Абсорбция (поглощение) внимания - временное прекращение любой деятельности, глобальное, недифференцированное состояние тотального внимания, слияние с внешним объектом.
Активность (психологическая) – характеристика деятельности, ее динамическое условие. Проявляется в произвольности действий, обусловленных в большей степени внутренним состоянием субъекта в момент совершения действия, в отличие от реактивности, когда действие следует только из предшествующей внешней ситуации. Характеризуется наличием целей субъекта, относительной устойчивостью и надситуативностью, т.е. выходом за пределы наличной ситуации.
Акцентуация характера - преувеличенное развитие отдельных свойств характера в ущерб другим
Астенические эмоциональные реакции приводят к снижению активности, даже к ступору.
Аффект – наиболее сильная эмоция – обычно непродолжителен. Он возникает обычно в экстремальных условиях, когда человек не может справиться с ситуацией.
Бдительность – состояние ожидания некоего целевого события, включающее длительное произвольное поддержание определенной направленности и концентрации внимания.
Бессознательное - совокупность процессов и состояний, обусловленных опытом индивида, в которых он не отдает себе отчета. Не имеет социальной регламентации. Бессознательное в узком смысле не поддается даже специальной рефлексии.
Внимание - психофизический процесс, состояние, характеризующее динамические особенности познавательной деятельности. Внимание - это концентрация умственного усилия на сенсорных или мысленных событиях.
Воображение - способность человека к построению новых целостных образов путем переработки имеющегося чувственного, интеллектуального и практического опыта. Воображение позволяет человеку овладеть сферой возможного будущего и придает его деятельности целенаправленность.
Волевое действие (по В. Иванникову)- социально заданное действие с намеренно измененным или созданным дополнительным смыслом.
Воля - способность человека к сознательной намеренной активности или к саморегуляции через работу во внутреннем плане, обеспечивающая дополнительное побуждение (торможение) к действию на основе произвольной формы мотивации.
Восприятие (перцепция) - психический процесс формирования образов предметов, воздействующих на органы чувств, а также система действий, направленная на ознакомление с этими предметами. Результат восприятия - образ, который выступает для человека как сам объект.
Время простой сенсомоторной реакции - минимальное время, которое проходит между восприятием сигнала и простой двигательной реакцией на него. Оно зависит от модальности сигнала. В частности, (в сек., по данным разных лабораторий): тактильная 0.1-0.22, слуховая 0.12-0.18, зрительная 0.15-0.22, обонятельная 0.3-0.4, температурная 0.3-1.6, вестибулярная (вращение)0.4, болевая 0.13-0.9
Греза - воображение, не требующее реализации.
Желания и намерения - актуальные эмоциональные переживания мотивационного состояния, изменяющиеся при изменении условий достижения цели.
Забывание - проблема затруднения или невозможности воспроизведения, а не стирания следа.
Закон Вебера - Фехнера: величина ощущения прямо пропорциональна десятичному логарифму интенсивности сигнала.
Законы Йекса – Додсона: 1. Для каждой деятельности имеется оптимальный уровень мотивации, при котором эта деятельность выполняется наиболее эффективно. Любое отклонение от оптимального уровня, как снижение, так и излишнее повышение мотивации, приводят к уменьшению эффективности деятельности, в т.ч. трудовой и учебной. 2. Чем сложнее для человека выполняемая деятельность,, тем более низкий (в пределах возможного) уровень мотивации является для нее оптимальным.
Закон силы: чем выше интенсивность сигнала (до болевого порога), тем быстрее реакция на него (в пределах минимального времени простой сенсомоторной реакции).
Закон Стивенса: величина ощущения прямо пропорциональна величине интенсивности стимула в степени "n".
Закон Хика: латентный период двигательной реакции выбора пропорционален двоичному логарифму числа сигналов, из которых производится выбор. Другой вариант: время простой сенсомоторной реакциипрямо пропорционально количеству передаваемой информации (до 8 бит).
Измененные состояния сознания - погружение в субъективный мир при существенных нарушениях связей с внешней действительностью
Индивид - каждое живое существо, которое обладает неповторимыми биологическими особенностями, зависящими, прежде всего, от его генетических признаков. Индивидуальность объединяет в себе все отличительные черты данного человека, как психологические, так и биологические и социальные.
Интеллект - - мера контроля своих потребностей и действий. Проявляется в решении разнообразных задая.
- абсолютный интеллект - это совокупность механизмов, позволяющих человеку решать различные жизненные (повседневные, учебные, профессиональные) задачи.
Интроверты - "обращенные внутрь", малообщительны, сдержаны, ориентируются на собственные представления, контролируют свои эмоции (чаще всего - флегматики или меланхолики).
Когнитивный диссонанс – рассогласование между представлением человека о себе и мире с одной стороны и реальностью – с другой стороны; вызывает сильное отрицательное эмоциональное состояние.
Копинг-поведение это комплекс осознанных и целенаправленных познавательных и продуктивных действий, которые направлены на овладение требованиями ситуации и ее разрешение путем ее преобразования в соответствии с целями человека.
Личность - системное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении, характеризующее его со стороны включенности в общественные отношения. Личность объединяет в себе познание и переживания. Субъективно личность выступает как "Я-образ", т.е. то, как индивид себя видит и хочет видеть.
Локуса контроля - устойчивое представление человека о том, насколько результаты его деятельности зависят от него самого (внутренний локус контроля) или от обстоятельств (внешний локус контроля).
Манипуляция - вид психологического воздействия, выполняемого искусно и скрытно:
Мечта - воображение цели, отдаленной во времени, но в принципе предназначенной для реализации.
Мотив – непосредственное побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности, совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих ее направление. Мотив можно определить также как желательное состояние, к которому человек стремится и представление о котором складывается под влиянием текущей потребности.
Мудрость (разумность) – способность разумно контролировать и регулировать свою деятельность.
Мышление - наиболее обобщенная и опосредованная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познаваемыми объектами. Мышление - движение идей, раскрывающее суть вещей. Оно выходит за пределы чувственного опыта, расширяет границы познания. Мышление целенаправлено и содержательно, т.е. человек всегда мыслит о чем-то и для чего-то.
Наблюдение – специально организованная и спланированная процедура фиксации поведения объекта наблюдения, выдвижение и проверка гипотез о причинах и механизмах тех или иных форм этого поведения.
Направленность внимания – свойство внимания избирать определенный объект.
Направленность личности - устойчивая система мотивов, интересов, убеждений человека.
Настроение – слабо выраженное эмоциональное состояние – может длиться долго, даже много дней и составлять эмоциональный фон всей деятельности человека.
Образ - одна из форм отражения реальности, субъективная картина мира или его фрагментов, включающая самого субъекта, других людей, пространственное и предметное окружение, а также временную последовательность событий, т.е. он, в отличие от мысли, имеет пространственно- временное "измерение". Функции образа:
- когнитивная (познавательная) функция состоит в сообщении той или иной информации;
- коммуникативная функция состоит в том, что с их помощью люди могут общаться друг с другом;
- регуляторная функция состоит во влиянии образа на настроение и поведение человека.
Общение - взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного характера.
фатическое общение - малозначительные разговоры на "ритуальные" темы о погоде, природе, спорте и т.п.
Ощущения (сенсорная чувствительность) - психический процесс отражения отдельных свойств, признаков внешнего мира. Ощущения переводят физические свойства внешних объектов в факты внутреннего мира человека. Ощущения – не просто психофизические реакции на сигнал. Ощущения зависит от свойств органов чувств, но не определяется ими полностью. Они включены в единую систему приема, переработки информации, принятия решения и психическую жизнь в целом. Виды ощущений:
- интероцептивные ощущения – сигналы от внутренних органов организма;
- проприоцептивные ощущения – сигнализируют о положении различных частей тела, позе и движениях;
- тероцептивные ощущения – сигналы из внешнего мира; эти ощущения могут быть 2-х типов:
- контактные – возникают при непосредственном воздействии на рецептор (вкус и осязание),
- дистантные – вызываются раздражителями, действующими на органы чувств с некоторого расстояния (обоняние, слух, зрение).
Память - это совокупность информации, приобретенной мозгом и используемой для управления поведением. Она включает в себя процессы запоминания, хранения и извлечения, а также забывания информации.
- Долговременная память это хранилище знаний, дающее жизни смысл, она позволяет человеку жить в прошлом и настоящем. Коды долговременной памяти многомерные. Современная модель организации долговременной памяти представляет собой сеть взаимосвязей и ассоциаций.
- Кратковременная память - хранение первичной информация приблизительно 20 сек. Ее объем ограничен и составляет около 7 символов (от 5 до 9). Объем каждого символа зависит от группировки информации и индивидуального опыта, например, это может быть буква, слог, слово или даже хорошо знакомое стандартное словосочетание. Какая часть информации попадет в кратковременную память из сенсорной или из долговременной памяти зависит от внимания к ней. В кратковременной памяти человек живет здесь и сейчас.
- Процедурная память - это самая низшая форма, имеющаяся и у животных, хранит связи стимулов и реакций, простые ассоциации.
- Семантическая память присуща только человеку. Она хранит осмысленные образы, слова, понятия, правила, идеи - все, что нужно, чтобы пользоваться языком.
- Сенсорная память - процесс, начинающийся на уровне рецепторов. Хранит всю воспринятую информацию до 0,25 сек Сенсорная память первичная, то есть не предполагает переработки информации.
- Эпизодическая память хранит информацию об отдельных событиях жизни. Она не очень прочная, новое в ней вытесняет старое.
Перцепция – восприятие.
Подсознательное - представления, желания, действия, устремления, знания и т.п., которые в данный момент не присутствуют в сознании, но могут быть возвращены в него в результате рефлексии или при затруднении деятельности, которое не позволяет действовать автоматически, требует нестандартного подхода.
Потребности - состояние нужды в определенных условиях, которых недостает человеку или животному для нормального существования и развития, дефицит. Чем выше эволюционное развитие организма, тем больше у него потребностей. Основные характеристики потребностей - сила, периодичность возникновения, способ удовлетворения и предметное содержание.
Произвольными называются психические процессыили действия, которыеощущаются и осознаются человеком, имеют для него жизненный смысл и направлены на достижение избранного субъектом результата.
Просодическая информация - все воспринимаемое в речевом сигнале, кроме последовательности фонем: интонации, высотные модуляции голоса, скорость речи, паузы и др.
Психика – системное свойство высокоорганизованных живых существ, проявляющее себя в форме активного отображения субъектом объективной реальности, возникающего в процессе взаимодействия с внешним миром, в построении субъектом картины этого мира и саморегуляции на этой основе своего поведения
. Психологическая защита – форма разрешения конфликта между бессознательными влечениями социальными требованиями и запретами.
Психологическое воздействие - одна из сторон взаимодействия, при которой в расчет принимается лишь одностороннее влияние, в результате которого происходят изменения в психических характеристиках или состоянии адресата воздействия.
Психология определяется как наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности. Но при этом требуется определение понятия "психика".
Рассеянность - состояние отсутствия внимания.
Рассудок ( смышленость) - аналитическая способность принимать сиюминутное решение
Рефлексия - процесс размышления индивида о происходящем в его собственном сознании.
Речь - форма общения людей посредством языка.
Саморегуляция – это мысли, эмоции и действия, которые возникают под влиянием внутренней мотивации, планируются и циклически адаптируются для достижения личностных целей.
Симультанное восприятие – восприятие целостной сцены, картины мира; образ, который затем может анализироваться.
Синестезия - совместное чувство, при котором сигнал вызывает ощущения не только своей модальности, но одновременно и другой (цветной слух, температура цвета, запах звука и т.п.).
Смысл личностный - отражение в сознании личности отношения мотива деятельности к цели конкретно действия. Будучи порождением жизни, жизнедеятельности субъекта, система личностных смыслов является характеристикой индивидуальности человека.
Сознание - высший уровень психического отражения действительности, присущий только человеку. При наблюдении (и самонаблюдении) сознание выступает как совокупность чувственных и умственных образов, предстающих перед субъектом во "внутреннем опыте" и относительно независимых от практической деятельности.
Состояние потока – переживание поглощенностью процессом какой-либо деятельности без концентрации на ее целях или средствах. Обычно в такое состояние попадают люди, находящиеся в толпе или увлеченные игрой (компьютерной или спортивной).
Социальные роли – устойчивые наборы требований и стандартов поведения в системе отношений с другими людьми. Личность рассматривается как совокупность социальных ролей. При этом основным, решающим фактором в формировании личности считается социальная среда и межличностное общение.
Способности - свойства личности, характеризующие ее успешность в той или иной деятельности, которая достигается без избыточных усилий. Способности могут формироваться на основе биологических задатков или как индивидуальный стиль.
Стенические эмоциональные реакции выражаются в усилении двигательной и всякой другой активности.
Страсть - с ильное, доминирующее чувство.
Структуры речи:
- поверхностные - это конкретные предложения
- семантическая (смысловая) - смысл, который человек вкладывает в высказывания.
Схема тела - функциональная система, которая преобразует сигналы рецепторов в информацию, пригодную для использования человеком в перцептивных задачах и при планировании движений.
Субъект - носитель целенаправленной активности. Субъектом может быть как индивид, так и группа, способные к действиям по преобразованию объекта. Эти действия могут быть как материальными, так и идеальными – действия по познанию объекта, построению и преобразованию его образа.
Сукцессивное восприятие - восприятие, развернутое во времени, последовательное,
Темперамент - это внешнее проявление типа высшей нервной деятельности человека или высшего животного.
Тест – стандартизированное, одинаковое для всех испытуемых задание, выполняемое за ограниченное время, по результатам которого определяется наличие и уровень развития тех или иных психических качеств человека.
Трансакциях – единицах общения, минимальных осмысленных диалогах (в теории Э.Берна).
Чувства – устойчивые форма эмоций строго избирательны, относятся только к определенным людям предметам или предметам.
Фонема - кратчайшая смыслоразличимая единица (слог).
Фрустрация - особая форма отрицательно эмоционального состояния, которая возникает при невозможности непосредственно реализовать текущий мотив либо из-за столкновении с неожиданным препятствием, либо из-за борьбы двух мотивов.
Цель - непосредственный ближайший ожидаемый результат деятельности, опредмеченный мотив (предмет, пригодный для удовлетворения мотива).
Ценностные ориентации - это основания для субъективной оценки действительности, способ разделения объектов по субъективной значимости, идеальные представления о хорошем.
Характер - "сплав" врожденных и приобретенных индивидуальных особенностей, проявляющихся прежде всего в отношении человека к себе, другим и порученному делу, а также в волевых качествах человека.
Хронотоп – субъективное единство времени и пространства, в котором разворачиваются события жизни; "здесь и теперь" в отличие от "там и тогда" (как в прошлом, так и в будущем). Хронотоп обеспечивает устойчивое и направленное функционирование всей психики человека
Эксперимент – создание специальных условий деятельности человека (испытуемого), в которых выявляется тот или иной психологический факт.
- лабораторный эксперимент, который протекает в специальных условиях, с использованием специальной аппаратуры, испытуемый действует по четкой инструкции.
- естественный эксперимент проходит в обычных условиях труда, учебы общения и испытуемые могут не знать, что ситуация частично перестроена экспериментатором.
Экстраверты – люди, "обращенные вовне", они общительны, активны, подвижны, чувствуют себя комфортно среди людей, могут стремиться к лидерству (чаще всего - сангвиники или холерики).
Эмоции - класс психических процессов и состояний, связанных с инстинктами, потребностями и мотивами, отражающих в форме непосредственного переживания значимость действующих на индивида явлений и ситуаций для его жизнедеятельности или реализации целей. Эмоции сопровождают любое проявление активности субъекта и служат одним из главных механизмов регуляции его деятельности. Эмоции отражают оценочное отношение человека ко всему, что его окружает: к другим людям, предметам или событиям.
- эмоциональное возбуждение – характеризуется повышением уровня активации центральной нервной системы, мобилизационными сдвигами в организме.
- эмоциональное напряжение - состояние повышенной эмоциональной активации, блокированное в исполнительной фазе,