Философия Древнего Востока.
План.
- Особенности восточной философии в постижении мира и человека.
- Проблема человека и государства в философии конфуцианства, легизма, моизма.
- Человек и космос в философии даосизма.
- Особенности древнеиндийской философии.
- Особенности восточной философии в постижении мира и человека.
Расцвет философии Древнего Востока приходится на в VI в. до н.э. В этот период зародились основные древневосточные учения: конфуцианство, даосизм, буддизм и пр.
Особенности восточной философии:
1) Концентрация на проблеме человека, этике.
2) Тесное взаимодействие с религией (например, брахманизм, индуизм, буддизм, конфуцианство). Западная же философия более привержена научной методологии и отмежевывается от религии.
3) Интровертность, т.е. направленность на себя (термин философа 20 в. К.-Г. Юнга), из чего следует восточное молчание, недеяние, созерцательность, замкнутость и пр.
4) Поиск внутренней гармонии, философия – не теория, а практика достижения гармонии.
Проблема человека и государства в философии конфуцианства, легизма, моизма.
Основной проблемой древнекитайских учений стали не проблемы познания материального мира, а практика взаимодействия человека и целого (государства).
1) Конфуцианство (6 в. до н.э.). Основатель Кун-цзы (Конфуций). Основная книга: «Лунь Юй» (Беседы и суждения)
Основная задача конфуцианства: найти компромисс между крайним деспотизмом и демократией, научить людей жить вместе, восстановить диалог общества и государства. Власть должна быть с «человеческим лицом», т.е. император должен воспитывать своих подданных, а не угнетать и подавлять.
Принципы, на которых строится конфуцианство:
1.Правила ЛИ (этикет, церемония, ритуал, например, сыновняя почтительность, почитание древности как священного образца). Ли – это не закон, это воспитание традициями, что создает самодисциплинированное общество, где каждый знает свое место: «Государь должен быть государем, сановник – сановником, отец – отцом, сын – сыном». Ли обуздывает темное начало души, гармонизирует человека.
2. Через традицию и ритуал человек обретает ЖЕНЬ – гуманность, человеколюбие. Китайская гуманность не тождественна западноевропейскому гуманизму, т.к. гуманизм предполагает признание самоценности личности, а в Древнем Китае человек - носитель родовых клановых связей. Конфуций считал, что человеку изначально свойственна гуманность, и если ее воспитать, то она даст хорошие всходы.
3. В заимность - «золотое правило нравственности», характерное для многих культур: не делай другим то, чего не желаешь для себя.
4. Принцип «золотой середины»: соблюдай во всем меру, смягчай противоречия, не допускай ни чрезмерности, ни отставания
5. Принцип изменения (исправления) имен: изменяй только названия привычных явлений, чтобы сохранить традицию и стабильность. Самым страшным считалось в Древнем Китае жить в эпоху перемен.
Идеал человека для конфуцианства – «благородный муж», который чтит традиции, ритуалы, музыку, уважает старших, искренен и правдив в словах и поступках, стремится к познанию, знает свое место в общественной иерархии.
2) Легизм (6 в. до н.э.) – школазаконников, противостоявшая конфуцианству (теория деспотического государства). Шан Ян, Фадзя и др. полагали:
1. Люди по природе своей злы.
2.Политика не совместима с моралью.
3. В основании государства должны лежать законы, которым должны подчиняться все, кроме правителя.
4. Управлять обществом нужно при помощи награды и особенно наказания.
5. Необходимо усиливать армию и препятствовать распространению знания, музыки и этикета.
Вывод: общество всецело поглощалось государством, не имело никакой, даже моральной автономии. В дальнейшем такая модель политического управления применялась великими диктаторами Мао, Лениным, Сталиным и пр.
3).Моизм (5 в. до н.э.) Основатель - Мо-цзы.
Основные идеи:
1. Люди по природе своей добры.
2. В основании управления государства должна лежать любовь, а не ритуал или закон.
Человек и космос в философии даосизма.
Даосизм (6 век до н.э.). Основатель Лао-цзы. Основное сочинение - «Дао дэ цзин» (книга пути и благодати).
Основная задача даосизма: преодолеть конфуцианский ритуализированный этикет и обрести внутреннюю свободу.
Основные идеи:
1. Свобода и источник бесконечности – природа, живой изменяющийся Космос, по другому Дао – великий путь единой жизни, невидимый всеобщий естественный закон природы, общества и человека.
2. Дао не выразимо, поскольку оно все время находится в изменении и движении.
3. Дао – единство, гармония двух противоположных энергий: Инь (женское, пассивное, темное) и Ян (мужское, активное, светлое).
4. Задача мудреца – обрести Дао, т.е. раствориться, слиться с природой, отказаться от собственной индивидуальности, от своего Я.
5. Основной способ обретения свободы - недеяние (у-вэй), «успех без усилий» – спонтанное слияние с естественным ходом вещей, при котором отпадает надобность в специальной активности, усилии воли.
Вывод: даоосский прорыв к свободе есть отказ от Я, от личности и индивидуальности, что на Западе тождественно потере источника свободы.