Малая академия гуманитарных наук и права
ФГБОУ ВО «Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого (НовГУ)»
возобновляет свою работу с 1 октября 2018 года.
Академия создана на базе научно-образовательного духовно-просветительского комплекса «Антоново» и Гуманитарного института НовГУ и является структурным учебным подразделением НовГУ, обеспечивающим непрерывность общего и профессионального образования, и осуществляет профориентационную и предпрофильную и профильную дополнительную (углубленную) подготовку учащихся общеобразовательных школ Великого Новгорода по гуманитарным и правовым наукам.
В 2018/2019 году в структуру Академии входят: «Школа юного юриста», «Школа юного журналиста», «Школа юного историка, археолога и архивиста», «Школа юного филолога», «Школа истории искусств», «Школа политического PR», "Школа французского языка".
Руководство школами, входящими в состав Академии, а также учебный процесс осуществляются ведущими преподавателями Гуманитарного института НовГУ.
Обучение в Академии бесплатное. Прием заявок осуществляется с 1 по 20 сентября текущего года (заявление и согласие на обработку персональных данных от законного представителя, мотивационное эссе от учащегося). Учебный процесс будет проходить с 1 октября по 30 марта текущего учебного года. Занятия проводятся на базе Гуманитарного института НовГУ.
Выпускники Академии, выполнившие программу и успешно прошедшие итоговые испытания, получают удостоверение об окончании Малой Академии гуманитарных наук и права НовГУ. Обучающие, занявшие три призовые места в творческом конкурсе по результатам обучения в Академии, получают дополнительные баллы при поступлении в НовГУ на соответствующее направление подготовки.
ТЕМАТИКА РАБОТЫШКОЛ МАЛОЙ АКАДЕМИИ НовГУ
ШКОЛА ЮНОГО ЖУРНАЛИСТА
(руководитель школы: Василенко Ирина Васильевна, кандидат философских наук, доцент кафедры журналистики, заведующая отделением филологии, журналистики и межкультурной коммуникации ИГУМ НовГУ)
Темы занятий:
1. Вводная лекция. Организационная структура современной редакции. Основные функции сотрудников различного должностного статуса: главный редактор, ответственный секретарь, корреспондент, фотокорреспондент, корректор, верстальщик, дизайнер
2. Экскурсия в редакцию («Новгородские ведомости»/НТ)
3. Игра-дебаты. Цель - формирование установки на всестороннее рассмотрение дискуссионного вопроса, касающегося дальнейшей «судьбы» современных СМИ (печать, радио, телевидение, интернет-издания).
4. Лекция-презентация. Этапы создания печатного издания (газеты)
5. Деловая ролевая игра. Создание имитационной модели редакционного коллектива печатного СМИ.
6. Презентация, обсуждение и анализ кафедральной учебной газеты «Антоновка»
7. Просмотр, обсуждение и анализ одного из выпусков информационно-аналитической программы «Альма-Матер», освещающей жизнь НовГУ
8. Лекция-презентация. Специфика работы журналиста в различных видах СМИ (печатная газета, радио, телевидение, интернет-СМИ)
9. Ролевая игра «Четыре разных вида СМИ»
10. Подготовка и обсуждение научных докладов для участия в научной конференции преподавателей, аспирантов и студентов НовГУ в рамках ежегодных Дней науки НовГУ. Аттестация учеников Школы по результатам работы на занятиях.
ШКОЛА ИСТОРИИ ИСКУССТВ
(Руководитель школы: Маленко Сергей Анатольевич, доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой теории, истории и философии культуры отделения философии и культурологи ИГУМ НовГУ)
Темы занятий:
1. Основные понятия истории искусств
2. Виды, роды и жанры искусства
3. Искусство Древнего Египта
4. Искусство Индии
5. Античное искусство
6. Раннее христианство. Искусство Византии. Западноевропейское и русское искусство Средних веков
7. Европейское искусство эпохи Возрождения
8. Искусство барокко и классицизма
9. Искусство 18-19 веков
10. Искусство 20 века.
ШКОЛА ПОЛИТИЧЕСКОГО PR
(Руководитель школы: Некита Андрей Григорьевич, доктор философских наук, профессор кафедры теории, истории и философии культуры отделения философии и культурологи ИГУМ НовГУ)
Темы занятий:
1. PR как инструмент воздействия на общественное мнение
2. История развития политического PR
3. PR-технологии и основные направления работы
4. PR и СМИ
5. PR и реклама
6. PR и имиджмейкинг
7. PR и консалтинг
8. Основные характеристики политических PR-технологий
9. PR-кампания и ее составляющие
10. Внешний государственный PR.
ШКОЛА ЮНОГО ЮРИСТА
(Руководитель школы: Трофимова Марина Сергеевна, кандидат юридических наук, заведующая кафедрой гражданского права и процесса юридического факультета НовГУ)
Темы занятий:
1. Правовые системы современности
2. Государственное устройство Российской Федерации
3. Правовой статус личности.
4. Конституция РФ - основной закон страны.
5. Основы семейного права: заключение и прекращение брака, права и обязанности родителей и детей.
6. Основы гражданского права: субъекты гражданского права; порядок заключения, изменения и расторжения договора; право собственности.
7. Защита прав потребителей.
8. Основы уголовного права: преступление и наказание.
9. Основы криминалистики. Судебной фотография в России. Следы в криминалистике. Методы опознания преступников. Почерк и личность.
10. Основы гражданского процесса: порядок рассмотрения и разрешения в судах гражданских, трудовых, земельных, семейных, жилищных дел.
11. Основы уголовного процесса: стадии рассмотрения уголовного дела.
ШКОЛА ЮНОГО ИСТОРИКА, АРХИВИСТА И АРХЕОЛОГА
(Руководитель школы: Федорук Наталья Сергеевна, кандидат исторических наук, доцент кафедры истории России и архивоведения отделения истории и архивоведения НовГУ)
Темы занятий:
1. Образование Древнерусского государства. Археология как наука.
2. Киевская Русь. Виды археологических памятников.
3. Период феодальной раздробленности в истории России. Методы археологического исследования.
4. Русское централизованное государство в 15-16 вв. Датировка археологических находок.
5. Русское централизованное государство в 17 в. Археологические памятники Новгородской земли.
6. Российская империя в 18 в. Методика работы с историческими источниками.
7. Российская империя в первой половине 19 в. Исторические источники 9 – первой половины 19 в.
8. Российская империя во второй половине 19 – начале 20 в. Исторические источники второй половины 19 – 20 в.
9. СССР в 1920-1940-е гг.История и организация отечественных архивов.
10. СССР второй половины 20 в. – Россия начала 21 в. Методика работы исследователя с архивными документами. Аттестация учеников Школы по результатам работы на занятиях.
ШКОЛА ЮНОГО ФИЛОЛОГА
(Руководитель школы: Иванова Наталья Федоровна, кандидат филологических наук, доцент, заведующая кафедрой русской и зарубежной литературы отделения филологии, журналистики и межкультурной коммуникации НовГУ)
Темы занятий:
1. Тематика литературоведческих занятий:
2. Основы теории литературы – скучно или интересно?
3. Что такое анализ текста поэтического?
4. Основы анализа текста прозаического
5. Сочинение снова…
6. Тематика лингвистических занятий:
7. Лингвистика и филология. Что изучают филологи и лингвисты, где и кем работают филологи и лингвисты.
8. Лингвистика слова. Как устроено слово – бездна информации. Зачем человеку слово. Как изучают основную единицу языка.
9. Лингвистика фигур. «Прямое» и «непрямое» говорение. Зачем человек говорит с использованием метафор, синекдох, риторических вопросов, иронии. Как устроены фигуры.
10. Лингвистика стиля. В чем состоит разница между бытовой речью и официальной. Какие «силы» определяют и формируют стиль.
11. Лингвистика текста. Человек говорит не словами и не предложениями он говорит текстами. Как устроен текст. Чем отличается текст сочинения ЕГЭ от текста СМС-ки.
12. Экскурсии «В историю филологического факультета» (Дни открытых дверей). Аттестация учеников Школы по результатам работы на занятиях.
**** В рамках школы предусмотрена организация работы «Почтового ящика» кафедры (русского языка и литературы) – «Спрашивайте - отвечаем».