I курс медико-профилактический факультет
Семинарское занятие № 1
Тема: Цели и задачи изучения истории медицины на медико-профилактическом факультете. Методика подготовки к занятиям.
Цель занятия: Определить понятие история медицины, показать их
значение для подготовки врача.
Задачи: 1. Обучить студентов анализу источников, содержащих материалы
по истории медицины: учебники, художественные произведения и
произведения искусства, медицинские раритеты, интернет.
2. Разъяснить методологию и методику изучения предмета, систему
оценки качества усвоения культурных и профессиональных
компетенций.
Основные понятия темы: История медицины как наука, и предмет
преподавания, историческая форма, смежные
науки, в том числе философия. Методы
исследования истории медицины: археология,
палеонтология, этнография.
План:
1. Определение истории медицины как науки и предмета преподавания.
2. Цели и задачи истории медицины.
3. Взаимосвязь развития медицины с историческими формациями,
уровнем развития смежных наук и философскими идеями.
4. Значение изучения истории медицины для подготовки врача.
5. Источники и методы изучения истории медицины.
6. Общая методика изучения курса истории медицины.
7. Роль личности в развитии медицины.
Вопросы для самостоятельной подготовки:
1. Примеры взаимосвязи истории медицины с философскими идеями в
разные исторические периоды.
2. Анализ взаимосвязи истории медицины с уровнем развития смежных
наук.
3. Экономические и социальные потребности общества и их влияние на
развитие медицины.
Литература:
1. Сорокина Т.С. История медицины. – М., 2005.
2. Лисицын Ю.П. История медицины. – М., 2004.
3. Сорокина Т.С. История медицины. – М., 2006.
4. Мультановский М.П. История медицины: Учебное пособие для
медицинских вузов. – М., 1994.
5. Заблудовский П.Е., Крючок Г.Р., Кузьмин М.К., Левит М.М. История
медицины. – М., 1981.
МПФ 1 курс
Семинарское занятие № 2
Тема: Медицина первобытного общества. Первые гигиенические навыки.
Цель занятия: Выявить особенности развития медицины в период
первобытнообщинного строя.
Задачи: 1. Показать общие закономерности и особенности развития помощи
на различных этапах развития первобытного общества.
2. Проследить закономерности, лежащие в основе формирования
врача-профессионала.
Основные понятия темы: периодизация развития общества, эмпирический
опыт, тотемизм, шаманизм, анимизм, фетишизм,
лечебная магия.
План:
1. Источники информации о болезнях и врачевании в первобытную эру.
2. Методы врачевания в период становления первобытнообщинного строя.
3. Коллективный характер оказания медицинской помощи.
4. Методы врачевания в период расцвета первобытнообщинного строя.
5. Рациональные и иррациональные приемы врачевания.
6. Медицина в период разложения первобытнообщинного строя.
7. Появление и подготовка врача – профессионала.
Вопросы для самостоятельной подготовки:
1. Сложные хирургические операции, используемые в первобытными врачевателями.
2. Лекарственное лечение.
3. Определение понятий «народная медицина», «традиционная медицина», «научная медицина».
Рефераты и сообщения:
1. Формирование коллективного характера медицинской помощи в период становления первобытнообщинного строя.
2. Выделение врачевателя-профессионала представителя народной медицины.
3. Зарождение культов и фантастических верований. Их связь с верованиями.
Литература:
1. Сорокина Т.С. История медицины. – М., 2005.
2. Лисицын Ю.П. История медицины. – М., 2004.
3. Сорокина Т.С. История медицины. – М., 2006.
4. Мультановский М.П. История медицины: Учебное пособие для медицинских вузов. – М., 1994.
5. Заблудовский П.Е., Крючок Г.Р., Кузьмин М.К., Левит М.М. История медицины. – М., 1981.
МПФ 1 курс
Семинарское занятие № 3
Тема: Развитие медицины в Древнем Египте (III – II тыс. до н.э.) Индийская медицина в ведийский период. Гигиенические традиции в Древнем мире
Цель занятия: 1. Раскрыть достижения в области медицины в древних
цивилизациях
2. Показать объективный характер закономерностей,
лежащих в основе понимания причин болезней, постановки
диагноза и методов лечения
Задачи: 1. Выявить особенности становления медицинских знаний в
Древнем Египте.
2. Показать взаимодействие национальных и интернациональных
факторов в формирование медицины.
3. Выявить объективные закономерности и философские
обоснования формирования традиционной медицины.
Основные понятия темы: Папирусы, как источник медицинских знаний,
строение человеческого тела (анатомия),
причины болезней (этнология), понятие о пульсе,
акупунктура, йога.
План:
1. Исторически изучения медицины Древнего Египта.
2. Религиозные культы и представления Древнего Египта и их роль в становлении
медицины.
3. Зарождение и формирование традиционной медицины в Египте.
4. Методы диагностики, разработанные врачами Древнего Египта.
5. Врачевание в Древней Индии. Ведийский период.
Вопросы для самостоятельной подготовки:
1. Первые анатомические знания о строении человеческого тела.
2. Врачебная этика Древнего Египта.
Рефераты и сообщения:
1. Особенности народной и традиционной медицины.
2. Аюрведа – традиционная система древнеиндийского врачевания.
3. Бальзамирование и накопление знаний о строении человеческого тела.
4. Инфекционные болезни и их лечение в Древнем мире.
Литература:
1. Сорокина Т.С. История медицины. – М., 2005.
2. Лисицын Ю.П. История медицины. – М., 2004.
3. Сорокина Т.С. История медицины. – М., 2006.
4. Мультановский М.П. История медицины: Учебное пособие для медицинских вузов. –
М., 1994.
5. Заблудовский П.Е., Крючок Г.Р., Кузьмин М.К., Левит М.М. История медицины. – М.,
1981.
МПФ 1 курс
Семинарское занятие № 4