Характеристика игры как игровой технологии
Игра наряду с трудом и учением – один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования.
По определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на
воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции:
развлекательную - это основная функция игры - развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес;
коммуникативную - освоение диалектики общения;
самореализации в игре как полигоне человеческой практики;
- преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;
развивающую – развитие психических процессов, таких как воображение, память, внимание, мышление.
диагностическую - выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;
функцию коррекции - внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;
межнациональной коммуникации - усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;
воспитательную - воспитание таких качеств, как внимательное, гуманное отношение к партнеру по игре; также развитиечувства взаимопомощи и взаимоподдержки;
социализации - включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.
В структуру игры как деятельности органично входит целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект.
Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации.
В структуру игры как процесса входят:
роли, взятые на себя играющими;
игровые действия как средство реализации этих ролей;
игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными;
реальные отношения между играющими;
сюжет (содержание) - область действительности, условно воспроизводимая в игре.
Игру как метод обучения и воспитания, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. Широкое применение игра находит в народной педагогике, в дошкольных учреждениях и учреждениях дополнительного образования.
В современном учреждении дополнительного образования, делающем ставку на активизацию и интенсификацию педагогического процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях: в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета; как элементы более обширной технологии; в качестве урока или его части; как технологии организации досуговой деятельности.
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:
· обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
· познавательные, воспитательные, развивающие;
· репродуктивные, продуктивные, творческие;
· коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и др.
Все следующие за дошкольным возрастные периоды со своими ведущими видами
деятельности (младший школьный возраст - учебная деятельность, средний - общественно
полезная, старший школьный возраст - учебно-профессиональная деятельность) не
вытесняют игру, а продолжают включать ее в процесс.
В подростковом возрасте наблюдается обострение потребности в создании своего собственного мира, в стремлении к взрослости, бурное развитие воображения, фантазии, появление стихийных групповых игр.
Особенностями игры в старшем школьном возрасте является нацеленность на самоутверждение перед обществом, юмористическая окраска, стремление к розыгрышу, ориентация на речевую деятельность.
Деловая игра используется для решения комплексных задач усвоения нового, закрепления материала, развития творческих способностей. В образовательном процессе применяются различные модификации деловых игр: имитационные, операционные, ролевые игры, деловой театр, психо и социодрама.
С помощью игр можно снять утомление, её можно использовать для мобилизации умственных усилий учащихся, для развития у них организаторских способностей, привития навыков самодисциплины, создания обстановки радости на занятиях.
В.А.Сухомлинский писал: «Без игры не может быть полноценного умственного развития. Игра-это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра-это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».
В играх активизируется внимание детей, творческая фантазия, формируются вычислительные навыки, нравственные качества личности, развивается чувство ответственности, коллективизма, дисциплина, воля, характер.
На наш взгляд, наиболее развернутой и подробной является классификация игр Сталя Анатольевича Шмакова. За основу он взял человеческую деятельность и выделил следующие виды игр28:
1. Физические и психологические игры и тренинги:
- двигательные (спортивные, подвижные, моторные);
- экстатические;
- экспромтные игры и развлечения;
- лечебные игры (игротерапия).
2. Интеллектуально-творческие игры:
▪ предметные забавы;
▪ сюжетно-интеллектуальные игры;
▪ дидактические игры (учебно-предметные, обучающие, познавательные);
▪ строительные;
▪ трудовые;
▪ технические;
▪ конструкторские;
▪ электронные;
▪ компьютерные;
▪ игры-автоматы;
▪ игровые методы обучения
3. Социальные игры:
- творческие сюжетно-ролевые (подражательные, режиссерские, игры-драматизации, игры-грезы);
- деловые игры (организационно-деятельностные, организационно-коммуникативные, организационно-мыслительные, ролевые, имитационные).
Игры могут быть индивидуальными или групповыми. Игры имеют важное значение в процессе развития и воспитания ребенка.
_________________________________________________________________________________________________
Список литературы
Игры – обучение, тренинг, досуг…/ под. ред. В.В.Петрусинского/ - М. новая школа, 1994.
Никитин Б.П. Ступеньки творчества, или Развивающие игры. – 3-е изд., доп. – М.: Просвещение, 1990
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М., 1998
Шмаков С.А. Игры учащихся - феномен культуры. - М.: Новая школа, 2004