Методика организации самостоятельной работы зависит от структуры, характера и особенностей изучаемой дисциплины, объема часов, отведенных на ее изучение, вида заданий для самостоятельной работы, условий учебной деятельности.
Методически обеспечить самостоятельную работу студентов – значит:
· составить графики самостоятельной работы, содержащие перечень форм и видов самостоятельной работы студентов, цели и задачи каждого из них, сроки выполнения и формы контроля;
· разработать методические рекомендации для студентов по самостоятельной работе, содержащие целевую установку и мотивационную характеристику изучаемых тем, структурно-логические и графологические схемы по изучаемым темам, списки основной и дополнительной литературы для изучения тем учебных дисциплин, междисциплинарных курсов профессионального модуля, теоретические вопросы и вопросы для самоподготовки, алгоритмы целевой деятельности студентов при выполнении полученных заданий на практических занятиях и др.
Основным элементом самостоятельной работы является творческая учебная задача (задание).Учебная задача представляет собой сформированное задание, направленное на поиск новых знаний, требующее решения в ходе наблюдения, опытов, изучения литературы и других видов познавательной деятельности. Учебная задача, как дидактическая единица, обладает рядом функциональных признаков:
· является предметом познавательной деятельности;
· содержит противоречие между данным и искомым;
· включает все звенья познавательной деятельности: постановку цели, мотивацию, выбор рациональных путей решения, подбор способов действий и средств их выполнения, получение результата, его анализ и формы представления;
· выступает средством логической и психологической организации учебного материала;
· интегрирует процессы усвоения знаний, освоения умений, формирования практического опыта деятельности, что необходимо для овладения общими и профессиональными компетенциями.
Решение творческой задачи включает несколько этапов:
1. Подготовительный: постановка и осознание творческой задачи. Определяется неизвестное новое, которое должно быть найдено в результате решения творческой задачи.
2. Информационный: поиск необходимых информационных источников для решения творческой задачи.
3. Аналитический: анализ и обработка информации. Содержанием данного этапа является восприятие, понимание, осмысление полученной информации, ее оценка, установление связей между разрозненными фактами и явлениями, их обобщение для получения результата решения творческой задачи.
4. Заключительный: оформление и определение форм представления результата решения творческой задачи.
В зависимости от конкретных учебных задач, которые должны быть решены в процессе самостоятельной работы, содержательная наполняемость, продолжительность отдельных этапов изменяются, однако присутствие их в структуре процесса обязательно.
Практическое задание:
1. Проведите анализ функциональных признаков и этапов решения познавательной учебной задачи (задания).
2. Заполните таблицу.
Таблица
Определение понятия «учебная задача (задание)» | Функциональные признаки | Этапы решения |
Самостоятельная работа студентов делится на аудиторную и внеаудиторную.
Самостоятельная(аудиторная) работа студентов проходит под контролем педагога и предполагает определение студентам групповых или индивидуальных познавательных учебных задач (заданий), самостоятельное выполнение их студентами под методическим и организационным руководством педагога.
Аудиторная самостоятельная работа студентов предусматривает:
· выполнение самостоятельных работ;
· выполнение контрольных и лабораторных работ, составление схем, диаграмм;
· решение задач;
· работу со справочной, методической и научной литературой;
· защиту выполненных работ;
· собеседование, коллоквиумы; деловые игры, дискуссии, конференции;
· тестирование и т.д.
Объем времени на аудиторную самостоятельную работу студентов включается в общий объем времени на их аудиторную работу и регламентируется расписанием занятий (хронокартой занятия).
Практическое задание:
1. Проведите анализ предложенного информационного материала по самостоятельной (аудиторной) работе студентов.
2. Заполните таблицу.
Таблица
Особенности организации самостоятельной(аудиторной) работы | Формы организации самостоятельной (аудиторной) работы |
Дополните перечень форм организации самостоятельной (аудиторной) работы из собственной образовательной практики |
Самостоятельная(внеаудиторная) работа студентов - планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа, выполняемая во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве педагога, но без его непосредственного участия. В системе среднего профессионального образования в соответствии с требованиями ФГОС на самостоятельную (внеаудиторную) работу студентов отводится до 50% учебного времени.
Целью самостоятельной (внеаудиторной) работы обучающихся является овладение фундаментальными знаниями, умениями и навыками профессиональной деятельности, опытом творческой, исследовательской работы, проектировочными навыками. Содержание внеаудиторной самостоятельной работы определяется в соответствии с видами организации самостоятельной (внеаудиторной) работы.В образовательной практике используются следующие виды самостоятельной (внеаудиторной) работы:
· овладение знаниями: чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы); составление плана текста; графическое изображение структуры текста; конспектирование текста; выписки из текста; работа со словарями и справочниками; ознакомление с нормативными документами; учебно-исследовательская работа; анализ содержания аудио- и видеозаписей, Интернет-ресурсов и др.;
· закрепление и систематизация знаний: работа с конспектом лекций; работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио- и видеозаписей); составление плана и тезисов ответа; составление таблиц для систематизации учебного материала; анализ нормативных документов; ответы на контрольные вопросы; аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование и др.); подготовка тезисов сообщений к выступлению на семинаре, конференции; подготовка рефератов, докладов: составление библиографии, тематических кроссвордов и др.;
· формирование умений: решение задач и упражнений по образцу; решение вариативных задач и упражнений; выполнение чертежей, схем; выполнение расчетно-графических работ; решение ситуационных производственных (профессиональных) задач; подготовка к деловым играм; проектирование и моделирование разных видов и компонентов профессиональной деятельности; подготовка курсовых и дипломных работ (проектов); экспериментально-конструкторская работа; опытно-экспериментальная работа; упражнения на тренажере; упражнения спортивно-оздоровительного характера; коллекция (биологическая, нумизматическая, модных собственных изделий, коллекция увлечений, технических изобретений, рисунков…); прогноз развития ситуации (например, экологической); справочник (например, по топонимике улиц города); сравнительно-сопоставительный анализ (современных произведений, собственный перевод стихотворений и т.д.); учебное пособие по определенной теме, циклу учебных занятий (возможно электронное); словарь (по определенной теме).
В качестве форм и методов контроля внеаудиторной самостоятельной работы студентов могут быть использованы фронтальные опросы на семинарских и практических занятиях, коллоквиумы, зачеты, тестирование, самоотчеты, контрольные работы, защита творческих работ, учебного проекта и др.
Критериями оценки результатов самостоятельной (внеаудиторной) работы студента являются:
· уровень освоения учебного материала,
· умение использовать теоретические знания при выполнении практических задач,
· полнота общеучебных представлений, знаний и умений по изучаемой теме, к которой относится данная самостоятельная работа,
· обоснованность и четкость изложения ответа на поставленный по внеаудиторной самостоятельной работе вопрос,
· оформление отчетного материала в соответствии с известными или заданными педагогом требованиями.
Основные виды организации, руководства и контроля самостоятельной (внеаудиторной) работы студентов, примерные нормы времени на выполнение студентами самостоятельной (внеаудиторной) работы приведены в таблицах 1, 2.
Таблица 1