Система дошкольного образования Германии




 

«Система дошкольного образования Германии — тема очень интересная и актуальная.

В законах ФРГ закреплено право на бесплатное дошкольное образование. Дети имеют право посещать ясли уже с четырёхмесячного возраста. Этим правом пользуется большинство немцев. Так как немецкий менталитет не предусматривает того, что старшее поколение бабушек и дедушек при появлении внуков уходят на пенсию и сидят с ними дома, родителям приходится отдавать детей в детские сады.

Начиная изучать эту тему, я была поражена разнообразием форм и видов детских дошкольных учреждений. Я попыталась разобраться в их концепциях. Я расскажу о наиболее интересных, на мой взгляд, детских садах.

1. Waldkindergarten (от немецкого Wald – лес, Kindergarten — детский сад). Идея таких детских садов родилась в Скандинавии. Чаще всего, такой сад располагается в лесу. Детки постоянно находятся на природе, изучают деревья и другие растения, мастерят поделки из природного материала. Детям прививается любовь и бережное отношение к природе.

2. Bauernhofkindergarten (от немецкого Bauernhof – крестьянский двор, подворье Кindergarten – детский сад). Такой сад располагается при крестьянских хозяйствах, фермах или вблизи них. Дети, в силу своих возможностей, помогают фермерам ухаживать за животными, выращивать овощи и фрукты на огороде и в саду.

3. Reggio-Kindergarten. Концепция этого детского сада родилась в итальянском городке Режио-Эмилио, отсюда и их название. Такого рода ДОУ напоминают свои строением небольшой городок с «ярмарочной площадью»-главным холлом посередине и выходами в другие «кварталы»-комнаты. В детских садах такого типа среду, в которой находятся дети, называют главным воспитателем. Каждое утро дети и все воспитатели собираются в главном холле и обсуждают предстоящий день, а затем все расходятся по комнатам. Одна комната может быть посвящена строительству и конструированию, здесь дети играют в кубики, собирают конструктор и т.д. Есть комната для занятий рисованием, чаще всего там просто стоит краска и на стенах висят листы ватмана. Детей одевают в специальные костюмы, и они могут рисовать везде: на стенах, на полу, друг на друге. Есть комнаты для занятия ремеслами, комнаты — музыкальные салоны и т.д. Воспитатель в таких садах лишь помогает ребенку осваивать пространство.

4. Freinet-Kindergarten. Это направление в дошкольной педагогике получило свое название от фамилии итальянской семейной пары, которая разработала особый подход к воспитанию детей. Основным принципом этого подхода является полная свобода и самостоятельность ребенка. В Фрайнет-садах дети сами решают, что и когда они будут делать, во что играть, чем заниматься, когда кушать и спать. На так называемых «детских конференциях» ребята сами устанавливают правила поведения в пределах детского сада. Большое внимание в таких учреждениях уделяется творчеству, сюжетно-ролевым играм, экспериментам, экскурсиям на природу или предприятия и организации города.

5. Интеграционные детские сады. Такого рода ДОУ предполагают совместное нахождение здоровых детей и детей с физическими или психическими отклонениями. Для обычных детей это прекрасная возможность научиться терпимости, толерантности и уважению, а для детей с ограниченными возможностями – не быть оторванными от социума, учиться общаться и взаимодействовать со своими сверстниками. Может, именно благодаря огромному количеству таких детских садов и школ, в Германии прекрасные условия для жизни, учёбы и самореализации людей-инвалидов.

Конец формы

6. Интернациональные детские сады. Это вид ДОУ создан для эмигрантов и, чаще всего, самими эмигрантами для своих детей. В Германии очень много турко-немецких, еврейских, русско-немецких детских садов. Концепция этих учреждений основана на принципах билингвальности. То есть в группах с детьми постоянно находятся два воспитателя, один, носитель родного для детей языка, и второй, разговаривающий на немецком языке. Таким образом, дети не забывают язык той страны, откуда родом их родители, и изучают немецкий язык. Русско-немецкие детские сады чаще всего используют программы российских авторов, есть занятия и традиционные для России праздники, такие как Масленица, 8 марта и Новый год.

 

Безусловно, в Германии также распространены и Вальдорфские детские сады и сады, работающие по системе Монтессори. Но, думаю, о них и так много информации. Тем более что сейчас эти методики распространены и в России.

 

Если брать среднестатистический немецкий детский сад, то его работа построена по принципу проектов. Например, во время проекта «Профессии», детки вместе с воспитателями ходят на экскурсии, мастерят поделки, ставят театрализованные представления, пекут печенье, лепят из глины и т.д. Как таковых занятий, когда дети сидят на стульчиках и слушают воспитателей, нет. Детям даётся много свободы. На мой вопрос 6-летнему сыну моей подруг «нравится ли тебе ходить в немецкий детский сад», он с энтузиазмом ответил, что очень нравится, ведь можно делать, что хочешь, можно марать свою одежду, играть и бегать по всей площадке. В таком подходе к работе с детьми можно найти много плюсов и минусов. Но так как у родителей есть большой выбор концепций, теорий и идей, они могут отдать предпочтение детскому саду, который подходит именно их ребёнку».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: