Конспект НОД коррекционно-развивающей направленности в группе для детей старшего возраста с ОВЗ
«Тело человека»
П.Н.Градобоева, учитель-логопед
ГБДОУ №42
Пушкинского р-на Санкт-Петербурга
Цель: автоматизация звуков [Л] и [Л]' через уточнение и расширение знаний о собственном теле.
Задачи:
1. Коррекционно-образовательная:
- продолжать знакомить детей со строением собственного тела и назначением частей тела;
-совершенствовать навыки образования прилагательных;
2. Коррекционно - развивающая:
- развивать слуховое внимание, логическое мышление;
- развивать умение высказывать собственное мнение, передавать с помощью мимики эмоциональное состояние человека;
3. Воспитательная:
-воспитывать внимательное, заботливое отношение к собственному телу;
-помогать осознавать ценность своего здоровья;
4. Коррекционная:
-автоматизировать проблемные звуки в словах, фразах, предложениях, спонтанной речи.
Оборудование: компьютер, зеркала по количеству детей. картинки к игре «Хорошо - плохо» (дидактическое пособие «Валеология, или здоровый малыш» в 2 частях, изд-во «Весна-Дизайн»), 2 зонта (с разноцветными и чёрными клиньями).
ХОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
Организационный момент. Коммуникативная игра.
(Дети стоят на коврике рядом с логопедом, отвечают хором на вопросы, выполняют соответствующие движения)
- Настроение у нас…
(дети) - Про-сто класс!
- Мы за звуками следим…
(дети) - Каждый раз!
- Хочет с вами поиграть…
(дети) - Ло-го-пед!
- Это очень страшный врач?
(дети) - Нет-нет-нет!
- Он вас учит говорить?
(дети) - Да-да-да!
- Звуки все произносить…
(дети) - На-все-гда!!!
- Поиграем мы сейчас…
(дети) - Луч-ше всех!
- И поэтому всех нас…
(дети) - Ждёт ус-пех!!!
-Ребята, Сегодня мы с вами будем говорить о теле человека.
(дети садятся на подушечки на полу)
Ввод в тему. Игра с героями мультфильмов.
Посмотрите на картинку. Кого вы видите? (ответы детей) Да, перед вами – человек. Обратите внимание, как много в его теле различных частей… интересных органов… У каждой части тела есть своё название и, конечно же, своё назначение.
Предлагаю вспомнить некоторые названия частей тела человека. А помогут вам в этом известные певцы и герои мультфильмов. Прислушайтесь, какую песенку они поют, и какие части тела они упоминают в своей песенке.
(Дети слушают, называют и показывают на себе упомянутые части тела, объясняют их назначение. При этом могут их слегка массировать или поглаживать.)
- Звучит песенка: «Если я чешу в затылке – не беда, в голове моей опилки, да-да-да…»
-Какие части тела упоминались в песенке?
-Дети: Заты л ок, го л ова.
- Что можно делать головой?
-Дети: Кивать, поворачивать в разные стороны, наклонять, думать.
- Что вы скажете про затылок?
Дети: Затылок может чесаться, болеть.
-Звучит песенка: «Вдох глубокий, руки шире, не спешите, три-четыре….»
- Что можно делать руками?
Дети: Хватать, держать, сгибать, размахивать, цеп л яться.
-Звучит песенка: «Губки бантиком, бровки домиком, похож на маленького сонного гномика. В голове всегда сто тысяч почему…»
-Какие части тела упоминались в песенке?
-Дети: губы, брови, голова
- Что могут делать эти части тела?
-Дети: Губками можно це л овать, у л ыбаться, дуть, их можно сжимать, растягивать. Бровки можно хмурить, приподнимать.
-Звучит песенка: «Ах, глаза у Синеглазки! Вы у неба взяли краски….»
- Зачем человеку нужны глаза?
-Дети: Г л аза могут смотреть, прищуриваться, моргать, п л акать.
-Звучит песенка: «Почему на голове не растут цветочки, а растут они в траве и на всякой кочке. Если волосы растут, значит, их сажают. Почему сажать цветы мне не разрешают?»
-Какие части тела упоминались в песенке?
-Дети: Голова, волосы.
- Что вы можете сказать о волосах?
-Дети: Во л осы растут, путаются, вьются, их можно зап л етать, расчесывать.
-Звучит песенка: «Ленты за плечами, как флаги за кормой…»
-Дети: П л ечи могут быть суту л ыми, расправленными, могут загореть на со л нышке.
-Звучит песенка: «А мне любое море по колено, а мне любые горы по плечо …»
- Дети: Ко л ени сгибаются. Их можно бо л ьно ударить
-Звучит песенка: «Раз ладошка, два ладошка, я пока что не звезда…»
-Дети: Л адошки могут х л опать, чесаться.
Обобщение знаний. Проговаривание стихотворения.
-Про части тела, которые мы сейчас назвали, и которые не назвали, мы можем рассказать стишок «Произносим мы слова…»! Давайте его вспомним! При этом можете смотреть на картинки-подсказки!
(дети встают)
-Картинки на экране рассмотрите,
Все части тела хором назовите!
Дети: Произносим мы слова:
Л об, заты л ок, го л ова.
Го л ень, п л ечи, па л ьцы, ногти,
Ку л аки, л адони, л окти.
Г л аз, живот, ко л енки, пятки,
Ухо, ску л ы и л опатки!
Части те л а изуча л и,
Части те л а мы назва л и!
(дети садятся на подушечки, им раздаются зеркала)
Беседа о выражениях лица.
-Ребята, вы когда-нибудь слышали такое выражение: «Лицо – зеркало души»? Как вы думаете, что оно означает? (Возможные ответы детей: на лице, как в зеркале, отражается настроение человека, его характер)
-Сейчас на экране будут появляться фото лиц различных детей. Я вам подскажу, что дети чувствуют или переживают, а вы должны подобрать подходящее слово, описывающее, КАКОЕ выражение лица у ребёнка, и, глядя в зеркало, сами показать на лице такое же выражение.
- Вот малыш. Ему интересно, любопытно. Значит, выражение лица какое? (л юбопытное)
- Мальчик удивляется. Значит, выражение лица какое? (удив л ённое)
- Мальчик злится. Значит, выражение лица какое? (з л ое)
- Ребёнок всё время хочет плакать. Значит, выражение лица у него какое? (п л аксивое)
- Малыш чувствует печаль. Значит, выражение лица какое? (печа л ьное)
- Девочка много улыбается. Значит, выражение лица какое? (у л ыбчивое)
- Ребёнок доволен. Значит, выражение его лица какое? (дово л ьное)
-. Девочка кривляется. Значит, выражение лица какое? (крив л яющееся)
- Ребёнок веселится. Значит, выражение его лица какое? (весё л ое)
(зеркала убираются)
4. Физкультминутка:
-Ну, а какое настроение у вас, ребята? Думаю, настало время размяться, взбодрить все части нашего тела и показать, какое у нас настроение! Споём песенку «Подними руки, потянись»!
(Дети поют песенку 2 раза, с убыстряющимся темпом, показывают движения в соответствии со словами, хорошо проговаривают звуки [Л] и [Л]').
- Подними руки, потянись,
Повернись к соседу и у л ыбнись.
А теперь пониже нак л онись,
Повернись к другому и у л ыбнись.
Попрыгай на ноге, и на другой,
А теперь красиво верти го л овой.
Помаши тому, кто да л еко от тебя.
А теперь покрепче обними себя.
Л а- л а- л а- л а- л а- л а- л а
Игра «Хорошо - плохо».
- Конечно, тело человека удивительно, прекрасно устроено! Но в то же время оно легко «выходит из строя», подвергается разным болезням, и поэтому нуждается в нашей заботе. Представьте на мгновение, что произойдёт, если человек перестанет умываться?... расчёсываться?... кушать?... (дети дают варианты ответов).
-Каждому из вас дам по 1 комплекту парных картинок. Внимательно их рассмотрите. Постарайтесь определить, на какой картинке ребёнок поступает правильно, заботясь о собственном теле, а на какой картинке поступает плохо, не заботясь о своём здоровье.
(10-15 секунд дети изучают картинки)
-Перед вами – 2 зонта. (Раскрываются зонты). Один – разноцветный, яркий!… Другой – чёрный, мрачный...
- Посмотрите на экран. Здесь напоминание о том, как вы сейчас будете работать. Картинку, изображающую правильный поступок ребёнка, нужно поместить на цветной зонтик (на липучку), а картинку с неправильным поступком ребёнка – на чёрный зонтик!
(Дети действуют поочерёдно. Каждый ребёнок высказывает суждение о первой своей картинке, прикрепляет на нужный зонтик, затем рассказывает о второй, прикрепляет на соответствующий зонтик. Логопед контролирует правильное произнесение звуков [Л] и [Л]').
(после выполнения работы) Вот какая красота! Перед нами – два зонта!
Если мы под первый встанем,
То здоровыми мы станем.
А под чёрным – жди беды…
Под нужный зонт скорей беги!
Раз…два…три… беги!
(дети становятся под цветной зонтик)
Почему вы встали под цветной зонтик? (ответы детей)
6. Итог занятия.
-Да, ребята, с этим зонтиком вам будет приятней идти по жизни!… Забота о здоровье тела не только сохранит его от разных болезней, но и поможет вам всегда оставаться весёлыми, красивыми и жизнерадостными… А красивая речь поможет легко и интересно общаться с разными людьми!
-Что нового и интересного вы узнали сегодня?
- Что запомнилось больше всего?
-Какие задания вызвали затруднения?