Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного стандарта начального образования (письмо Министерства образования и науки РФ от 24 октября 2011 года № МД-1427/03.)
Для реализации используется:
· учебник А.Н.Сахарова, К.А.Кочегарова, Р.М. Мухаметшина «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Модуль «Основы религиозных культур народов России», 5 класс, М. Русское слово, 2014 г.
· Программа курса к учебнику А.Н. Сахарова, К.А. Кочегарова, Р.М. Мухаметшина «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России», 5 класс, М. Русское слово, 2014 г.-32с. (ФГОС. Инновационная школа)
Место предмета в базисном учебном плане
Рабочая программа комплексного учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (модуль «Основы религиозных культур народов России») для 5 класса составлена на основе Программы курса к учебнику А.Н.Сахарова, К.А. Кочегарова, Р. М Мухаметшина «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России». 5класс. - М.: «Русское слово», 2014г. с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Общей целью основного общего образования в духовно-нравственном воспитании является формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
Цель рабочей программы: формирование у обучающихся мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений, содействие усвоению основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России; сохранение духовно-нравственного здоровья детей.
Задачи:
- формировать основы гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся; формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций;
- способствовать принятию моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;
- осуществлять целенаправленную работу по физическому воспитанию;
- знакомить обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами религиозных культур народов России;
- развивать представления обучающихся о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества; развивать способности учеников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия; развивать музыкальную культуру, приобщать детей к хоровому пению, классической, духовной и народной музыке; развивать способность воспринимать, анализировать литературные произведения, обогащать словарный запас, умение выражать свои чувства;
- прививать трудовые навыки, обучать основам ручного труда, продуктивной деятельности;
- обобщать знания, понятия и представления о духовной культуре и морали, полученные обучающимися в начальной школе, и формировать у них ценностно-смысловые мировоззренческие основы, обеспечивающие целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов основной школы;
- воспитывать уважение к нравственным формам христианской морали, учить различать добро и зло, любить добро, творить добро.
Основной формой организации образовательного процесса при реализации рабочей программы является урок.
Программа предполагает организацию проектной деятельности, которая способствует включению обучающихся в активный познавательный процесс.
Виды учебной деятельности, рекомендуемые для организации занятий в рамках курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России»(модуль «Основы религиозных культур народов России»): словарная работа с текстом учебника; разгадывание кроссвордов и ребусов, более сложный вид работы – их составление, подбор детьми своих толкований к словам, предложенным учителем; работа с дополнительной литературой (отрывками из разнообразных литературных произведений, исторических документов, священной книги христиан – Библии); задания с выбором ответа (в тестовой форме); задания на поиск информации в тексте (с кратким ответом в виде слова или словосочетания); задания на составление вопросов к тексту; задания на составление плана или конспекта текста; задания логического характера (например, подбери синонимы, продолжи цепочку слов и т. п.); задания на выборочный пересказ текста; задания творческого характера; разработка проектов; работа с притчами; тематические дискуссии; анализ ситуаций; работа с иллюстративным материалом.
Формы организации учебного процесса: индивидуальные; работа в группе; фронтальные; работа в парах.
Общая характеристика учебного курса
В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования имеется обязательная предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России». В курсе «Основы духовно-нравственной культуры народов России» четко проводится мысль о необходимости уважения к собственной культуре и традициям, необходимости понять и принять морально-нравственные ценности, веками составлявшие духовную основу российской цивилизации.
Описание места учебного курса в учебном плане
Для реализации программного содержания используется учебник:
Основы духовно-нравственной культуры России. Основы религиозных культур народов России: учебник для 5 класса / А.Н.Сахаров, К.А.Кочегаров, Р.М. Мухаметшин; под общ. Ред. А.Н. Сахарова. - М.: «Русское слово - учебник», 2014.
Согласно годовому учебному плану МКОУ «2-я Выгорновская ООШ» на предметную область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (модуль «Основы религиозный культур народов России» А.Н.Сахаров, К.А.Кочегаров, Р.М. Мухаметшин) в 5 классе отводится 35 часов – 1 час в неделю (35 недель).
Количество часов в неделю: 1 час.
Количество часов для проведения проектов: 3 часа
Учебно-тематическое планирование
«Основы духовно-нравственной культуры народов России»
(модуль «Основы религиозных культур народов России»)
№
Разделы
Количество часов
1.
Введение в тему
1 ч.
2.
Христианство
12 ч.
3.
Ислам
6 ч.
4.
Иудаизм
6 ч.
5.
Буддизм
6 ч.
6.
Повторительно-обобщающий урок
1 ч.
7.
Творческий проект обучающихся
3 ч.
Итого:
35ч.
Календарно -тематическое планирование
№ уро ка
Наименование разделов, тем
Характеристика основных видов деятельности обучающихся,
Кол-во часов
Дата
план
факт
1.
Введение в тему
Знакомство с традиционными религиями России. Прогнозирование разделов.
2.
Православие в Древней Руси
Сообщение обучающихся о Крещении Руси, о Киево-Печерском монастыре.
Работа с дополнительными информационными источниками. Соотношение иллюстрации с содержанием текста в учебнике.
3.
«Поучение» Владимира
Мономаха
Работа со словарем и с дополнительными информационными источниками. Работа над понятием «поучение».
4.
Православная
Церковь и нашествие
монголов
Сообщение обучающихся о монгольском нашествии. Работа с дополнительными информационными источниками на тему: «Объединение русских земель вокруг Москвы».
5.
Православие в Московской Руси
Представление иконы митрополита Петра, преп. Нила Сорского, преп. Иосифа Вырицкого. Сообщение обучающихся о преп. Ниле Сорском и Иосифе Вырицком. Работа со словарем.
Работа над понятием «нестяжание».
6.
Православие в Российском царстве
Работа со словарем и с дополнительными информационными источниками - «История Российского царства». Сообщения обучающихся на тему: «Митрополит Филипп», «Патриарх Гермоген».
7.
Заветы
оптинских
старцев
Знакомство с историей православия во времена Российской империи по тексту учебника. Работа над понятием «старец». Соотношение иллюстрации с содержанием текста в учебнике. Представление иконы «Амвросий Оптинский». Сообщения обучающихся на тему: «Заветы оптинских старцев».
8.
Православие в
Советской России
Знакомство с основными события истории православия XX — начала XXI в. И в современной России по тексту учебника. Сообщения обучающихся на тему: «Патриарх Тихон», «Святитель Лука». Представление иконы. Работа со словарем и с дополнительными источниками информации. Рассказ учителя о роли Церкви в годы Великой Отечественной войны.
9.
Православие в современной
России
10.
Православие в
традициях
русского
народа
Знакомство с православными традициями и обрядами по тексту учебника. Соотношение иллюстрации с содержанием текста в учебнике. Сообщения обучающихся на тему: «Таинства Церкви». Работа со словарем и с дополнительными источниками информации. Представление иконы «Преображение Господне».
Работа в группах над проблемным вопросом «Что такое именины?»
11.
Православие и традиционные ценности русского народа
12.
Дом и семья в православии
Знакомство с семейными православными традициями по тексту учебника. Сообщения обучающихся на тему: «Житие баговерных князей Петра и Февронии». Представление иконы святых Петра и Февронии. Исследовательская работа на тему: «Ценности православной семьи». Рассказ учителя о Всероссийском Дне семьи, любви и верности.
13.
Святые Петр и
Феврония
14.
Древняя история
ислама на территории
России
Знакомство с основными событиями, связанными с историей ислама в России с древности до современностипо тексту учебника. Соотношение иллюстрации с содержанием текста в учебнике. Работа со словарем и с дополнительными источниками информации. Сообщения обучающихся об известных мечетях России.
15.
Мусульмане в России
16.
Ислам в современной
России
Знакомство с современным этапом развития мусульманства в нашей стране по тексту учебника. Соотношение иллюстрации с содержанием текста в учебнике. Работа со словарем и с дополнительными источниками информации. Беседа о мусульманских ценностях. Просмотр слайдов.
17.
Мусульманские
ценности и идеалы
18.
Дом и семья в исламе
Знакомство с мусульманскими ценностями семьи по тексту учебника. Обсуждение притчи о сыновьях. Пересказ старинного предания. Обсуждение в группах продолжения истории, данной в учебнике.
19.
Появление и развитие
иудаизма в России
Знакомство с основными событиями, связанными с историей иудаизма в России с древности до начала XX в. по тексту учебника. Знакомство с новыми словами. Соотношение иллюстрации с содержанием текста в учебнике. Работа с дополнительными источниками информации. Сообщения обучающихся об известных мечетях России.
20.
Иудаизм в Российской
Империи
21.
Иудаизм в СССР
Знакомство с основными событиями, связанными с историей иудаизма в СССР и на современном этапе по тексту учебника. Соотношение иллюстрации с содержанием текста в учебнике. Работа со словарем и с дополнительными источниками информации.
Сообщения обучающихся о геноциде евреев в годы Великой Отечественной войны.
22.
Иудаизм в современной России
23.
Иудаизм в культуре и традициях еврейского народа
Знакомство с основными ценностями семьи, дома, отношения к ближним.
Обсуждение советов из книги «Доброе сердце». Работа со словарем и с дополнительными источниками информации.
Сравнительный анализ семейных ценностей в православии, исламе и иудаизме.
24.
Тибетский буддизм
Знакомство с основными особенностями тибетского буддизма и историей его возникновения и распространения в России. Работа со словарем и с дополнительными источниками информации. Работа над усвоением понятий. Соотношение иллюстрации с содержанием текста в учебнике.
25.
Распространение буддизма среди
Народов России
26.
Буддизм в СССР
Сообщения обучающихся о буддийских монастырях. Знакомство с основными событиями, связанными с историей буддизма в СССР и современной России. Работа со словарем и с дополнительными источниками информации.
27.
Буддизм в современной России
28.
Буддизм в культуре и традициях народов России
Сообщения обучающихся о буддийских праздниках. Работа со словарем и с дополнительными источниками информации. Работа над усвоением понятий.
29.
Повторитель но-
обобщающий урок «религии народов России»
Работа в группах. Разгадывание кроссворда. Игра «Угадай картинки». Сообщения обучающихся.
30.
Творческий проект обучающихся «Диалог культур и поколений. Сохраняем культурное наследие, святыни России»
Защита проекта «Диалог культур и поколений. Сохраняем культурное наследие, святыни России»
Итого: