Напомним, бюджет любого уровня, в том числе и федеральный, предназначен для исполнения органами власти обязательств Российской Федерации.
Важнейшим направлением деятельности Правительства РФ, а также Министерства финансов выступает формирование и утверждение бюджета на предстоящий финансовый год. В этой связи значимость приобретает и тот факт, что доходная и расходная часть его должны балансировать между собой. Это одно из условий экономической стабильности государства.
Каждая из частей федерального бюджета по-своему значима. Если доходы федерального бюджета характеризуют состояние финансовой базы на обеспечение функционирования государства, то расходы отражают направления использования финансовых ресурсов органами власти. Изменение структуры как доходной, так и расходной части отражают изменения в экономических процессах страны [15, с.165].
В связи с вышеизложенным проведем анализ исполнения обязательств РФ.
На основе таблицы 3 можно сделать вывод о том, что федеральный бюджет в анализируемый период исполнен больше, чем запланировано по следующим видам расходов:
В 2016 году это расходы на национальную экономику (+38,03%), на здравоохранение (+11,38%), на межбюджетные трансферты бюджетам субъектов РФ и муниципальных образований (+15,69%);
Таблица 3- Анализ исполнения федерального бюджета РФ за 2016-2018 гг., млрд.руб.
Статьи расходов | 2016 год | % выполнения плана | 2017 год | % выполнения плана | 2018 год | % выполнения плана |
план | факт | план | факт | план | факт | |
Общегосударственные вопросы | 1013,9 | 935,7 | 92,29 | 1074,9 | 1117,6 | 103,97 |
Национальная оборона | 2470,6 | 2479,1 | 100,34 | 3173,8 | 3184,1 | 100,24 |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность | 2065,7 | 2086,2 | 100,99 | 2056,9 | 1965,6 | 95,56 |
Национальная экономика | 3062,9 | 138,03 | 2152,8 | 2324,2 | 07,96 | |
ЖКХ | 123,3 | 119,6 | 97,0 | 138,7 | 141,1 | 103,89 |
Охрана окружающей среды | 54,5 | 46,4 | 85,14 | 48,2 | 49,7 | 103,11 |
Образование | 640,2 | 638,3 | 99,7 | 590,4 | 610,6 | 103,42 |
Культура, кинематография | 97,9 | 99,9 | 90,4 | 89,9 | 99,45 | |
Здравоохранение | 480,8 | 535,5 | 111,38 | 376,6 | 51,6 | 137,02 |
Социальная политика | 3506,4 | 3452,4 | 98,46 | 4300,7 | 4265,3 | 99,18 |
Физическая культура и спорт | 77,3 | 71,2 | 92,11 | 72,5 | 100,69 | |
СМИ | 72,7 | 74,8 | 102,89 | 80,8 | 82,1 | 101,61 |
Обслуживание государственного и муниципального долга | 432,4 | 415,6 | 96,11 | 518,7 | 87,47 | |
Межбюджетные трансферты бюджетам субъектов РФ и муниципальных образований | 705,4 | 816,1 | 115,69 | 667,5 | 68,2 | 102,17 |
Всего расходов: | 13960,1 | 14831,6 | 106,24 | 15417,2 | 15620,2 |
В 2017 году это все виды расходов, за исключением расходов на национальную безопасность и правоохранительную деятельность (-4,44%), на культуру и кинематографию (-0,55%), социальную политику (-0,82%), обслуживание государственного и муниципального долга (-12,53%);
в 2018 году это расходы на национальную экономику (+6,01%), на ЖКХ (+24,91%), на образование (+6,69%), на здравоохранение (+9,38%).
Отметим, что органам власти РФ удается удерживать расходы федерального бюджета примерно на одинаковом уровне. Если в 2016 году бюджет исполнен в меньшем объеме, чем планировалось на 7,71%, то в 2017 году его исполнение составило немного больше проектируемого значения на 3,97%, что наблюдается и в 2018 году (+0,13%). Несомненно, это положительный момент.
Также нужно сказать, что подобное положение дел наблюдается в условиях нестабильности национальной экономики, что обусловлено неблагоприятными факторами геополитической и мировой экономической обстановки. Ведь именно сейчас Российская Федерация осуществляет свою деятельность в условиях, введенных против нее санкций, а значит, приспосабливается к новым экономическим условиям.
Проанализируем динамику расходной части федерального бюджета за 2016-2018 гг.
Таблица 4-Динамика расходов федерального бюджета в РФ за 2016-2017 гг., млрд.руб.
Статьи расходов | Исполнение в 2016г. | Исполнение в 2017г. | Исполнение в 2018г. | Относительное отклонение | |
2017/2016 | 2018/2017 | ||||
Общегосударственные вопросы | 935,7 | 1117,6 | 1095,6 | 119,44 | 98,03 |
Национальная оборона | 2479,1 | 3181,4 | 3775,3 | 128,33 | 118,67 |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность | 2086,2 | 1965,6 | 1898,7 | 94,22 | 96,6 |
Национальная экономика | 3062,9 | 2324,2 | 2302,1 | 75,88 | 99,05 |
ЖКХ | 119,6 | 144,1 | 75,2 | 120,48 | 50,10 |
Охрана окружающей среды | 46,4 | 49,7 | 63,10 | 107,11 | 126,96 |
Образование | 638,3 | 610,6 | 597,8 | 95,66 | 97,9 |
Культура, кинематография | 97,8 | 89,9 | 87,3 | 91,92 | 97,11 |
Здравоохранение | 535,5 | 506,3 | 96,36 | 98,12 | |
Социальная политика | 3452,4 | 4265,3 | 4588,5 | 123,55 | 107,58 |
Физическая культура и спорт | 71,2 | 59,6 | 102,53 | 81,64 | |
СМИ | 74,8 | 82,1 | 76,6 | 109,76 | 93,3 |
Обслуживание государственного и муниципального долга | 415,6 | 518,7 | 621,3 | 124,81 | 119,78 |
Межбюджетные трансферты бюджетам субъектов РФ и муниципальных образований | 816,1 | 83,57 | 98,53 | ||
Всего расходов: | 14831,6 | 15620,2 | 16416,4 | 105,32 | 105,10 |
На основании таблицы 4 мы можем сделать о том, что в рассматриваемый период значительно возросли некоторые виды расходов, а именно:
-расходы на национальную оборону в 2017 году по сравнению с 2016 годом выросли на 28,33%, а в 2018 году по отношению к 2017 году на 18,67% и составили 3775,3 млрд.руб.;
-расходы на охрану окружающей среды в 2017г. составили 49,7 млрд.руб., что больше на 7,11% чем в 2016 г., в 2018 г. данная статья расходов увеличилась на 26,96% и ее размер равен 63,1 млрд.руб.;
-расходы на социальную политику в 2017г. по сравнению с 2016г. возросли на 23,55%, а в 2018 г. на 7,58% и составили 4588,5 млрд.руб.;
-расходы на обслуживание государственного и муниципального долга в 2017г. возросли по отношению к 2016г. на 24,81% и составили 518,7 млрд.руб., в 2018г. данные виды расходов составили 621,3 млрд.руб., что больше уровня 2017г. на 19,78%.
В связи с этим мы можем сделать вывод о том, что федеральный бюджет в период 2016-2018 гг. был социально-ориентированным. Кроме того, рост расходов на национальную оборону свидетельствует об укреплении оборонного потенциала Российской Федерации. Очевидно, данный факт является положительным в условиях постоянно меняющейся геополитической ситуации.
Стоит провести и анализ структуры расходов федерального бюджета РФ (табл.5).
Таблица 5-Структура расходов федерального бюджета РФ за 2016-2018 гг., млрд.руб.
Статьи расходов | 2016 год | 2017 год | 2018 год | ||||
сумма | Уд.вес, % | сумма | Уд.вес, % | сумма | Уд.вес, % | ||
Общегосударственные вопросы | 935,7 | 6,31 | 1117,6 | 7,15 | 1095,6 | 6,67 | |
Национальная оборона | 2479,1 | 16,71 | 3181,4 | 20,37 | 3775,3 | 23,00 | |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность | 2086,2 | 14,07 | 1965,6 | 12,58 | 1898,7 | 11,57 | |
Национальная экономика | 3062,9 | 20,65 | 2324,2 | 14,88 | 2302,1 | 14,02 | |
ЖКХ | 119,6 | 0,81 | 144,1 | 0,92 | 72,2 | 0,44 | |
Охрана окружающей среды | 46,4 | 0,31 | 49,7 | 0,32 | 63,1 | 0,38 | |
Образование | 638,3 | 4,30 | 610,6 | 3,91 | 597,8 | 3,64 | |
Культура, кинематография | 97,8 | 0,66 | 89,9 | 0,58 | 87,3 | 0,53 | |
Здравоохранение | 535,5 | 3,61 | 3,30 | 506,3 | 3,08 | ||
Социальная политика | 3452,4 | 23,28 | 4265,3 | 27,31 | 4588,5 | 27,95 | |
Физическая культура и спорт | 71,2 | 0,48 | 0,47 | 59,6 | 0,36 | ||
СМИ | 74,8 | 0,50 | 82,1 | 0,53 | 76,6 | 0,47 | |
Обслуживание государственного и муниципального долга | 415,6 | 2,80 | 518,7 | 3,32 | 621,3 | 3,78 | |
Межбюджетные трансферты бюджетам субъектов РФ и муниципальных образований | 816,1 | 5,50 | 4,37 | 4,09 | |||
Всего расходов: | 14831,6 | 15620,2 | 16416,4 |
Таблица 5 позволяет нам сделать вывод о том, что в 2016 году наибольший удельный вес принадлежал таким видам расходов, как: расходы на национальную оборону (16,71%), на национальную безопасность и правоохранительную деятельность (14,07%), на национальную экономику (20,65%), на социальную политику (23,28%).
Такое же положение дел сохранилась и в 2017г., в частности доля расходов на национальную оборону составила 20,37%, на национальную безопасность и правоохранительную деятельность - 12,58%, на национальную экономику - 14,88%, на социальную политику - 27,31%.
В 2018 году наибольший удельный вес занимают расходы на национальную оборону - 23%, на национальную экономику - 14,02% и на социальную политику - 27,95% [29].
Проведенный анализ таблицы 5 в конечном итоге подтверждает социальную направленность федерального бюджета, рост экономического и оборонного потенциала нашего государства.
Представим структуру расходной части федерального бюджета на рисунке 2.
Проведенный анализ основных статей расходов федерального бюджета РФ свидетельствует о том, что государство большие объемы финансовых ресурсов направляет на экономическое развитие, улучшение социальной политики, повышение обороноспособности страны. Все это, несомненно, повышает благосостояние населения, уровень жизни в стране и как следствие вызывает экономический рост.
Однако, проанализировав достижение планируемых показателей федерального бюджета РФ в 2016-2018 гг. видно, что большинство статей расходов бюджета не исполнено в полном объеме.
В связи с этим важное значение приобретает оптимизация расходования финансовых ресурсов федерального бюджета РФ, что будет рассмотрено ниже [13, с.45].