Направления и формы организации воспитательной работы в лагере.
3. Принципы и методы организации воспитательной работы в лагере и в отряде.
Определение понятий «воспитание», «обучение», «развитие» их соотношение и реализация на смене.
Воспитание в широком смысле представляет собой целенаправленный процесс формирования интеллекта, физических и духовных сил личности, подготовки ее к жизни, активному участию в трудовой деятельности. Воспитание в узком смысле слова –систематическое и целенаправленное воздействие воспитателя на воспитуемых с целью формирования у них желаемого отношения к людям и явлениям окружающего мира.
Обучение – это целенаправленный процесс двусторонней деятельности педагога и учащихся по передаче и усвоению знаний. Деятельность преподавателя при этом называется преподаванием, а деятельность учащихся – учением. Поэтому обучение можно определить и так: обучение – это преподавание и учение, взятые в единстве.
Развитие человека – это процесс становления его личности под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых социальных и природных факторов. Выделяют физическое развитие, психическое, социальное, духовное.
В любом воспитании всегда содержатся элементы обучения. Обучая – воспитываем, воспитывая – обучаем. Области понятий «воспитание» и «обучение» частично перекрываются.
Таким образом, диалектическое отношение «обучение – воспитание» направлено прежде всего на развитие деятельностных и личностных характеристик человека на основе его интересов, приобретенных знаний, умений и навыков.
Вывод: Воспитание, обучение и развитие тесно взаимосвязаны между собой и реализуются неразрывно друг от друга в течение всей смены летнего лагеря под средством различных отрядных и общих лагерных мероприятий.
Направления и формы организации воспитательной работы в лагере.
Летние каникулы составляют значительную часть свободного времени детей и подростков. Прекращаются занятия в школе и учреждениях дополнительного образования и, как следствие, увеличивается фактор риска подросткового периода. Поэтому организация летнего отдыха детей и подростков необходима не только для оздоровления детей и содержательности их досуга, но и как средство в профилактике безнадзорности, преступности, наркомании и токсикомании детей и подростков в период летних каникул.
Ведущими направлениями воспитательной работы являются:
· художественно - эстетическое направление;
· физкультурно-оздоровительное направление;
· образовательное направление;
· патриотическое направление;
· трудовая деятельность;
Художественно – эстетическое направление
Задачи:
ü пробуждать в детях чувство прекрасного;
ü формировать навыки культурного поведения и общения;
ü прививать детям эстетический вкус;
ü развивать креативность;
ü в рамках нравственно-эстетического воспитания в лагере можно многое сделать, и действовать можно в нескольких направлениях: музыка, песня, танец; общение с книгой, природой, искусством.
ü
Формы организации художественно- эстетической деятельности:
- изобразительная деятельность (оформление отряда «Наш отрядный дом», конкурс стенгазет и рисунков «А в нашем лагере…»);
- конкурсные программы («Мисс и Мистер», «Лучшая пародия»);
- творческие конкурсы («Знакомьтесь – это мы!»);
- концерты («Звездопад»);
- игровые, творческие программы («День рекордов», «Творческая волна – 2020»);
- экран дня – стенд, отображающий жизнь лагеря сегодня и то, что будет происходить в предстоящий период;
- выставки, ярмарки.
Физкультурно – оздоровительное направление
Задачи:
ü вовлечение детей в различные формы физкультурно-оздоровительной работы;
ü выработка и укрепление гигиенических навыков;
ü расширение знаний об охране здоровья.
ü
Основные формы организации:
-утренняя гимнастика (зарядка);
-спортивные игры (футбол, волейбол, баскетбол, настольный теннис, шашки, шахматы).
-подвижные игры на свежем воздухе («перестрелка», «охотники и утки», «рыбак», «вызови по имени», «волк во рву», «гуси-лебеди», «светофор», «ручеёк» и др.);
- эстафеты («веселые старты»);
Образовательная направление
Задачи:
ü расширение знаний детей и подростков об окружающем мире;
ü удовлетворение потребности ребенка в реализации своих знаний и умений.
Основные формы организации:
-образовательные модули (конструирование, 3-д моделирование и др.)
- экскурсии (изучение памятников города; «музей истории города»);
- посещение концертов, спектаклей;
- психологические тесты;