Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ОНР.
Тема: «Осенняя одежда. Закрепление звука И »
Цель:Расширить и активизировать словарь по теме «Одежда». Закрепить характеристику звука И.
Коррекционно-образовательные задачи:
1.Обогащать активный словарь существительных и глаголов у детей по теме «одежда»;
2. Продолжать формирование навыков звукового анализа слова;
3.Формировать умение выполнять слоговой анализ слов из 2,3 слогов.
Коррекционно-развивающие задачи:
1.Продолжать формирование фонематического слуха у детей;
2.Продолжать развивать навыки правильного произношения гласных звуков на примере звука И;
3.Формировать выработку правильной воздушной струи;
4.Развивать зрительное восприятие и внимание, творческое воображение;
5.Способствовать развитию психических процессов: внимания, восприятия, памяти, мышления.
Коррекционно-воспитательные задачи:
1.Воспитывать навыки самоконтроля;
2.Воспитывать у детей стремление к самостоятельности ответов и суждений;
3.Воспитывать умение переключаться с одного вида деятельности на другой;
4. Совершенствовать умение использовать специальные упражнения для укрепления здоровья (динамическая пауза “ Осенние листья ”);
5. Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности;
6.Формировать навыки восприятия эмоционального мира людей.
Оборудование:
Демонстрационный материал: мяч, магнитная доска, аудиозапись «Осень».
Раздаточный материал: осенние листья, картинки-схемы домиков для определения количества слогов, предметные картинки по теме «одежда».
Методы и приемы:
наглядные - предметные картинки, листья, слоговые схемы;
словесные - совместная речевая деятельность, поддержка и поощрение;
игровые - сюрпризный момент, дидактические игры;
практические - моделирование, выполнение заданий, динамическая пауза.
Предварительная работа:
Знакомство с эмоциями по «Азбуке настроения»,понятие «звук», «слог», «слово», знакомство со звуком И, звуковой анализ слов,деление слов на слоги, активизация словаря глаголов и существительных у детей по теме «одежда».
Использование педагогических и здоровьесберегающих технологий:
Педагогический опыт учителя-логопеда Н.В. Нищевой “Система работы в логопедической группе для детей с ОНР”,В. Базарного “Здоровьесберегающие технологии”.
Способы организации детей:
фронтально, сидя на стульчиках и за столами.
Место проведения:
логопедическая группа.
Количество детей:
10 человек.
Ход занятия:
1. Организационный момент. (Создание эмоционально положительного фона занятия.Дети стоят вокруг логопеда.)Здравствуйте, ребята! Вы меня не знаете, но вам поможет моя загадка:
Желтой краской крашу яПоле, лес, долины.
И люблю я шум дождя,Назови-ка ты меня! - Осень.
- Да, ребята, я – Осень и пришла я к вам не с пустыми руками, а со своей корзинкой, где для вас есть много интересных игр. Хотите со мной немного поиграть? - Да!
Тогда давайте продолжим отгадывать загадки:
Я как зонт – не промокаю,От дождя вас защищаю,
И от ветра вас укрою,Ну, так что же я такое? (Плащ)
- Да,Коля, это плащ, объясни, почему ты решил, что это плащ?
По дороге я шел,Две дороги нашел,
По обеим пошел. (Брюки). –Почему это брюки?
Созданы людьми предметы,Чтоб на тело надевать,
Чтоб в жару не задохнуться,И в мороз не замерзать. (Одежда) - Почему?
-Молодцы, все мои загадки разгадали! Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить?- Об осенней одежде.
-Правильно, давайте поиграем в такую игру:(Дети стоят в полукруге.) Я бросаю мяч. Тот, кто его поймает, называет мне осеннюю! одежду и возвращает мяч мне. Молодцы, ребята, а что можно делать с одеждой? (Глаголы – носить, надевать, гладить, стирать, чистить, вешать в шкаф, шить, украшать).
Правильно, ребята, но с одеждой можно не только что-то делать, но и испытывать разные эмоции: можно радоваться ей. Покажите, как вы радуетесь покупке новой одежды. Можно удивиться необычному наряду.Печалиться, нечаянно порвав одежду. Восхищаться новым платьем мамы.(Дети вместе с логопедом показывают эмоции).
- Скажите, какую одежду вы надевали, когда выходили сегодня на улицу и почему?
- Мы надеваем теплую одежду, потому что наступила осень.
- Какую одежду мы называем теплой?
–Теплая одежда та, которая защищает нас от холода.
- Правильно, назовите теплую осеннюю одежду.
– Пальто, куртка, свитер, гамаши, комбинезон, плащ, брюки, жилет, кофта.
- Правильно, молодцы. Вот и к намприлетел холодныйветер, сорвал с деревьев осенние листья и принес их мне в корзинку.Звучит аудиозапись «Шум ветра».
2. Игра «Листья» (Координация речи с движением.Музыкальное сопровождение).- Возьмем по одному листочку из моей корзинки и поиграем в игру «Осенние листья».Звучит аудиозапись «Осенняя музыка».
Листья осенние тихо кружатся,
Листья нам под ноги тихо ложатся.
И под ногами шуршат, шелестят,
Будто опять закружиться хотят.
- Подул осенний ветер и листья подлетели к стульчикам. Аудиозапись «Шум ветра».
3. Упражнение «Ветерок». (Выработка направленной воздушной струи).
- Подуем на листья так, как дует ветер. (Дети дуют на листья, подвешенные на нитке.) Старайтесь не поднимать плечи и не надувать щеки. Молодцы.
4. Упражнение «Листики». (Развитие фонематического восприятия, узнавание звука И на слух в ряду звуков, слогов, слов).
- Ребята, а теперь наши листики помогут нам найти один интересный звук, но сначала, отгадайте загадку: Всё пришьёт умело, ловко,
Ниткой острая …(Иголка).
Правильно, а какой звук живет в начале этого слова? Это звук И. Звук (И) - гласный или согласный и почему? Звук И гласный потому, что его можно петь. - Давайте обратим внимание, что губы в это время растянуты, а язычок спокойно лежит внизу и нам ни что не мешает его пропеть, пропоем его. Ииииии. Каким цветом обозначается гласный звук И? - Гласный звук И обозначается красным цветом. - Правильно, и поэтому помогать нам будут красные листики. И сейчас мы поиграем с ними. Я буду произносить сначала только звуки, потом – слоги, а потом – слова. А вы будете поднимать красный листик, если услышите звук (И).
и, у, и, а, э, и, у, и
ит, ам, до, ди, ус, ис, ас
Игла, плащ, свитер, тапки, юбка, комбинезон.
Умнички! Вы очень внимательные дети и правильно находили звук И.
5. Упражнение «Кто внимательнее?» (Развитие слуховой памяти.)
- А теперь давайте проверим, у кого из нас самые внимательные ушки? Послушайте потешку и назовите, какая одежда в ней встречается.
У Матрешкиной сестрицыПо деревне небылицы:
Ходит утка в юбке,В теплом полушубке,
Курочка – в жилете,Петушок – в берете,
Коза – в сарафане,Заинька – в кафтане.
- Названия какой одежды встречались в потешке? Почему вы не назвали - берет? - Берет- это не одежда, а головной убор.-Молодцы!
6. Игра «Раздели слова на слоги» (Совершенствование навыка слогового анализа слов).- Посмотрите, у меня в корзинке есть не только листья, но и осенняя одежда.Сейчас я вам её раздам.(Логопед дает картинку и называет).Давайте сядем за столики.Перед вами лежат домики. Посмотрите, чем они отличаются друг от друга?
- Они отличаются разным количеством окошек. Вот домик с 1 окном, с 2 и 3 окнами.
-Давайте поможем найти каждой одежде свой домик. Для этого нам нужно посчитать, сколько слогов в названии одежды. И если в слове два слога, то оно будет житьв домике с двумя окнами,если в слове три слога,то оно будет жить в домике с тремя окнами.Например, какой домик подойдет куртке? (Пример демонстрируется логопедом на магнитной доске.) Куртка поселилась в домике с 2 окнами, потому что в этом слове 2 слога.
-Давайте посмотрим, что у нас получилось. Коля, в каком домике живет твое слово?
-Моё слово «плащ» живет в домике с 1 окном, потому что в нем 1 слог.
Дети называют одежду и объясняют, почему поместили её в тот или иной домик. Молодцы!