Билет 1.Причины появления университетов в Европе в 12-13 веках
-Современное толкование понятия «университет» не идентично тому представлению, которое вкладывали в него в Средние века.
-Термин университет использовался в период, о котором мы ведем речь, для обозначения любого организованного союза людей, называвшегося себя – корпорация, братство, гильдия.
-Латинское слово «universitas, atis» означает «совокупность, всеобщность, целостность». Университетом могли называть городские объединения, гильдии купцов и т.д.
-Любой член корпорации приносил клятву, вступая в тело. (работы ученого Эксле). Conspiratio - вместе дышать – конспирация в Средневековье. Conviventio – была общая трапеза, члены корпорации собираются за одной трапезой. Они вместе молились – каждая корпорация строила свою церквушку. Они демонстрировали окружающим свое внутреннее единство. Университеты будут развиваться и осознавать себя как корпорации.
1)Университет рождался в Европе как автономная корпорация – корпорацией саморегулируемой. Университет имел политико-административную историю: университет и власть; университет и город.
2)Университеты зарождаются в Европе тогда, когда окончательно формируется общеевропейское пространство.
3)Бурный рост городов, который пришелся на X-XIII вв. Город, становящийся центром ремесла и торговли, отличался от окружающей его феодально-поместной организации жизни, от деревни, по количеству, составу, занятиям населения, по социально-политической структуре. Только такая среда могла обеспечить основание для существования корпорация интеллектуалов. Именно там было обеспечение всем необходимым для занятий (книги, одежда, пергамент, свечи).
4)Существенную роль в деле возникновения университетов сыграла королевская власть, которая поддерживала создание учебных объединений. Формирующемуся государственному аппарату управления были нужны специалисты–управленцы. Например, легисты (знатоки законов), финансисты, грамотные люди.
5)Папа Григорий VII и его преемники выработали доктрины папской теократии – папство обладает как высшей духовной, так и высшей светской властью. Таким образом, для поддержания и развития этой системы были нужны новые кадры теологов. Роль университетов с их обязательными теологическими факультетами в реализации григорианской реформы велика.
6)Важнейшим условием создания университетов стало развитие школьного образования, возрожденного в период Карла Великого. При знатных дворах возникают академии – придворные школы, где собирались потомки самого государя, отпрыски знатных семейств, заложники. Значение появления академий: власть осознала силу знания. Знание – инструмент управления.
7)При монастырях и соборах создаются школы. Монастырские школы воспитывали учеников для нужд монастыря, епископальные соборные школы готовили учеников для церковной и гражданской карьеры в разных местах. С XII века в городах начинают возникать городские (внецерковные) школы, готовившие грамотных людей для нужд городского управления и участия их в торгово-промышленных операциях. Школы все равно оказывались связанными с церковью. Преподавателями были клирики. Они должны были получать разрешение на преподавательскую деятельность у епископов.
Билет 2. Западно-европейские университеты и схоластика. Выбрать любой аспект из этой темы.
Принята следующая периодизация схоластики:
Первый этап - от VI до IX века - предварительный.
Второй этап - от IX до XII века - период интенсивного формирования.
Третий этап - XIII век - золотой век схоластики.
Четвертый этап - XIV-XV вв. угасание схоластики.
Понятие схоластики и происхождение: cхоластика пытается с помощью разума, основанного на заимствованных у арабов и античности мыслей, познать христианское вероучение.В IX—XII вв. появляется схоластика. Схоласты защищают основные догматы официальной теологической доктрины, культивируют навыки интеллектуального мышления. Основной путь постижения Бога видится в логике и рассуждениях.Схоластическая ученость на практике представляла собой ряд ступеней, поднимаясь по которым ученик мог дойти до самых высших. В монастырских и церковных школах изучали семь свободных искусств. Ученик должен был сначала освоить тривиум, т.е. грамматику латинскую, диалектику, риторику. Квадривиум, как более высокая ступень, включал арифметику, геометрию, музыку и астрономию. Учебными заведениями, обеспечивавшими еще более высокий уровень подготовки, были университеты.
Идеологи схоластики: Ансельм кентерберийский. На севере Франции, в Нормандии, остался здесь, поступив в бенедиктинский Бекский монастырь. Бенедиктинский монашеский орден в Католической церкви известен как орден с довольно строгим монашеским уставом. Девиз этого ордена: «Трудись и молись».
Ансельм противился назначению на Кентерберийскую кафедру. В знаменитой работе «Почему Бог стал человеком» Ансельм предлагает свою известную «юридическую теорию искупления».
Фома Аквинский. Итальянский философ и теолог, систематизатор ортодоксальной схоластики, учитель церкви, член ордена доминиканцев; с 1879 года признан наиболее авторитетным католическим религиозным философом, который связал христианское вероучение с философией Аристотеля.