ТЕМА: «Питание в туристском походе».
Содержание темы: меню, раскладка, транспортировка и сохранность продуктов.
ТИП ЗАНЯТИЯ: занятие поизучению нового материала
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: Формирование знаний о режиме и рационе питания в походе.
ЗАДАЧИ ЗАНЯТИЯ:
- познакомить учащихся с нормами потребностей продуктов питания для похода, их
упаковкой, хранением и транспортировкой, а также с рационом питания;
- развивать навыки коллективной работы и совместного поиска решений;
- способствовать воспитанию ответственности и коллективизма.
СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ:
1. Проектор, ноутбук, экран.
2. Презентация по теме.
3. Определенный набор продуктов (по желанию).
МЕТОДЫОБУЧЕНИЯ: объяснительно-иллюстративный, наглядный.
МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ: учебный класс.
ПЛАН ЗАНЯТИЯ:
Организационный момент (2 минуты).
Актуализация опорных знаний (5 минут).
Объяснение нового материала, ознакомление с новыми понятиями (26 минут).
Выбор продуктов для похода.8 минут
Рацион и режим питания. 8 минут
Знакомство с должностью – завпит 6 минут
Упаковка, хранение и транспортировка продуктов 4 минут
Закрепление полученных ЗУН (4 минут).
Подведение итогов занятия (3 минуты).
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Этап занятия. Содержание этапа | Номер слайда в презентации | Деятельность педагога | Содержание деятельности обучающихся |
1. Организационный момент: Учащиеся занимают места за партами, готовят письменные принадлежности Педагог приветствует класс, объявляет тему, цели и задачи занятия, объясняет требования и план занятия, проводит проверку присутствующих | |||
Дорогие ребята, как вы знаете, для жизнедеятельности нашего организма нам необходима пища. Цель и задачи нашего занятия рассмотреть – как нужно правильно питаться в туристском походе. Как улучшить аппетит и сохранить здоровье. И также мы с вами рассмотрим когда, как и чем питается турист в походе. | Слайд 1 | Обратить внимание на готовность к занятию. Тему записать на доске. | Записывают в тетрадь новую тему, слушают педагога. |
2. Актуализация опорных знаний (5 минут). | |||
Проверка знаний по теме Бивуак
Вопрос: Что такое бивуак?
Ответ: Бивуак– это место размещения (стоянка) туристской группы для ночлега или отдыха.
Вопрос:Как вы думаете, существуют ли определенные критерии, требования к выбору места бивака?
Ответ: Да, существуют. Главные: безопасность, наличие дров, наличие воды. Второстепенные: живописный вид, и ровная земля, продуваемое место
Вопрос:что надо делать на месте бивака?
| Следит за правильностью ответов учащихся, корректирует неправильные ответы | Отвечают на вопросы, комментируют ответы | |
3.Объяснение нового материала, ознакомление с новыми понятиями (25 минут). 3.1 Выбор продуктов для похода. | |||
Какие продукты можно брать с собой в поход? Для походов выходного дня годятся любые продукты, которые не испортятся до конца маршрута, главное не брать консервы в стеклянных банках, иначе придётся извлекать осколки из вещей. Собираясь в несложные многодневные походы летом, надо выбирать, прежде всего, те продукты, которые не испортятся на жаре. Продукты для похода В спортивных походах, очень важно снизить вес рюкзака. Важно чтоб продукты были с высокой калорийностью, долго хранились, легко переносились в рюкзаке, легко готовились и были доступны по цене. Поэтому туристы предъявляют к продуктам достаточно жесткие требования. 1. Быстрота и несложность приготовления Сложные кулинарные рецепты в походе реализовать трудно, и времени на это, как правило, нет. Поэтому выбирают те продукты, которые легче приготовить или их упрощенный вид, например сублимированный. Такой вид удобен, т.к. больше процент съедобной части и скорость приготовления намного выше. Например картофель можно заменить сухим картофельным пюре, гречку ядрицу на гречневые хлопья 2. Легкость и калорийность По возможности, надо выбирать те продукты, у которых больше съедобная часть или выше процент усвояемости. 100г сухого картофеля намного калорийнее свежих клубней Наибольшую калорийность имеют: мясо, масло, сахар, крупы 3. Пригодность в течение всего похода и транспортабельность. В походе даже те продукты, которые дома хранятся сколько угодно, могут стать не пригодными. Например, сахарный песок без герметичной упаковки отсыревает, а при подмокании превращается в сироп. Сохранность и транспортабельность многих продуктов зависит от правильной упаковки. Поэтому берем как можно более сухие продукты в хорошей упаковке. Вместо молока цельного берут сгущенное или сухое. Мясо заменяют сухим, вяленым, сублимированным или сырокопченой колбасой. 4. Вкусовые качества Немаловажная деталь продукты и блюда из них должны быть вкусными и разнообразными. Пресные каши и супы быстро приедаются, а пища, которая надоела, усваивается хуже. На высокогорье вкусы туристов могут значительно изменяться, обостряются реакции на запах. | Слайд 2 Слайд 3 Слайд 4 Слайд 5 Слайд 6 Слайд 7 Слайд 8 Слайд 9 | Задает вопросы, объясняет новый материал, демонстрирует слайды, поддерживает познавательную активность обучающихся | Слушают, задают вопросы, комментируют |
3.2 Рацион и режим питания. | |||
Рацион питания Рассмотрим общие правила питания в походе. Рацион – порция пищи на определенное время. Меню – набор продуктов или блюд. Режим питания – распорядок приёма пищи. На завтрак обычно рекомендуют давать около 30% калорийности суточного рациона. Составляя меню на завтрак, надо помнить, что он должен обеспечить работоспособность в первой половине дня. На обед или перекус должно приходиться 30-35 % суточной калорийности питания. Здесь предпочтительна высококалорийная жирная и сладкая пища. Легкоусвояемые углеводородсодержащие продукты (сахар, конфеты, вафли и т.д.) должны сочетаться с трудноусвояемыми продуктами с большим количеством жиров (колбаса, сало, мясные и рыбные консервы). На ужин остается 25 % калорийности.Илиже наоборот перекус делаю более легкий, а ужин плотный, т.е. первое и второе блюда(борщ и макароны). Он должен компенсировать дневные энергозатраты и подготовить нас к следующему дню. Для этого хороши блюда, богатые белками и углеводами: супы, каши, мясо, макароны. Не надо забывать про лук, чеснок, томат и другие приправы. Вечернее чаепитие – настоящий обряд, снимающий эмоциональные перегрузки. Поэтому чая должно быть много, и к нему хорошо припасти чего-нибудь вкусного. Воду обычно берут из природных источников и рек. Предварительно обеззаразив ее или прокипятив минут 10. Главное что бы питание было сбалансированным!!!!!! Соотношение между белками, жирами и углеводами должно быть 1:1,2:4,6.Т.е. большую часть рациона должны составлять углеводы: хлебобулочные изделия, крупы, макароны, картофель, сладкое. Жиры: сало, колбаса, сыр, масло, тушенка. Белки: мясо и мясопродукты, фасоль, горох, сливки сухие, рыба | Слайд 10 Слайд 11 Слайд 12 Слайд 13 Слайд 14 Слайд 15 Слайд 16 Слайд 17 Слайд 18 Слайд 19 | Демонстрирует слайды, комментирует их, рассказывает, задает вопросы | Отвечают на вопросы, комментируют слайды, слушают педагога |
Работа завпита в походе | |||
Вопрос: А кто же занимается подготовкой рациона в походе, составляет меню, распределяет продукты? Ответ учащихся:……. Этого человека называютЗавпит(заведующий питанием) -человек ответственный за питание в походе, а так же человек не меньше руководителя нуждающийся в помощи всех участников похода. В обязанности входит: До похода · составить меню на весь период похода; · рассчитать, сколько потребуется продуктов (продуктовую раскладку); согласовать меню и раскладку с руководителем и участниками группы (учесть вкусовые предпочтения и пищевую аллергию); · закупить продукты или распределить по участникам, кто что покупает; · если есть продукты, которые нужно высушить перед походом (например, мясо), распределяет, кто что будет сушить (может сушить все сам, если много свободного времени и желания); · проследить, чтобы продукты были развешаны порционно (на один прием пищи); · проследить, чтобы продукты были правильно упакованы (дабы избежать намокания продуктов и макарон/круп/крошек в рюкзаках участников); · распределение веса раскладки по участникам похода; · если есть заброска, формирование заброски и упаковка продуктов. В походе: на завтрак, обед, ужин · Сказать, участникам, что нужно достать из продуктов, которые едут в его рюкзаке, в соответствии с заявленным меню; · Контролировать равномерность разгрузки участников похода. Что же именно должен сделать завпит до похода? Познакомимся с примерной группой продуктов Предлагаю вам ознакомиться с примерной раскладкой продуктов и меню для завтрака и ужина | Слайд 20 Слайд 21 Слайд 22 Слайд 23 | Задает вопросы, комментирует ответы, объясняет, демонстрирует слайды Комментирует слайды | Отвечают на вопросы, задают вопросы, записывают в тетрадь Отвечают на вопросы, комментируют слайды |
Упаковка, хранение и транспортировка продуктов | |||
Прежде чем разместить продукты по рюкзакам их надо правильно упаковать. Упаковка должна обеспечить сохранность продуктов в течении всего похода. А ещё она должна удобно ложиться в рюкзак и быть лёгкой. Если фасованные продукты боятся сырости, их кладут в полиэтилен, сыпучие продукты удобнее всего пересыпать в пластиковые бутылки. Пример расфасованных продуктов для многодневного похода Вопрос:как вы думаете для питания в походе нужны лишь продукты или еще какое-то снаряжение или приспособления? Ответ:посуда, костер | Слайд 24 Слайд 25 Слайд 26 Слайд 27 | Поддерживает познавательную активность обучающихся | Слушают, отвечают на вопросы, комментируют слайды |
III. Заключительная часть. Рефлексия. | |||
Подведение итогов: Вопрос: какие основные требования предъявляются к продуктам питания? Ответ: легкость приготовления, транспортировки, высокая доля съедобной части и калорийность, длительное хранение. Вопрос:что такое сублиматы? Ответ:привычные продукты, имеющую большую концентрацию, за счет удаления большей части влаги, отчасти почти готовые для употребления Вопрос: каков режим питания(распорядок приемы пищи) у туристов. И что может входить в меню Ответ: Завтрак, перекус и ужин Вопрос: кто такой завпит и его роль в компании туристов? Ответ: человек ответственный за питание в походе. Составляет меню, раскладку продуктов и распределяет по участникам продукты. Подведение итогов Вопрос: что нового вы узнали? Вопрос: что для вас было самым интересным на занятии? Ребята, надеюсь вы разобрались с принципами питания с походе и со всеми его тонкостями. Полученная информация может пригодиться вам не только в походе, но и на прогулке в лесу или даже в обычной жизни и дома в быту. Спасибо за внимание и удачных вам походов! | Слайд 28 Слайд 29 | Выявляет усвоение полученных знаний, корректирует ответы учащихся | Отвечают на вопросы, участвуют в оценке итогов занятия |
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Биржаков М.Б. "Введение в туризм", СПб.: Издательский дом "Герда", 2000. - 192 с.
2. Бардин К. – «Азбука туризма», - М.: Просвещение, 1981.