Введение.
1. Реформирование внешнеэкономической сферы - основа интегрирования
экономики в мировое хозяйство.
2. Внешнеэкономические связи и внешнеэкономическая деятельность: понятие,
содержание и взаимосвязь.
3. Субъекты внешнеэкономической деятельности.
Становление и развитие мирового хозяйства явилось следствием использования и размещения национальных производительных сил за пределами границ отдельных государств. Неравномерность распределения природных ресурсов, населения, различия в научно-техническом потенциале, уровне образования и квалификации рабочей силы, специализации производства в различных странах вызывают необходимость и создают предпосылки для эффективного международного разделения труда, объединения производительных сил, принадлежащих отдельным странам. В процессе интернационализации хозяйственной жизни все сильнее проявляются тенденции к межгосударственным взаимодействиям не только в сфере обращения и обмена, но и непосредственно в сфере производства. Международные экономические отношения выходят за традиционные рамки внешнеторговых сделок, и хотя внешняя торговля товарами сохраняет доминирующие позиции, наиболее динамично развивается торговля услугами (транспорт, туризм, страхование, передача информации, инжиниринг и консалтинг), возрастает объем лизинговых и лицензионных сделок. Создание совместных предприятий с иностранным капиталом, инвестирование в экономики других стран становятся важным аспектом внешнеэкономических связей. Международные экономические отношения трансформируются в отношения сотрудничества национальных экономик различных стран, формируется мировое экономическое хозяйство. Современный мир стремительно превращается в единое гигантское мировое сообщество с международными рынками.
В силу ряда причин бывший СССР и отдельные республики в его составе оставались долгие годы вне мирового экономического хозяйства. И хотя после второй мировой войны СССР участвовал в переговорах о создании международного валютного фонда, однако, отказался ратифицировать соглашение о его основании, так как не мог пойти на выполнение некоторых требований американской стороны. Начиная с 60-х годов прошлого столетия, СССР стремился ликвидировать внешнеэкономическую изоляцию, тем не менее, принципы, на которых основывалось управление внешнеэкономическим комплексом страны, оставались неизменными вплоть до середины 80-х гг. XX в. Характерными чертами внешнеэкономической сферы оставались государственная валютная монополия и монополия внешней торговли, отделявшие внешний рынок от внутреннего. Товары закупались на внешнем рынке по мировым ценам и реализовывались на внутреннем по национальным, а при экспорте, наоборот, закупались на внутреннем рынке по национальным ценам и продавались на внешнем по мировым. Образовавшиеся при этом убытки или прибыль регулировались государственным бюджетом. Непосредственные субъекты хозяйствования — предприятия были изолированы от международных рынков, так как внешние связи осуществлялись только специализированными внешнеэкономическими организациями, платежный оборот страны основывался на ценах, практически не связанных с ценами мирового рынка.
Рубль оставался внутренней валютой, его курс по отношению к свободно конвертируемой валюте и даже к валюте стран СЭВ не имел экономического обоснования.
Внешнеэкономическая сфера СССР, как и вся экономика страны, отличалась невысокой эффективностью.
Все это потребовало радикального реформирования условий хозяйствования, включая и внешнеэкономическую сферу, являющуюся неотъемлемой частью экономики страны.
Цель проводимых в странах с переходной экономикой в 90-х гг. XX в. экономических реформ состояла в создании реальных рыночных условий хозяйствования, охватывающих также и внешнеэкономическую сферу.
Реформирование внешнеэкономической сферы реализовывалось по следующим направлениям:
- Децентрализация управления. Право выхода на мировой рынок получили
предприятия, ставшие основным звеном внешнеэкономических связей. Центральным
государственным органам отводилась координирующая роль.
- Ликвидация валютной монополии. Предприятия получили право открывать
валютные счета и самостоятельно использовать валюту.
- Либерализация всего комплекса законодательных мер, обеспечивающих
правовое регулирование внешнеэкономической деятельности (квотирование,
лицензирование, таможенное оформление и т.д.).
-Внедрение экономических методов управления (реформа планирования,
ценообразования, финансового механизма).
- Оптимизация структуры экспорта и импорта.
Таким образом, можно сказать, что суть внешнеэкономических реформ сводилась к децентрализации внешнеэкономической сферы и переходу от межправительственных внешнеэкономических связей к внешнеэкономической деятельности на уровне предприятий.
В настоящее время наша республика как независимое государство активно вырабатывает и осуществляет внешнеэкономическую политику, определив в качестве стратегической цели наращивание экспортного потенциала и вхождение в мировое экономическое сообщество.
Повышение роли предприятий во внешнеэкономических связях, расширение и углубление международных экономических связей — основные направления развития экономики республики, важнейшие факторы повышения эффективности производства.
Роль внешнеэкономических связей в повышении эффективности производства выражается и в том, что они создают условия для использования передового зарубежного опыта путем приобретения новых машин, приборов, оборудования, лицензий на изобретения, технологические процессы и т.д.
Радикальное реформирование внешнеэкономического комплекса страны способствовало интегрированию ее экономики в мировое хозяйство. Изменение геополитического положения существенно повысило роль внешнеэкономического фактора, усилив зависимость национальной экономики от внешних рынков. Одним из следствий этих изменений явилась трансформация характера участия предприятия в системе внешнеэкономического комплекса страны из положения технического исполнителя до статуса реального и равноправного субъекта. Таким образом, наряду с традиционным понятием «внешнеэкономические связи» (ВЭС) появилось понятие «внешнеэкономическая деятельность» (ВЭД).
«Внешнеэкономические связи »- понятие более широкое, чем «внешнеэкономическая деятельность». В этих связях переплетаются воедино экономика и политика, коммерция и дипломатия, торговля и производство, научно-технические исследования и валютно-финансовые операции, это форма международного сотрудничества, осуществляемого между странами на правительственном уровне в торгово-экономическом, валютно-финансовом и производственно-техническом направлениях.
Сферой внешнеэкономических связей являются обмен товарами и услугами (внешняя торговля), производственное сотрудничество (международная специализация и кооперирование производства), научно-техническое сотрудничество, оказание экономического и технического содействия, валютно-финансовое и иные формы сотрудничества.
Цель внешнеэкономических связей состоит в обеспечении поставок для государственных нужд и межгосударственных экономических, в том числе валютно-кредитных обязательств и межправительственных торговых соглашений.
В отличие от ВЭС, внешнеэкономическая деятельность относится к микроуровню, т.е. к уровню фирм и предприятий. Но различие не только и не столько в «уровнях».
Внешнеэкономическая деятельность — это прежде всего производственно-хозяйственная и коммерческая деятельность, это часть рыночной сферы, которая основывается на критериях предпринимательства, отличается экономической и правовой независимостью, ограниченной рамками национального законодательства.
В отличие от внешнеэкономических связей, внешнеэкономическая деятельность осуществляется на уровне первичных производственных звеньев (фирмы, предприятия, организации и другие субъекты хозяйствования) с полной самостоятельностью в выборе иностранного партнера, номенклатуры товаров для экспортно-импортных сделок, определении цены и стоимости товара, объемов, условий и сроков поставки и является частью их производственно-хозяйственной и коммерческой деятельности.
Внешнеэкономическая деятельность предприятия осуществляется на принципах полного хозяйственного расчета, финансовой самостоятельности и самоокупаемости с учетом собственных валютно-финансовых и материально-технических возможностей. Такие принципы построения внешнеэкономической деятельности предполагают ответственность предприятия за ее результаты как в части экспортных поставок, так и импортных закупок, необходимых для совершенствования производства, его технической реконструкции, развития импортозамещающих производств.
Основными видами ВЭД являются:
-внешняя торговля (товарами, услугами, работами, информацией, результатами
интеллектуальной деятельности);
-производственная кооперация (сотрудничество между иностранными партнерами в
различных, но конструктивно связанных между собой процессах технологического
разделения труда);
-инвестиционное сотрудничество (объединение финансовых и
материально-технических ресурсов иностранных партнеров, реализуемое через
совместное предпринимательство путем создания совместных производств,
образования концессий, консорциумов, акционерных компаний и т.д.);
-валютные и финансово-кредитные операции, реализуемые в финансовой,
банковской, валютной сфере, а также сопровождающие любую коммерческую
внешнеторговую сделку.
Вместе с тем, исследуя содержание внешнеэкономических связей и внешнеэкономической деятельности, было бы ошибочным рассматривать их как две раздельно функционирующие сферы.
Реформирование внешнеэкономического сектора государства, как и всего народного хозяйства в целом, способствовало значительному расширению числа субъектов внешнеэкономической деятельности. Система правового обеспечения ВЭД, действующая в отдельных странах, создает условия для участия во внешнеэкономической деятельности практически всех субъектов хозяйствования.
Участников ВЭД можно классифицировать по ряду признаков. Важнейшие из них:
- профиль внешнеэкономической деятельности;
-характер совершаемых внешнеторговых операций;
-организационно-правовые формы.
Классификация по профилю внешнеэкономической деятельности учитывает ее функционально-целевую направленность. Она способствует дифференциации воздействия механизмов государственного регулирования прежде всего через налогообложение и инвестиционные льготы, а также через определение приоритетных участников ВЭД.
В этой классификационной группе можно выделить следующих субъектов ВЭД:
- субъекты, работающие на внешнем рынке без посредников, т.е. обеспечивающие
выпуск и самостоятельную реализацию продукции и услуг на внешнем рынке:
предприятия сферы производства товаров и услуг, действующие на основе валютной самоокупаемости;
консорциумы — объединения предприятий производственного и внешнеэкономического профиля деятельности с целью достижения определенных результатов;
СП и ИП — совместные и иностранные предприятия.
- субъекты ВЭД, представляющие организации-посредники. Их характерная черта — обеспечение внешнеторговых операций на внешнем рынке от имени производителей:
специализированные внешнеэкономические организации (ВЭО), призванные обслуживать внешнеэкономические связи, обеспечивая выполнение межправительственных соглашений. Наряду с этими функциями специализированные внешнеэкономические организации на договорных условиях могут осуществлять экспортно-импортные операции по поручению непосредственных субъектов хозяйствования, предприятий, организаций, фирм. Специализированные внешнеэкономические объединения создаются при отраслевых министерствах с целью содействия развитию ВЭД предприятий отрасли, изыскания новых форм сотрудничества с иностранными партнерами на основе совместного предпринимательства и прямых связей;
смешанное общество (СО) - - форма организации компании, объединяющая капитал партнеров из двух или нескольких стран. Этот термин употребляется для обозначения действующих на территории зарубежных стран компаний, созданных там отечественными хозяйственными организациями при долевом участии местных партнеров с целью формирования товаропроводящей сети, обеспечивающей промышленный экспорт. Они занимаются сбытом, доработкой, послепродажным обслуживанием, маркетингом, транспортировкой, складированием, хранением отечественных товаров за рубежом, их страхованием и кредитованием, продают на месте иностранным покупателям лицензии, ноу-хау, предоставляют им различного рода услуги. Деятельность СО регулируется законодательством страны пребывания, в большинстве которых действует принцип применения национального режима по отношению к иностранным компаниям;
торговый дом — тип внешнеторговой организации, осуществляющей экспортно-импортные операции по широкой номенклатуре товаров и услуг, организующей международную кооперацию производства, научно-техническое сотрудничество, участвующей в кредитно-финансовых операциях и других формах внешнеэкономических связей. Торговый дом реализует комплекс сделок, взаимосвязанных по эффективности, заинтересованности партнеров по взаимным расчетам с использованием различных форм внешнеэкономических связей.
-субъекты, содействующие ВЭД. Профиль их деятельности - оказание различного рода услуг в обеспечении выхода на внешний рынок, поиска партнера, организации выставок, ярмарок, рекламы, проведение экспертизы, оформлении финансово-расчетных и валютно-кредитных операций, а также внешнеторговых транспортных перевозок.
В состав этой группы входят ассоциации внешнеэкономического сотрудничества с зарубежными странами, Торгово-промышленная палата и ее региональные отделения, транспортные, кредитные и финансовые организации, а также международные неправительственные организации.
Разнообразен состав субъектов ВЭД, классифицируемых по характеру внешнеторговых операций. Прежде всего, необходимо выделить группу субъектов, выступающих в роли экспортеров и импортеров, и группу специализированных посредников. Предприятия, участвующие во внешнеэкономической деятельности, независимо от ее профиля и характера совершаемых операций, имеют организационно-правовую форму, определенную Гражданским кодексом Республики Беларусь, и выступают как коммерческие и некоммерческие организации.
Коммерческие организации действуют на внешних рынках в форме хозяйственных обществ и товариществ (с ограниченной и дополнительной ответственностью), кооперативов, акционерных обществ, унитарных предприятий и имеют целью своей деятельности получение прибыли.
Некоммерческие организации осуществляют предпринимательскую деятельность в пределах тех целей, ради которых они создаются. Для них получение прибыли, которая не распределяется между ее участниками, не является основной целью деятельности. Формами их функционирования выступают общественные, религиозные и другие организации.
Тема 1. Республика Беларусь в системе мирохозяйственных связей.
1. Современные тенденции мирового экономического развития.
2. Международные экономические организации и их роль.
3. Деятельность Всемирной торговой организации.
4. Таможенный союз Беларуси, Казахстана и России.
5. Современное состояние внешнеэкономических связей Республики
Беларусь.
6. Иностранные инвестиции и оценка инвестиционного климата.
Развитие мировой экономики последние два десятилетия определяется двумя основными тенденциями:
1) глобализация мирового хозяйства;
2) регионализация мирового хозяйства.
Глобализация свидетельствует о становлении всемирного хозяйства и процессе постепенного стирания экономических граней между странами и континентами.
Регионализация предполагает развитие торгово-экономических блоков мирового хозяйства.
В этих блоках сосредоточены наиболее эффективные и прогрессивные отрасли и сферы деятельности – высокие технологии, мировая торговля, финансовые операции и т. д.
Развитие мировой экономики настоящего периода характеризуется и множеством других значительных особенностей – повышением роли транснациональных корпораций (ТНК), транснациональных инвестиционных фондов, возрастанием значения малого и среднего бизнеса, развитием свободных экономических зон (СЭЗ), функционированием оффшорных центров.
Транснациональная корпорация (ТНК) – компания, имеющая производственные мощности за границей. Крупнейшими ТНК являются: IBM, Ford, Gebneral Motors и т.д.
СЭЗ – свободная экономическая зона – это четко обозначенная промышленная территория, где действуют особые таможенные, торговые, хозяйственные правила страны, отличные от экономических условий на остальной ее территории: льготный режим ввоза и вывоза товаров, иностранным инвесторам при ведении хозяйственной деятельности в данных зонах предоставляются определенные налоговые и финансовые льготы.
Создание СЭЗ в различных странах преследует одни и те же цели: привлечение иностранных инвестиций, организацию новых производств, создание новых рабочих мест и т.д. В мире насчитывается более 200 СЭЗ.
Оффшорная система характеризуется тем, что иностранным компаниям предоставляются налоговые и другие льготы в случае ведения ими операций и получения прибыли за пределами страны регистрации. Страны, образующие оффшорные центры, проводят политику привлечения иностранных инвестиций. Основными оффшорными территориями являются: Кипр, Люксембург, Нормандские острова, Гонконг и др. Особенностью этих государств является наличие подписанных ими с большинством экономически развитых стран мира соглашений об устранении двойного налогообложения.
По мнению некоторых экономистов, значительное влияние на мирохозяйственные связи оказывают следующие тенденции:
--разработка качественно обновленной технологической базы производства и
внедрение ресурсосберегающих технологий;
--принципиальные изменения в структуре, характере и содержании процессов
производства и потребления;
--ориентация экономики на экологические и гуманитарные критерии;
-- возрастающее влияние социокультурных факторов.
Определенные тенденции развития мировой экономики проявляется в структуре ее по группам стран, различающихся по уровню индустриального развития, типам и моделям рыночной экономики.
Самым распространенным критерием классификации стран мирового сообщества является степень их развитости. С этой точки зрения выделяются две большие группы стран:
1) индустриально развитые;
2) страны, не прошедшие стадию индустриализации.
К первой группе относятся такие промышленно развитые страны, как США, Канада, Австралия, Новая Зеландия, Япония и большинство стран Западной Европы. Это страны со сформировавшейся рыночной экономикой, основанной на крупных ресурсах основного капитала, передовых технологиях, квалифицированных трудовых ресурсах. Для них характерен высокий показатель ВВП на душу населения. Эта группа стран отличается сравнительно низкими, но устойчивыми темпами экономического роста (среднегодовые темпы роста в ней составляют 2-3% ВВП). Им свойственны не количественные, а качественные преобразования.
Вторая группа очень дифференцирована. Сюда относятся страны, которые еще не прошли стадию индустриализации и находятся на разных ступенях экономического развития: это государства с относительно развитыми производительными силами и относительно высоким уровнем дохода и страны отсталые, бедные, где существуют проблемы голода и нищеты. Для большинства стран данной группы характерны более высокие темпы роста экономики по сравнению со странами, относящимися к первой группе (от 3-4 до 8-10% ВВП). Среди стран, входящих во вторую группу, можно выделить:
• во-первых, группу стран — экспортеров нефти (Саудовская Аравия, Кувейт). Их нельзя отнести к числу индустриальных, но уровень ВВП на душу населения, благодаря экспорту нефти велик;
• во-вторых, новые индустриальные страны. Впервые этот термин прозвучал в середине 1970-х гг., когда развитые страны столкнулись с резким усилением конкуренции со стороны не большой группы развивающихся государств и территорий -Южной Кореи, Тайваня, Гонконга, Сингапура, Бразилии и Мексики. В мировой печати эту "шестерку" стали называть новыми индустриальными странами. От других развивающихся государств они отличались высокими темпами роста экономики
и экспорта промышленных товаров, быстрыми и кардинальными сдвигами в структуре народного хозяйства и общества. С течением времени число новых индустриальных стран пополнилось: к ним стали относить Турцию, Индию, Малайзию, Аргентину, Таиланд, Индонезию и даже КНР;
• в-третьих, слаборазвитые и экономически отсталые страны (большинство стран мира, расположенных в Африке, Азии и Латинской Америки). Эти страны, в свою очередь, делятся на две категории: наиболее бедные страны (Чад, Бангладеш, Эфиопия) и страны со средним доходом;
• в-четвертых, особую группу образуют большинство стран Восточной Европы и СНГ с переходной к рынку экономикой.
С целью выявления наиболее нуждающихся стран в льготном финансировании Мировой банк предлагает следующее выделение групп стран:
• с высоким уровнем доходов (от 9266 дол. США на душу населения);
• со средним уровнем доходов (низким средним доходом до 2995 дол. США и
высоким средним доходом до 9265 дол. США на душу населения);
• с низким уровнем доходов (ниже 755 дол. США на душу населения).
По данной методологии Беларусь относится к странам с низким средним уровням доходов.
В настоящее время экономика подавляющего большинства стран стала открытой.
Открытая экономика — это экономика государства, где все субъекты экономических отношений могут без ограничений совершать операции на международном рынке товаров и капиталов. Одним из главных критериев степени открытости стран мировому рынку является экспортная квота (Эк) — отношение объема экспортируемых товаров и услуг (Э) к ВВП/ВНП страны:
Э к =Э/ (ВВП/ВНП)*100%.
Принято считать экономику относительно закрытой, если экспортная квота меньше 10%, и относительно открытой, если экспортная квота больше 35%.
Международные экономические организации - это институт межгосударственных отношений, имеющий согласованные цели, задачи и органы управления, а также нормативно-организационные процедуры, в числе которых устав, членство, порядок принятия решений и др.
Международные экономические организации появились в первой половине XIX в. Это были Центральная комиссия по судоходству на Рейне (1815), Всемирный телеграфный союз (1865) и Всеобщий почтовый союз (1874). Сфера их деятельности затрагивала вопросы регулирования экономики, транспорта, культуры и социальных интересов государств. Целями первых организаций были совместное трансграничное сотрудничество в неполитической области.
Одним из первых в мировой экономике международных экономических институтов является созданный в 1930 г. Банк международных расчетов в Базеле, который был призван обеспечивать взаимодействие между центральными банками промышленно развитых государств мира.
Международные экономические организации призваны выполнять следующие общие функции:
-кредитно-финансовую — предоставление странам-заемщикам возможностей заимствований на условиях, близких к унифицированным условиям мирового рынка капитала, как в форме государственных кредитов/займов под гарантию правительства, так и вложений в реализацию отраслевых инвестиционных проектов;
- стимулирующую — привлечение в страны государственных и частных иностранных инвесторов; стимулирование развития национальных экономик стран-членов, взаимовыгодной региональной торговли;
- регулирующую -- мониторинг и комплексное совместное регулирование;
-координирующую - - взаимодействие со странами-кредиторами и заемщиками в целях обеспечения своевременной оплаты внешней задолженности в рамках мировой финансовой системы;
- стабилизирующую — стабилизация экономической системы и регулирование последствий финансовых дисбалансов; страхование финансовых рисков, предоставление гарантий экспортного кредитования;
- социальную — снижение социальных издержек в условиях проведения макроэкономических преобразований посредством предоставления ресурсов в безвозмездной форме, либо на льготных условиях;
- информационно-исследовательскую - проведение комплексных исследований состояния национальных экономик стран-членов, разработка программ сбалансированной финансовой помощи, предоставление информации заинтересованным инвесторам.
Таким образом, международные организации аккумулируют те функции, которые не в состоянии решать национальные государственные органы управления из-за отсутствия средств, опыта и знаний в данной области. Они финансируют долго срочные социально значимые проекты, в которых не заинтересованы частные финансовые структуры на национальном и на международном уровнях по причине их большой затратности и невысокой финансовой отдачи.
Международный валютный фонд - международная экономическая организация, призванная регулировать валютно-кредитные отношения между государствами-членами и оказывать им финансовую помощь в виде кратко- и среднесрочных кредитов в иностранной валюте в целях макроэкономической стабильности и предотвращения кризисов.
МВФ является специализированным учреждением ООН.
Согласно Уставу, цели МВФ:
- стимулирование международного валютного сотрудничества посредством постоянно действующего института, который обеспечивает механизм для консультаций и регулирования международных валютных затруднений;
- обеспечение расширенного и сбалансированного роста международной торговли путем стимулирования и поддержания высокой занятости и реальных доходов в целях развития экономик всех стран-членов как основной задачи экономической национальной политики;
-обеспечение валютной стабильности, поддержание установленных правил регулирования валютных режимов стран-членов в целях недопущения конкурентной девальвации национальной валюты;
-оказание помощи в создании международной системы расчетов по текущим платежам среди стран-членов и устранение всех ограничений, которые препятствуют международной торговле;
-предоставление всем странам-членам общих ресурсов во пользование под приемлемые условия, тем самым возможность корректировки платежного дисбаланса применения методов и политики, разрушительных для международного и национального развития.
Структура управления МВФ предполагает, в первую очередь широкое представительство основных экономических стран-лидеров. Хотя высший руководящий орган МВФ — Совет управляющих — и имеет в своем составе представителя каждой страны-члена (как правило, это министры финансов или руководители центральных банков) и рассматривает на ежегодных заседаниях стратегию развития фонда, оперативное управление осуществляет исполнительный совет МВФ. Данный орган включает в себя 8 директоров-представителей: США, Японии, Германии, Франции, Великобритании, Саудовской Аравии, РФ и Китая, а также 16 директоров, каждый из которых представляет группу стран. Исполнительный совет МВФ выбирает на пятилетний срок директора-распорядителя, который возглавляет штат сотрудников фонда и ведает текущими делами, он выступает в качестве председателя исполнительного совета.
Механизм закрепления за страной количества голосов согласно ее доле в капитале института предоставляет промышленно развитым государствам оказывать решающее воздействие на принимаемые решения.
Капитал фонда складывается из взносов государств-членов. Каждая страна имеет квоту, которая рассчитывается на базе таких макроэкономических показателей как валовой внутренний продукт (ВВП); объем операций по счетам платежного баланса; изменения в текущих поступлениях; государственные золотовалютные резервы.
Действующие кредитные механизмы МВФ:
1) обычные механизмы (резервный транш; кредитная транша; механизм стэнд-бай, создан для предоставления краткосрочной финансовой помощи для урегулирования платежного неравновесия; механизм расширенного кредитования);
2 ) механизмы льготного кредитования (механизм экономического роста и борьбы с бедностью);
3) специальные механизмы (механизм финансирования дополнительных резервов; механизм чрезвычайных кредитных линий; механизм компенсационного финансирования; механизм экстренной помощи; механизм экстренного финансирования).
Группа Всемирного банка включает в себя: МБРР, МФК, МАР, МАГИ, МЦУМС, ЕБРР.
Международный банк реконструкции и развития (МБРР)
был создан в 1944 г. МБРР- международная экономическая организация. Призванная осуществлять кредитование макроэкономических программ и проектов, обеспечивающих долговременный стабильный рост экономик стран.
В современной экономике МБРР осуществляет финансирование проектов по следующим направлениям:
- развитие людских ресурсов, в частности, посредством предоставления базовой медико-санитарной помощи и базового образования;
-защита окружающей среды;
-поддержка развития частного предпринимательства;
-совершенствование институциональных возможностей государств, борьба с коррупцией;
-поддержка реформ, направленных на создание стабильной макроэкономической среды, благоприятной для инвестирования и долгосрочного планирования.
Основными кредитными механизмами МБРР являются:
- Авансовые займы
-Инвестиционные займы
- Системные займы на структурную перестройку.
- Новые механизмы ВБ (адаптивные займы; учебно-инновационные займы — созданы для реализации небольших экспериментальных проектов в социальном секторе;
специальные бюджетозамещающие займы — созданы для участия банка в программах международной помощи странам, пострадавшим от финансовых кризисов.
Кроме обычных кредитных механизмов, по поручению стран доноров Всемирным банком осуществляется руководство трастовыми фондами, ресурсы которых используются для предоставления грантовой помощи для совместного финансирования программ, операций по снижению задолженности беднейшим членам банка, восстановления экономик после чрезвычайных ситуаций.