Использование данных психодиагностики когнитивного и языкового развития в психокоррекционной и консультативной работе
Данные, полученные в ходе применения методик психодиагностики когнитивного и языкового развития активно применяются в психокоррекционной и консультативной работе.
Преимущества, которые дает психодиагностика при решении практических задач в процессе оказания психологической помощи заключается в следующем:
1) объективность данных, их относительная независимость от личного опыта и впечатлений психолога;
2) Быстрота получения информации, т.е. за сравнительно краткий промежуток времени сформировать целостное представление о клиенте и (или) выявить его психологические особенности, существенные для оказания психологической помощи;
3) возможность дополнительной оценки. Основная исходная информация психодиагностического исследования содержится в бланке теста или протоколе, заполненном психологом, является богаче и объективнее. С этими данными психолог может обратиться за помощью или консультацией к коллегам, а также вернуться с ним на любом этапе работы с клиентом;
4) возможность получения надежных и достоверных результатов. Надежность обеспечивается тем, что определение характеристик клиента происходит по результатам его ответов на специально отобранные вопросы, Достоверность результатов обеспечивается возможностью проверки искренности клиента.
Основные задачи, которые выполняет психодиагностика в процессе психотерапии и психологической коррекции:
1. Оценка уровня выраженности психологических проблем и нарушений. Эта задача наиболее актуальна:
а) при определении необходимости психологической помощи.
б) при определении формы помощи, например, краткосрочная или длительная, индивидуальная или групповая работа, помощь психолога или врача, в зависимости от характера и выраженности нарушений.
в) при оценке эффективности психологической помощи.
2. Получение содержательной информации. С помощью психодиагностики могут быть выявлены: проблемы, имеющиеся у клиента; возможные причины выявленных проблем; конфликты и противоречия; «уязвимые места», т.е. такие индивидуальные особенности клиента, которые могут способствовать возникновению проблем и трудностей; ресурсы клиента, на которые можно опереться в работе с ним (например, благополучные семейные отношения и поддержка семьи, развитый интеллект или позитивная самооценка).
3. Психодиагностика как средство организации терапевтической коммуникации (психодиагностические методики имеют психотерапевтический потенциал и могут использоваться для решения различных задач психологической помощи).
а) Структурирование начального контакта. Данная функция психодиагностики значима, если клиент с трудом идет на контакт или не склонен говорить о своих проблемах.
б) Повышение доверия. Если это удается, клиент убеждается: психолог действительно понимает его и является компетентным специалистом, что увеличивает доверие и способствует формированию позитивных ожиданий.
в) Углубление представления клиента о себе, которое может происходить на разных этапах психодиагностического обследования.
г) Создание и укрепление мотивации для психологичечской помощи. Уяснение и обсуждение проблем, выявленных с помощью психодиагностики, позволяет клиенту вместе с психологом определить цели и задачи совместной работы.
Предмет, объект, история когнитивной психологии
Когнитивная психология, ведущее направление экспериментальной психологии 2-й пол. 20 в., занимающееся исследованием познават. процессов – восприятия, внимания, памяти, обучения, воображения, речи, мышления, а также состояний сознания, эмоций и мотивации в контексте познават. активности человека.
Предмет когнитивной психологи – модели познавательных процессов.
Объект изучения – это познавательные процессы (ощущение, восприятие, память, мышление, речь, воображение, мотивация, эмоции).
История. Формировалась под влиянием практич. задач оптимизации взаимодействия человека с технич. системами (инженерная психология, эргономика) и поддержки процессов обучения. В отличие от бихевиоризма, К. п. не только вновь поставила ментальные (т. е. относящиеся к внутреннему миру человека) понятия в центр исследований, но и допустила возможность использования данных самонаблюдения (интроспекции), которые, ыне рассматриваются как самодостаточные и требуют подтверждения и объяснения с помощью применения более объективных экспериментальных процедур.
Непосредственными предшественниками К. п. были создатели гештальтпсихологии, исследователи интеллектуального развития ребёнка (К. Бюлер, Л. С. Выготский, Ж. Пиаже) и некоторые представители необихевиоризма, признававшие существование внутр. репрезентаций окружения (например, открытые Э. Толменом когнитивные карты у крыс). Важную роль для становления К. п. сыграл анализ нарушений познават. функций и речи в нейропсихологии (А. Р. Лурия и др.). В сер. 20 в. вместе с компьютерной революцией и в связи с лингвистич. работами Н. Хомского, продемонстрировавшими возможность алгоритмич. подхода к описанию синтаксиса речи, анализ внутр. психич. процессов практически заменил исследования бихевиористского типа. Начало компьютерного моделирования процессов решения задач в рамках работ по искусственному интеллекту воспринималось как прямое продолжение исследований мышления в вюрцбургской школе. В 1967 У. Найссером написано первое учебное руководство по когнитивной психологии.
В ранний период развития К. п. центр. место занимали исследования внимания и в особенности памяти. На базе т. н. компьютерной метафоры структура познават. процессов у человека трактовалась по аналогии со структурой переработки информации в вычислительном устройстве, внимание – как разновидность фильтра, осуществляющего отбор поступающей информации по сенсорным признакам (Д. Бродбент), а память – как цепочка блоков удержания информации на тот или иной срок. Чаще всего рассматривалась структура памяти, состоящая из трёх таких блоков (Р. Аткинсон и др.): очень кратковременного (сенсорная память), кратковременного (рабочая память) и долговременного (семантич. память).
С кон. 1980-х гг. К. п. стала частью более широкого междисциплинарного движения, получившего название когнитивная наука, что привело к значит. расширению методич. арсенала исследований. Наряду с оценкой точности и скорости решения задач стали широко использоваться разнообразные нейрофизиологич. методы, к которым позднее добавились методы нейрогуморальных и генетич. исследований. Важную роль продолжает играть компьютерное моделирование ментальных процессов, для которого в последние годы часто используются искусств. нейронные сети. В центр внимания исследователей выдвинулись вопросы развития когнитивных процессов, индивидуальных и межкультурных различий, социального взаимодействия.
Благодаря новым методам трёхмерного картирования работы мозга к нач. 21 в. были значительно уточнены представления о локализации психич. функций, выявлены отд. компоненты нейрофизиологич. механизмов, обеспечивающих такие сложные процессы, как целеполагание, самоконтроль и рефлексивное сознание. Одним из результатов стало описание множественности форм ранее казавшихся едиными познават. процессов. Так, было выявлено существование как минимум трёх разл. систем внимания (возбуждения, ориентировки и контроля), нескольких систем памяти (процедурной и декларативной, семантической и эпизодической), двух систем восприятия (пространственной локализации и идентификации объектов), двух систем мышления (интуитивного и рационального) и воображения (репродуктивного и творческого).
Заметную роль в совр. К. п. играет использование новых технологий, таких как виртуальная реальность, позволяющая не только создавать у человека живую иллюзию пребывания в предметном пространственном окружении, но и реализовывать на этой основе разнообразные сценарии деятельности, для анализа которой часто используются психофизиологич. методы, а также регистрация глазодвигательной активности.
В силу междисциплинарного характера большинства проблем К. п. их исследование в ряде случаев теряет психологич. специфику, уступая нейрофизиологич. исследованиям, лингвистич. теориям и математич. моделям.