в 6 классе
«Вокруг тебя мир…»
(по рассказу Ольги Сизовой «Цыганка»)
ВИД УРОКА: урок усвоения нового материала
ТИП УРОКА: урок-размышление с элементами театрализации
ТЕМА УРОКА: «Вокруг тебя мир…»
ЭПИГРАФ: «Помни - ты не один. На свете кроме тебя есть
другие люди, и они нуждаются в твоей доброте,
понимании, мужестве, в твоей защите и помощи».
Лев Кассиль
ЦЕЛИ
- Обучающая: ознакомление учащихся с творчеством Ольги Сизовой, выработка навыков литературоведческого анализа.
- Развивающая: развивать читательский интерес, речь, мыслительную деятельность учащихся.
Воспитательная: воспитывать у учащихся интерес к творчеству и личности писателя, чувство сопереживания, сострадания к ближнему.
ПЛАН УРОКА
Содержание этапов урока | Методы и формы работы |
1. Оргмомент | Приветствие |
2. Слово учителя | Лекционная подача материала |
3. Беседа по прочитанному | Фронтальный опрос с элементами эвристической беседы |
4. Словарная работа | Работа с ключевыми понятиями |
5. Работа с эпиграфом | |
6. Итог урока | Рефлексия |
7. Домашнее задание |
ПОДГОТОВКА К УРОКУ
· Учащиеся:
1. Должны знать содержание рассказа Ольги Сизовой «Цыганка»
· Учитель:
1. Продумать оформление доски и классной комнаты
2. Заранее обеспечить учащихся текстом рассказа (возможны ксерокопии)
. Подготовить краткую лекцию о биографии и творчестве Ольги Сизовой
· Оборудование:
1. Рассказ «Цыганка» (антология «Литературное Приднестровье, 1990 - 2000 гг.»), ксерокопии в необходимом количестве
2. Словарь С.И. Ожегова
. Выставка книг Сизовой (по возможности).
ХОД УРОКА
Вступительное слово учителя.
Есть детские книги, в которых действуют одни лишь малыши или подростки, а папы и мамы, бабушки и дедушки, воспитатели и учителя совершенно отсутствуют, словно их и в помине нет. Читаешь такие произведения и диву даешься: где это авторы видели, чтобы детский мир существовал в полной изоляции от родителей и родственников, от всего большого мира?! И совершенно напрасно иные люди считают, что с маленькими читателями следует говорить лишь о маленьких, чисто детских занятиях и переживаниях.
«Жизнь прожить - не поле перейти» - гласит народная мудрость. Множество разных неожиданностей, радостных и горестных, подкарауливает вчерашнего школьника, отправляющегося в первый самостоятельный путь, и горе тому, кто привык смотреть на большой путь, как на гладкую и ровную площадку для развлечений, имеет о нем облегченно-книжное представление, не понимает простой истины - счастье приходит к человеку на трудных дорогах, добывается в труде и борьбе.
Надо быть готовым дать отпор всему, что мешает человеческому прогрессу, справедливости, счастью.
Именно этому и учит своего читателя по-настоящему добрая и умная детская книга, правдиво раскрывающая перед подростками сложности и противоречия жизни, предостерегающая его от возможных бед и ошибок, вселяющая в юную душу мужество и оптимизм, страстную веру в светлое будущее.
Именно такие книги и пишут талантливые детские писатели, которые в своем творчестве стремятся во всей правдивости, без прикрас и упрощения, открыто и честно, в живых образах показать юному читателю органическую взаимосвязь мира детей с миром взрослых, где не всегда жизнь течет так благостно и гармонично, как хотелось бы, где с обеих сторон необходимо постоянно проявлять максимум разумных усилий, взаимопонимание и чуткость, следуя законам высокой нравственности и гуманизма.
К числу таких писателей, работающих в детской литературе, и принадлежит Ольга Владимировна Сизова. Она родилась в 1956 году в Одессе. Окончила Тираспольский пединститут, ныне Приднестровский государственный университет им. Т.Г. Шевченко. Публиковалась в периодике и коллективных сборниках Приднестровья и Молдовы. Член Союза писателей Приднестровья с 1996 года. Бендерчанка. Читателям известна как талантливая поэтесса.
Сизова в рассказе «Цыганка» ведет серьезный разговор с читателем не только о том, какими должны расти дети, но и как должны поступать в том или ином случае взрослые, ставит тему человеческих отношений в семье, школе, в повседневной жизни.
Беседа по прочитанному.
Для ответов учащиеся пользуются текстом рассказа.
Дома вы прочитали рассказ «Цыганка» до конца. О чем этот рассказ? (Напрочь лишенный каких-либо искусственных сюжетных построений, достоверный и подлинный рассказ раскрывает нам сложный духовный мир, трагическую судьбу первоклассницы Любы, живущей с бабушкой и дедушкой, называющей их мамой и папой, видящей свою настоящую мать раз в три-четыре месяца)
Что вам известно о Любке и ее родителях? (Любка была удивительно хорошенькой, белокурой, зеленоглазой, легкие волосы ее вились мелкими кудряшками, образуя вокруг треугольного личика золотистый нимб. Среди детей ходили слухи, что Любку украли у ее настоящих родителей и с тех пор она стала цыганкой; говорили, что ее мать, родив Любку от русского солдата, умерла после родов; говорили, что ее мать - русская Наташа, красивая блондинка, которая появлялась у цыган раз в три-четыре месяца, жила у них пару дней и опять исчезала)
Что вам известно о дедушке и бабушке Любки? (Дядя Филипп был высок, строен, его смуглое лицо украшали пышные усы; выходя из дома, он подпоясывался широким красным кушаком, надевал фетровую шляпу, брал с собой лакированную палку; был он ошеломляюще красив и театрален. Тетя Маня была немолодой черноглазой женщиной с оливковым лицом и крупными желтоватыми зубами, ее голову всегда покрывал выцветший платок, из-под которого виднелись черные, расчесанные на прямой пробор волосы; она никогда не околачивалась на базаре, зазывая прохожих позолотить ручку, а целые дни проводила дома. Любка звала цыган мамой и папой, любила их, а они, как могли, заботились о ней, старались изо всех сил, чтобы она была не хуже других. И в школу в первый раз ее по всем правилам снарядили: и фартучек белый на ней был, и бантик в кудряшках, и гордо вел ее за руку дядя Филипп, особенно виртуозно помахивая зажатой в руке тростью)
С первых строк рассказа мы читаем слова, которые сразу же готовят нас к тревожному ожиданию чего-то неприятного: «Играть с Любкой запрещалось: она грязная, от нее можно подцепить заразу, она цыганка, все цыгане - воры. Эти исчерпывающие сведения сообщали нам, чистеньким девочкам, наши хлопотливые мамы. И в то же время они категорически запрещали дразнить Любку цыганкой и воровкой, за это можно было и по губам схлопотать. Но мы все-таки играли с ней во дворе и на улице, никогда не приглашая домой и стараясь во время игры не дотрагиваться до нее руками, потому что она действительно была грязновата и пахла подвальной сыростью».
Расскажите, как сложились у Любки отношения с классом? (В классе Любка стала изгоем. Чуть ли не с первого дня приклеилась к ней занесенная со двора кличка «Цыганка». Училась она плохо. В обиду себя не давала: за «Цыганку» платили все, хотя сама Любка часами простаивала после этого в углу)
Что послужило основой конфликта между Любкой и Женечкой Асаянц? (Однажды Женечка обнаружила пропажу счетных палочек - предмета ее гордости: у нее были палочки не деревянные, как у всех, а пластмассовые, напоминающие леденцы. Перед уроком арифметики Женечка не нашла их в своем желтеньком портфельчике и обвинила в краже Любку)
Как отреагировали одноклассники на драку Любки и Женечки? (Никто не разнимал их: раскрыв рты, ребята следили за ходом сражения, пока в класс не вошла учительница)
Конфликт заставляет читателя задуматься над очень многими важными проблемами нравственной жизни, прежде всего человеческой чести и справедливости. Любка оказалась в немилости у одноклассников. В чем это выражалось? (Ее дразнили «Цыганкой», никто не заступался за девочку, хотя она часто была наказана несправедливо - ведь не она провоцировала драку, она была вынуждена защищать свое достоинство)
Что еще показывает отличие девочки от одноклассников? (Автор говорит о себе и своем окружении «мы, чистенькие девочки», употребляет уменьшительно-ласкательные суффиксы, говоря об отличнице: Женечка, желтенький портфельчик, фарфоровое личико. Говоря же о девочке-цыганке, автор всегда называет ее пренебрежительным именем Любка, не один раз упоминает, что «она была грязновата», что у нее «нестриженые ногти»; Любку изгнали из школы за драку «с наказом без родителей не возвращаться», а Женечку сопроводили в медпункт, и назавтра, когда палочки нашлись, никто не вспомнил, что Женечка обвинила Любку несправедливо, даже не пожелав разобраться)
Как отреагировал дядя Филипп на произошедшее? (Он склонялся над плачущей Любкой, неловко и неумело гладя ее по спине, и говорил: «Не плачь, Люба, мэй. Уедем. Там все наши. Никто не обидит. Там степь, кони. Папа скакать научит. Песни петь будем, плясать будем. Серьги куплю золотые. Не плачь, дочка, давай песню споем». И он тихо затянул что-то на своем таинственном гортанном языке)
Учитель читает отрывок из рассказа: «Всхлипы стихли, и я услышала, как дрожащий и звонкий Любкин голосок влился в его бархатный баритон, рождая нечто необъяснимо прекрасное, отчего острая жалость к этим людям вдруг захлестнула все мое существо. Но песня росла, ширилась, возвышались голоса, и вот уже я сама стала маленькой и жалкой. А они пели и пели, два заговорщика, два Посвященных, отторгая меня, отгораживаясь непреодолимой стеной от враждебного им мира. И никому не было хода за эту стену - все чужие!.. Мне почему-то стало не по себе и, размахивая портфелем, я припустила к нашему новому, прочному двенадцатиквартирному дому, стремясь укрыться под его защитой от дикого разгула необузданной воли, только что жарко дохнувшей мне в лицо…»
Что чувствует девочка-рассказчица? Почему? (Сначала она жалеет цыган, потому что их единственной защитой и утешением становится красивая песня; потом чувствует, что «сама стала маленькой и жалкой», так как ощутила, что они - единое целое, их песня ширится и заполняет собой целый мир, и в этом мире нет места тем, кто так несправедлив, тем, кто боится защитить слабого, одинокого, кто не может ощутить себя свободным, вольным человеком, потому что живет во власти условностей и стереотипов)
А теперь давайте обратим внимание, как построены предложения, в которых автор рассказывает о чувстве героев (Использует синтаксические конструкции: я подумала, я почувствовала, помню, мне показалось)
Когда мы будем писать о своих чувствах, мы можем эти конструкции употребить в своих работах.
III. Словарная работа
Почему страх охватил девочку-рассказчицу?
Как вы понимаете слова «воля», «справедливость», «свобода», «условности», «стереотипы», «достоинство»? Давайте прочтем их определения в словаре Ожегова и поразмышляем над ними, вспомнив еще раз рассказ «Цыганка». Каждое понятие запишите, пожалуйста, в тетрадь.
Работа с эпиграфом.
На доске: «Помни - ты не один. На свете кроме тебя есть другие люди, и они нуждаются в твоей доброте, понимании, мужестве, в твоей защите и помощи» Лев Кассиль
Как вы понимаете эти слова?
Созвучны ли они с рассказом Ольги Владимировны Сизовой «Цыганка»?
О ком из героев можно сказать этими словами? (О Любке)
А как бы вы поступили в такой ситуации?. Итог урока.
Если бы Любка оказалась в вашем классе до того, как вы прочитали рассказ, как бы вы отнеслись к ней, как вы думаете? А теперь? Оглянитесь вокруг, на своих одноклассников, на соседей во дворе - нет ли среди них Любки, дяди Филиппа и тети Мани? А есть такие, как Женечка? Хотели бы вы что-нибудь им сказать?
Домашнее задание. Сочинение «Вокруг тебя мир…». Расскажите о людях, которые, по-вашему, нуждаются в вашей доброте, понимании, поддержке и помощи.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Учебная литература
1. Бахтин М.М. «Вопросы литературы и эстетики», Москва, «Художественная литература», 1975 г.
. Богданов А.Н., Юдкевич Л.Г. «Методика литературоведческого анализа», Москва, «Просвещение», 1969 г.
. под ред. Емельянова Л.И., Иезуитова А.Н. «Анализ литературного произведения», Ленинград, «Наука», 1976 г.
. Кожинов В.В. «Теория литературы», Москва, «Художественная литература», 1990 г.
. Лейдерман Н.Л. «Теоретическая модель жанра/ Практикум по жанровому анализу литературного произведения», Екатеринбург, 1996 г.
. Поспелов Г.Н. «Теория литературы», Москва, «Высшая школа», 1978 г.
. Пронин В.А. «Теория литературных жанров», сайт www.hi-edu.ru
. Хализев В.Е. «Теория литературы», Москва, «Высшая школа», 2002 г.
. Словарь литературоведческих терминов, редакторы-составители Тимофеев Л.И., Тураев С.В., Москва, «Просвещение», 1974 г.
Критико-публицистическая литература
10. Андреев К.К. «Что же такое научная фантастика?» // «Фантастика-82: сборник научно-фантастических повестей, рассказов и статей/ Составитель И.Черных», Москва, «Молодая гвардия», 1982 г.
11. Гладкова Ж. «Как живешь, Приднестровье?», статья на сайте www.olvia.idknet.com
. Кожухаров Р. «Три поэта», газета «Приднестровье» №№ 103, 106, 107, 108, 2004 г.
. Лукьяненко С. «Последний из Сатангов // О книге Льва Вершинина «Великий Сатанг», журнал «Если», №7, 1997 г.
. Перумов Н. «Истина у меня холодна и жестока // О жанре фэнтези в своем творчестве», журнал «Книжное обозрение», №10, 1996 г.
. Ходасевич В. «Женские стихи», статья на сайте POETICA, www.philologos.narod.ru
. Щербак-Жуков А. «Последний романтик…Кто следующий?», журнал «Если», №2, 1996 г.
. Юзифович А. «Наши «женские» стихи», журнал «Днестр», №1, 2004 г.
. «Литературное Приднестровье»: Антология 1990-2000 гг. // Составители В.И.Пищенко, О.А.Юзифович, Тирасполь, 2000 г.
. «Литературное Приднестровье» - 2001: Альманах // Составители В.И.Пищенко, О.А.Юзифович, Тирасполь, 2001 г.
. «Литературное Приднестровье» - 2002: Альманах // Составители В.И.Афанасьев, Ю.П.Бень, Тирасполь, 2002 г.
. «Литературное Приднестровье» - 2003: Альманах // Составители В.И.Афанасьев, Ю.П.Баранов, Ю.Н.Самусь, Тирасполь, 2003 г.
. «Литературное Приднестровье» - 2004: Альманах // Составители В.И.Афанасьев, Л.А.Литвиненко, Ю.Н.Самусь, Бендеры, 2004 г.
. «Литературная Рыбница», альманах №№1-3, 2003 г.
Художественная литература
24. Анников Ю. «Стихия», вступительная статья М. Цеслюк «Поэтическая душа», Бендеры, 2001 г.
25. Багнюк С. «Тихая обитель» (вступительная статья иеромонаха Иринея /Тафуни/, Ново-Нямецкий Кицканский монастырь), Свято-Вознесенский Кицканский монастырь, 2001 г.
. Баранов Ю. «Жажда денег», вступительная статья В. Масленникова «Не хлебом единым…», Тирасполь, 2003 г.
. Бершин Е «Дикое поле», журнал «Дружба народов», №№9,10, 2002 г.
. Божко Н. «Мои стихи - моя душа», вступительная статья Ю.Самуся «Поэзия романтики», Бендеры, 2003 г.
. Божко Н. «Облака над морем», Тирасполь, 2004 г.
. Деружинский Ю. «Летящая стрела», вступительная статья В.Ткачева «Свобода приходит нагая…», Тирасполь, 2004 г.
. Кибиров Т. «Избранные послания», «Издательство Ивана Лимбаха», 1998 г.
. Кожухаров Р. «Лестница на небеса», вступительная статья В.Полушина «Монологи чистой души», Тирасполь, 1996 г.
. Кожухаров Р. «Солнцеворот или слон под мышкой», вступительная статья Ю.Самуся «Ассоциации реальности», Тирасполь, 2003 г.
. Кожушнян В. «Горнюха», вступительные статьи К.Ковальджи «Сквозь смуту времени», Б.Челышева «Талант и мастерство», Тирасполь, 2002 г.
. Кожушнян В. «Жил был я», Тирасполь, 1997 г.
. Кожушнян В. «Осколки», Тирасполь, 2002 г.
. Корытник Н. «Яблоки любви», вступительная статья О.Сизовой «Об авторе и его творчестве», Бендеры, 2001 г.
. Ловицкий В. «Тринадцать», вступительная статья В.Ткачева «Живое слово», Тирасполь, 2003 г.
. Литвиненко Л. «Мой русский», Бендеры, 2004 г.
. Литвиненко Л. «Порыв», вступительная статья Н.Корытника «Слово об авторе и его творчестве», Бендеры, 1991 г.
. Литвиненко Л., Самусь Ю., Сизова О. «Три возраста души», Бендеры, 1997г.
. Мандельштам О.Э. «Сборник стихотворений», Смоленск, 2000 г.
. Облог А. «Память», вступительная статья К.Тресковой «Слово о поэте», Тирасполь, 2003 г.
. Оверин П. «Диалоги», Днестровск, 2001 г.
. Оверин П. «Причал», вступительная статья О.Юзифовича «Пространство жизни - пространство страсти», Днестровск, 1999 г.
. Пилецкая В. «Запретное лето», вступительная статья О.Юзифовича «Гармония романтики», Тирасполь, 2004 г.
. Пилецкая В. «Репейник», вступительная статья Р. Кожухарова «Благоуханье лиры луговой», Тирасполь, 2004 г.
. Пищенко В. «Замок Ужаса», сборник «Амальтея», Москва, «Молодая гвардия», 1991 г.
. Пищенко В. «Изобретатель. Равные возможности. Баллада о встречном ветре», Москва, «Молодая гвардия», 1989 г.
. Пищенко В. «Миров двух между», сборник «Капитан звездного океана», Ленинград, 1990 г.
. Пищенко В. «Начни сначала», сб. «Ветка кедра», Москва, «Молодая гвардия», 1989 г.
. Пищенко В. «Рекламный проспект», сб. «День без смерти», Москва, «Молодая гвардия», 1989 г.
. Самусь Ю. «Игра воображения», Бендеры, 2004 г.
. Сычева М. «Рифмованные мысли», вступительная статья В.Ткачева «Все решает талант», Тирасполь, 2004 г.
. Тетерчева И. «Не покидай меня», вступительная статья В.Ткачева «Хорошие стихи хорошего человека», Тирасполь, 2004 г.
. Ткачев В. «Ярое око», Тирасполь, 2003 г.
. Ткаченко И. «Холодная ночевка», послесловие В.Полушина, Тирасполь, 1996 г.
. Трескова К. «На взлете чувств», вступительная статья В Ткачева «Окно, распахнутое в мир», Бендеры, 2004 г.
. Челышев Б. «В поисках редких книг», Москва, «Просвещение», 1970 г.
. Челышев Б. «Имеют свое лицо», Кишинев, «Штиинца», 1983 г.
. Чернолев С. «Високосные дни», Тирасполь, 2003 г.
. Чуковский К.И. «От двух до пяти», Москва, «Планета детства», 2000 г.
. Чернолев С. «Восьмая нота», вступительная статья В. Ловицкого «Кривое зеркало» пародии», Тирасполь, 2003 г.
. Юзифович О. «Встречный свет», вступительная статья Н. Бучацкого «Между Светом и Тьмой», предисловие В. Пищенко, Тирасполь, 1999 г.
. «Заветный жар», сборник поэтических произведений, вступительная статья В. Семенюка «Металлургов пламенные души», Тирасполь, 2003 г.