.
2.3. Оценка потенциальных доходов – факторы: количество людей в коммерческой зоне, их доходы, количество посещений на 1 человека в год, средний размер покупки и др. – все с учетом конкурентов.
3. Финансирование деятельности
3.1. Оценивается потребность в денежных средствах для начала деятельности и на перспективу. Сопоставляются затраты и доходы.
3.2. Определяются источники получения средств. Обычно это собственные, реже – заемные (кредиты).
4. Проблемы функционирования
4.1. управление, подбор персонала;
4.2. снабжение сырьем, материалами, товарами, оптимизация запасов;
4.3. планирование производства в соответствии со спросом;
4.4. ценообразование;
4.5. каналы реализации (магазины, склады, каталоги и др.);
4.6. определение эффективности деятельности: Прибыль = Доходы – Расходы – Налоги > 0.
Государственная регистрация индивидуального предпринимателя осуществляется местным органом власти (обл-, рай-, горисполкомом) по месту его жительства.
Осуществление предпринимательской деятельности без регистрации запрещено!!!
Срок регистрации – в день подачи документов. Выдается Свидетельство о регистрации, данные вносятся в Единый государственный регистр и публикуются (газета “Рэспубліка”). Выдаются: документы о постановке на учет в налоговых органах, Фонде социальной защиты населения, предприятии «Белгосстрах». Предприниматель изготавливает печать, открывает счет в банке.
Государственная пошлина за регистрацию, внесение изменений и дополнений в Свидетельство – 0,25-0,5 базовой величины.
Документы для регистрации:
1. Заявление о регистрации;
2. Фотография гражданина;
3. Платежный документ об уплате государственной пошлины за регистрацию.
Деятельность предпринимателя может быть прекращена по решению самого предпринимателя, хозяйственного суда, регистрирующего органа (см. тему 1.2 Предприятие?6). В случае смерти большая часть прав и обязанностей предпринимателя переходит к его наследникам.
?4.
Предпринимательский (хозяйственный) риск – возможность наступления событий, которые принесут потери, включая материальный ущерб.
Риск может вызвать не только финансовые проблемы, но и привести к прекращению деятельности предпринимателя или предприятия.
Признаки риска:
· Объективность – может наступить помимо нашей воли; ● Может наступить, может – нет;
· Основная предпосылка риска – альтернативность решения того или иного вопроса;
· Риск больше в рыночной экономике, так как больше свободы действий, а также в период нестабильности.
Анализ видов риска отражает их возможные отрицательные последствия:
I. По масштабу
Глобальные (страна, мир) и локальные (регион, предприятие).
II. По длительности
Долгосрочные и краткосрочные.
III. По происхождению
· Связанные с природой человека (болезни, смерть и др.);
· Социальные (войны, революции, забастовки);
· Экологические (климат, землетрясения, наводнения и т.п.);
· Связанные с работой предприятия (финансовые проблемы, проблемы сбыта, управления, успеха научно-технических разработок и др.);
· Связанные с государственным регулированием (законы, налогообложение, условия кредитования и др.).
Прим. Особая группа – риски, вызванные действием неподконтрольных человеку обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажор): землетрясения, ураганы, забастовки и т.п.
Цена риска = возможные потери от риска + затраты по его предупреждению, страхованию, возмещению. Предприятие должно оценивать наиболее вероятные риски.
Контроль и предупреждение: противопожарные мероприятия, анализ ситуации на рынке, планирование продаж и т.п.
Страхование – создание фондов, из которых будут возмещаться потери в случае наступления риска. Страхование увеличивает стоимость риска.
Виды фондов:
· страховые и резервные фонды на предприятии (денежные и натуральные);
· государственные страховые фонды (фонд социальной защиты населения, предупреждения и ликвидации последствий стихийных бедствий и др.);
· фонды специальных страховых организаций.
Методы измерения риска – на практическом занятии.
__________________________________________________________________________________
Дискуссионные вопросы для практического занятия:
1. Какие субъекты хозяйствования попадают под понятие малый бизнес?
2. Значение малого бизнеса, его плюсы и минусы. Проблемы и пути их решения?
3. Какие общественные проблемы не позволяет решать частный бизнес?
4. Можно ли государство считать предпринимателем? Если да, то в каких случаях?
5. Индивидуальный предприниматель или частное УП: как работать выгоднее?
6. Какая сфера предпринимательства является перспективной в настоящее время?
Бизнес-инкубатор – специальный центр поддержки предпринимателей. Это здание или группа помещений, где начинающим предпринимателям предоставляют помещение под офис по низким арендным ставкам. Здесь им также предоставляют консультационные (бухгалтер, юрист) и технические услуги (компьютер, телефон, факс и др.) по льготным ценам.
Начинающий предприниматель может пользоваться услугами этого центра обычно 1-2 года. После он должен его покинуть: работать в другом месте или ликвидироваться.
Бизнес-инкубатор – коммерческая организация и предоставляет услуги по льготным ценам, так как сама получает налоговые и др. льготы от государства. В РБ – несколько десятков.
Закон «О поддержке малого и среднего предпринимательства» 2010 г. относит к:
субъектам малого предпринимательства индивидуальных предпринимателей; микроорганизации (коммерческие организации со среднесписочной численностью работников до 15 чел. включительно); малые организации (от 16 до 100 чел. включительно);
среднего предпринимательства коммерческие организации с числом работников от 101 до 250 чел. включительно.
Статистические данные (на 2011 г.):
Население Республики Беларусь 9,5 млн. чел.
Зарегистрировано около 150 тыс. коммерческих организаций и около 230 тыс. индивидуальных предпринимателей.
Действует более 80 тыс. малых предприятий (в т.ч. около 2 тыс. государственных) со средним числом работающих около 10 чел.
В промышленности около 15 тыс. малых предприятий, среднее число работающих около 15 чел.
На малый бизнес приходится более 10% ВВП.