МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ДНР
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
УЧЕБНО-НАУЧНЫЙ ЦЕНТР
«СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ»
КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ
КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ДИСЦИПЛИНЫ
РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ
Все направления подготовки
Все профили подготовки
Уровень образования: бакалавриат
Форма обучения: очная, заочная
Донецк, 2016
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ДНР
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
УЧЕБНО-НАУЧНЫЙ ЦЕНТР
«СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ»
КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ
КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ДИСЦИПЛИНЫ
РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ
Все направления подготовки
Все профили подготовки
Уровень образования: бакалавриат
Форма обучения: очная, заочная
Рассмотрено
на заседании кафедры
«Философия»
Протокол №___ от «___» «____________» 20__ г.
Утверждено
на заседании
Учебно- издательского
совета ДонНТУ
Протокол №___ от «___» «____________» 20__ г.
Донецк, 2016
УДК 2(072)
Конспект лекций дисциплины «Религиоведение» / сост.: В. И. Пашков. – Донецк: ДонНТУ, 2016. – 163 с.
Конспект лекций включает темы, отражающие требования высшей школы и программы дисциплины «Религиоведение», которая читается по выбору студентов в Донецком национальном техническом университете. В конспекте лекций представлен широкий спектр религиоведческих знаний: теория религиоведения, социально-исторические основы религии, ее исторические типы, а также история свободомыслия в многообразии форм его проявления и тенденций развития. Овладение такими явлениями мировой культуры, как религия и свободомыслие – необходимое условие формирования мировоззренческой культуры человека.
Конспект лекций составлен в соответствии с требовании Основной образовательной программы высшего профессионального образования.
Составитель:
В. И. Пашков, к.филос.н., доцент
Ответственный за выпуск:
Т. Э. Рагозина, к.филос.н., доцент
СОДЕРЖАНИЕ Введение Общие положения | ||
Тема I | Религиоведение: предмет, структура, основные черты и функции. Религия как социальное явление | |
1. Предмет и структура религиоведения | ||
2. Методологические основы, основные черты и функции религиоведения | ||
3. Сущность и структура религии | ||
4. Религия и общество. Социальная роль и основные функции религии | ||
5. Свобода совести и ее конституционно-правовые основы | ||
Тема II | Происхождение религии | |
1. Проблема истоков религии в контексте теологических решений | ||
2. Светские варианты решения проблемы истоков релегии | ||
3. Научные концепции происхождения религии | ||
4. Основные вехи в истории развития человека: время и уловия возникновения религии | ||
5. Причины возникновения и существования религии | ||
Тема IІІ | Исторические типы религии | |
1. Ранние формы религиозных верований | ||
2. Родоплеменные религии | ||
3. Этнические религии: народные и национальные | ||
4. Мировые религии | ||
4.1. Буддизм | ||
4.1.1. Условия возникновения, развития и распространения буддизма | ||
4.1.2. Особенности вероучения и культа буддизма | ||
4.1.3. Основные течения буддизма | ||
4.2. Христианство | ||
4.2.1. Предпосылки возникновения христианства, его эволюция формирование Христианской Церкви: I-XI века | ||
4.2.2. Особенности вероучения, культа и организации Православной Церкви. | ||
4.2.3. Характерные черты и своеобразие католического вероучения, культа и организации. | ||
4.2.4. Вероучение и культ протестантизма и его основные направления. | ||
4.3. Ислам | ||
4.3.1. Социально-исторические причины возникновения, идейные истоки и география распространения ислама | ||
4.3.2. Основные черты вероучения и культа мусульман. Организации мусульманского духовенства | ||
4.3.3. Направления и ответвления в исламе | ||
4.3.4. Влияние ислама и особенности его проявления в жизнедеятельности народов мусульманского мира | ||
5. Новые религиозные течения | ||
5.1. Причины возникновения, характерные черты и разновидности новых религиозных течений | ||
5.2. Новые религиозные течения в Украине | ||
Тема IV | Свободомыслие | |
1. Исторические формы свободомыслия | ||
2. Возникновение и особенности развития свободомыслия в странах Древнего Востока и античного мира | ||
3. Средневековое свободомыслие, его особенности и специфика | ||
4. Содержание и формы проявления свободомыслия эпохи Возрождения | ||
5. Свободомыслие Нового времени | ||
6. Свободомыслие в истории русского народа | ||
7. Современное свободомыслие: основные направления, своеобразие их проявлений и тенденций развития Литература |
ВВЕДЕНИЕ
Интеллектуальное и мировоззренческое становление человека связано со знанием таких явлений мировой культуры, как религия и свободомыслие. Изучение тем дисциплины «Религиоведение» позволит не просто познакомиться с академическим религиоведением с точки зрения становления его предмета, структуры, принципов, понятийно-категориального аппарата и методов, основных черт, функций и тенденций развития. Исследование религии с научно-теоретических позиций даст возможность рассмотреть проблему ее происхождения, различные подходы и концепции в интерпретации этого феномена, раскрыть его сущность, структуру и особенности функционирования, изучить исторические типы религии на разных ступенях жизни общества, осмыслить в нем тенденции и перспективы религиозного процесса. Исследование будет не полным, если не увидеть, что исторические ступени развития человечества были и той почвой, на которой возникло и развивалось в многообразии своих форм свободомыслие как закономерный результат общественно-исторической практики людей.
Включаясь в контекст процесса исследования, не нужно следовать академической (светской) тенденции или теологическому подходу описания религии и свободомыслия. Важно понимать, что изучение этих феноменов во всем их многообразии форм и всей сложности их истории – это столь же многообразный и сложный процесс вхождения человека в мир их духовных проявлений: понятий, идей, теорий, фактов и т.д. Формированию интеллектуальной честности и мировоззренческой зрелости в этом процессе претит выпячивание, а то и абсолютизация значимости одного из них и принижения другого как несостоятельного. Тенденциозность, будь она результат, так сказать, глубокой аргументации, веяний моды или собственных предубеждений в отношении религии и свободомыслия, делает уязвимым мир человеческого общения, подвергает эрозии внутренний мир человека, согласие в мире как таковом. Толерантность усвоения религиоведческих знаний в образовательном плане, с учетом личных духовных исканий, необходимости формирования духовных основ становления общества и является одним из условий самоопределения человека в нем и в мире в целом, выработки отношения к нему и себе, своей жизни.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Цель и задачи учебной дисциплины
Цель учебной дисциплины – формирование мировоззренческой культуры студента, который бы умел видеть сущность природных и общественных явлений, а также находить форму их теоретического выражения; мог отыскать принципиальные возможности практического внедрения теоретических выводов; был способен не только предусматривать ближайшие и отдаленные последствия, к которым могут привести эти выводы, но и найти определенную позицию, которая идет из внутренних побуждений; стремится к основанным на моральных основания объективно-верным решениям проблем, которые возникают в жизни.
Задачи освоения дисциплины:
– изложить и объяснить разделы академического религиоведения, изучаемый им предмет, содержание и функции, а также его место и роль в системе высшего образования и развития общества вообще;
– рассмотреть проблему происхождения религии, разные подходы ее толкования, раскрыть сущность религиозного феномена, его структуру и особенности функционирования, показать тенденции и перспективы религиозного процесса;
– ознакомить студентов с разными типами религиозных верований, начиная с ранних форм, родоплеменных религий, вплоть до этнических и мировых, а также новых религиозных течений;
– рассмотреть процесс возникновения и развития свободомыслия, показать, что его становление является закономерным следствием общественно-исторической практики людей и присуще их духовному миру, начиная с самых древних периодов человеческой истории;
– показать качественное своеобразие проявления свободомыслия на уровне атеизма в отличие от других его исторических форм;
– раскрыть историю развития свободомыслия как имманентно присущего момента преимущественно философско-материалистического (теоретического) постижения мира и действительного (практического) утверждения в нем человека;
– проанализировать место и роль религии и свободомыслия, знания религиоведческой проблематики в интеллектуальном и культурном развитии человека, в его самоопределении.
ТЕМА I