Новая тема урока: «Новгородская республика»




2. Целевая установка урока:

I: Образовательная:

Объяснить учащимся что:

1. В период раздробленности в политическом развитии русских земель формируется новый тип государственности – Новгородская республика

2. Рассмотреть, как именно развивалась данная земля, что основным занятием населения было ремесло и торговля.

3. Новгородская земля отличалась от остольных княжеств тем, здесь был особы порядок управления, особые органы власти: вече, посадник, тысяцкий.

4. Эти особенности политического управления повлияли и на культурную жизнь данного региона.

II: Воспитательная: На основе изучения самостоятельного политического центра раздробленной Руси- Новгородской республики продолжить воспитывать чувство патриотизма и гордости за свое Отечество. Воспитывать толерантность к самобытности истории различных областей нашего государства.

III: Развивающая: Продолжить развитие умений устанавливать причинно-следственные связи. Развивать навыки владения анализом и синтезом, и логическим мышлением. Развивать навыки командной работы. Работы с историческими картами и понятиями.

3. Тип урока: комбинированный

4. Технические средства обучения: доска, мел, мультимедийное оборудование.

5. Литература: Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Торкунов А.В. История России 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций/ под. ред. А.В. Торкунова.- Москва.: Просвещение.- 2016.- 128 с.

6. План урока:

План всего урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Время
1.Организационный момент Здравствуйте! Садитесь! -   30 секунд
2. Актуализация знаний учащихся На прошлом уроке мы начали знакомство с самостоятельным центром удельного периода Руси. И рассмотрели Владимиро-Суздальское княжество. 1. Покажите на карте Владимиро-Суздальское княжество, и определите его географическое положение? (карта на слайде) 2. Перечислите города, которые расположены в этом городе? Верно, присаживайтесь А скажите-как 3.Географическое положение данного региона способствовало его развитию?     4. Исходя из его местоположения перечислите, чем занимались жители данного княжества?   5. А занимались ли жители торговлей? Т.о. географическое положения способствовало успешному развитию ВСк   6. Каковы были особенности системы управления во ВСК?     7. Назовите главных князей Владимиро-Суздальской земли?     8. С именем какого князя связано первое упоминание о Москве     9. Кто из князей первым присвоил себе титул великого князя владимирского? (Всеволод Большое Гнездо) 10. Что способствовало развитию культуры во ВСк? Какова была характерная особенность?   11.Назовите важнейшие достижения культуры ВСк?       1. ВСК располагалось на северо-востоке Руси, в Междуречье Оки и Верхней Волги     2. Владимир, Суздаль, Ярославль, Москва   3. Да, для ВСЗ была характерна -Удаленность территории: земли были защищены от вторжения врагов густыми непроходимыми лесами; Среди лесов располагались пригодные почвы для занятия земледелием.   4. Основными занятиями жителей ВСк было: земледелие, также жители занимались скотоводством; рыбной ловлей, бортничеством, бобровым промыслом, добычей соли, и ремеслом   5. Да, через территорию княжества проходил Волжский торговый путь, связывавший северо-восточную Русь со странами Востока, связывавший северо-восточную Русь со странами Востока   6. Особенностью управления во Владимиро-Суздальском княжестве было наличие сильной княжеской власти   7. Юрий Долгорукий – 1125-1157, Андрей Боголюбский – 1157-1174, Всеволод Большое гнездо – 1176-1212   8. Первое упоминание о Москве в летописи связано с именем князя Юрия Долгорукого, дата 1147 год   9. Всеволод Большое Гнездо     10. Развитию культуры во Владимиро-Суздальском княжестве способствовала сильная княжеская власть. Князья принимали и помогали переселенцам, а также привлекали мастеровых и ремесленников; Характерной особенностью в культуре Владимиро-Суздальского княжества стала демонстрация величия и богатства земли. Пышность и торжественность была видна во всех крупных постройках того времени. 11. Архитектура: - Успенский собор во Владимире построенный при Андрее Боголюбском, стал самой высокой постройкой на Руси; -также при А. Боголюбском построена под Владимиром церковь Покрова на Нерли; - Дворец Андрея Боголюбского – архитектурный ансамбль - в 13 веке возведен Георгиевский собор, построен одним из сыновей Всеволода Большое Гнездо. - Живопись носила религиозный характер, но всё чаще стали присутствовать нецерковные сюжеты. - Среди литературных произведений выделяются «Слово Даниила Заточника» и «Моления Даниила Заточника».   10 минут
3. Вывод учителя по предыдущей теме урока «Владимиро-Суздальское княжество» Таким образом, мы с вами начали знакомиться с самостоятельными центрами удельной Руси. Мы изучили ВСК, узнали что она располагалось на Северо-Востоке Руси, занимало выгодное положение по отношению к другим княжествам, т.к. данный регион был удален от границы и густые непроходимые леса защищали его от вторжения кочевников. Также мы узнали, что хорошие климатические условия и наличие плодородной почвы способствовали развитию земледелия и скотоводства, а также наличие торгового пути- торговле. Особенностью системы управления было наличие сильной княжеской власти. Мы познакомились с князьями ВСЗ. А также узнали как при их правлении развивалось княжество, а в культурном аспекте мы выяснили какие постройки были сооружены в княжестве и что именно князья пытались после себя оставить след в истории, строили храмы и церкви большими и с богатым убранством.       1 минута
4. Переход к новой теме урока Ребята, а теперь давайте посмотрим на карту и найдем с вами регион, который расположен на северо-западе Руси и определим тему нашего урока. Верно ребята! -Мы с вами продолжаем знакомство с новым центром русского государства сегодняшней темой урока будет Новгородская республика (слайд) -Как вы думаете о чем мы будем сегодня говорить на уроке? -Верно (говорю план урока-слайд). И узнаем почему же остальные земли русского гос-ва называют княжествами, а Новгород – республикой. -А в конце урока мы с вами ответим на два главных вопроса: ПЗ и ППЗ (на слайде и доске) ПЗ: Почему новгородский политический центр называют республикой? ППЗ: Сравните систему управления Новгородской земли с ВСК   На северо-западе Руси располагается Новгород.   Называют цели и задачи урока         2 минуты
5. Новая тема урока «Новгородская республика» План: 1. Географическое положение Новгорода; 2. Занятия новгородцев; 3. Основные категории населения; 4. Политическая особенность Новгородской земли; 5. Культура Новгорода. Итак ребята сегодня мы с вами будем работать в группах (делятся на 3 группы). Каждая группа получит задание: 1 группа: Читает текст учебника п.1 и 2,+ карта. Вам необходимо определить географическое положение Новгорода; рассмотреть основные занятие населения; 2 группа: Читают пункт 3. Вам необходимо определить основные категории населения; 3 группа: Читают п. 4 и определяют особенность политического устройства Новгородской республики   Итак ребята Все готовы! Время работы в группах истекло, пора рассказать о своих результатах. Давайте с вами посмотрим на карту и определи где же располагалась Новгородская земля? (слайд с картой). Молодец присаживайся! Правильно Новгород располагался на северо-западе Руси. А скажите могло ли геор. Полож. Повлиять на занятие новгородцев? Чем они занимались? Правильно! Основными занятиями новгородцев было ремесло и торговля -Теперь давайте посмотрим на иллюстрацию. (слайд) Что вы видите на картинке Да ребят это новгородский рынок. А какой мы можем сделать вывод о месте торговли в жизни новгородцев? -А исходя из основных занятий мы можем сказать, какие же категории населения существовали в Новгороде? -Верно! Основными категориями населения Новгородской земли были ремесленники, купцы и бояре. Именно купцы и бояре стали самыми влиятельной силой в Новгороде. -слайд А скажите почему - Как вы думаете, почему изображения жителей Новгорода я показала разного размера: Боярина самым большим, а ремесленника самым маленьким. Население Новгорода делилась на лучших или «больших» людей и «меньших» или черных. - По какому признаку происходило такое деление? Бояре были не только знатными и богатыми людьми, но и имели возможность влиять на политическую жизнь Новгорода Давайте познакомимся с политическими особенностями Новгородской земли. - В начале XII в. в Новгороде сложилась особая форма правления – республика, служащая примером слабой власти князя. Из курса истории древнего мира кто помнит, что такое республика? (слайд) - записываем схему системы управления (слайд) Комментирую: Высшим органом власти было вече – собрание свободного мужского населения города. Управление городом осуществляли выборные: Посадник, Тысяцкий, Архиепископ. Новгород становится республик. Княжеская власть была ограничена. Князья занимались только военной защитой Новгорода от нападения внешних врагов. Княжеская власть здесь не была наследственной. Князей приглашали на службу на определённых условиях. -Последний вопрос, который мы с вами рассмотрим сегодня это культура. -Посмотрите на слайд и скажите, что общего у 3х церквей? Верно, так как основной политической силой в новгороде обладали бояре они не тратили много денег на строительство храмов, как например это делали князья в других княжествах, а строили простые церкви для своей семьи. Давайте теперь закрепим наши знания и заполним пропуски в тексте(слайд) Приложение 1       Работают в группах   1 ученик выходит к карте.   Отвечает 1 группа   Предположить ответ   Торговля была важным занятием жителей новгорода   Отвечает 2 группа     Знатность рода     Отвечает 3 группа   форма правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением Записывают определение республика   Они маленькие и в основном однокупольные     Работа в группе 3 минут     20 минут
6. ПЗ; ППЗ Почему Новгородский политический центр называют республикой? ПпЗ-в качестве д/з Новгородский политический центр называют республикой потому что здесь власть принадлежала боярству, верховная власть – вече, куда имел доступ всякий свободный гражданин Новгорода. Эта форма правления получила название «боярская республика 1 минуты
7. Вывод по новой теме урока Таким образом, сегодня мы познакомились с ещё одним политическим центром раздробленной Руси- Новгородской республикой и выяснили, что Новгородская земля во многом отличалась от остальных русских земель. • Главные занятия новгородцев – ремесло и торговля. Новгород по форме правления – боярская республика. Управление осуществлялось выборными властями. Высшим органов власти было городское собрание вече, которое могло приглашать князей и лишать их власти, также вече избирало важнейших должностных лиц. Также особенность политической жизни влияла и на культурную жизнь Новгородской республики, Храмы строились в несложных архитектурных стилях   1 минута
8. Домашнее задание Параграф 14, прочитать и ответить на вопросы Заполнить таблицу: (слайд) Приложение 2   1 мин
9. Рефлексия У каждого и вас на парте лежат три кружочка: зеленый- мне урок понравился и я в нем активно участвовал; желтый-урок понравился; Красный-мне на уроке было скучно и я ничего не запомнил   1 мин
10. Выставление оценок     30 сек

 

Приложение 1

Заполните пропуски в предложениях (на слайде)

Главой новгородского войска был ___________, но его власть была ______________, его приглашало _________(главный орган государственной власти города) и заключало с ним - ______- договоров. Так же избирались из _______ - ______________ (городской глава, имеющий право вести дипломатические переговоры и возглавить войско); из _________ - ________________, который контролировал налоги и возглавлял народное _____________; ______________, выбираемый пожизненно и утверждаемый киевским _________________, помимо церковных дел ведал казной, эталонами мер и весов, скреплял печатью международные договоры. Оставаясь _____________ Новгород был боярской аристократической ______________.

(бояр, республикой, князь, княжеством, ополчение, купцов, ряд, тысяцкий, вече, митрополит, не наследственной, посадник, архиепископ)

Приложение 2

Вопросы для сравнения Владимиро-Суздальское княжество Новгородская вечевая республика Результаты сравнения
1 Географическое положение Северо-Восточная Русь. Земли расположенные в междуречье Оки и Верхней Волги От побережья Белого моря на севере до новгородских земель на западе Северо –Западная Русь. От Финского залива до Уральских гор, от Северного ледовитого океана до верховьев Волги Озеро Ильмень, река Волхов Княжества занимают обширные территории на севере, что позволяет им быть защищенными от набегов кочевников
2.Природные условия      
3.Население      
4. Занятия    
5.Политический строй А) роль князя в управлении Б) особенности управления      
6Культура      


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: