Когда нам причиняют боль, мы не обязаны становиться карателем обидчика. Если мы христиане, мусульмане или иудеи, разве не верим мы в то, что Бог покарает этого человека а полной мере? Если же мы исповедуем буддизм, индуизм или сикхизм, то нам известно, что благодаря карме напавшему на нас человеку воздастся по заслугам, А если вы являетесь последователем современной религии под названием «психотерапия», то знаете, что ваш противник будет вынужден годами проходить дорогостоящее лечение из-за чувства собственной вины! Таким образом, зачем нам становиться теми, кто «преподаст хороший урок» этому человеку? Рассуждая мудро, мы обнаруживаем, что не обязаны быть палачами. Отпуская свой гнев и успокаиваясь благодаря прощению, мы по-прежнему выполняем свой общественный долг.
Между двумя западными монахами, моими приятелями, произошёл спор. Один из монахов в прошлом был американским морпехом, сражавшимся на передовой во вьетнамской войне, где он получил серьёзное ранение. Другой был очень успешным бизнесменом, который заработал такое огромное состояние, что удалился от дел уже на третьем десятке лет. Оба они были умны, сильны, обладали чрезвычайно твёрдым характером.
Монахи не должны спорить, но они спорили. Монахи не должны драться, однако эти двое были на грани потасовки. Они стояли лицом к лицу, нос к носу, в ярости. В разгаре беспощадной словесной перебранки неожиданно бывший моряк опустился на колени и изящно поклонился другому монаху, бывшему бизнесмену, тем самым приведя его в состояние шока. Затем он посмотрел вверх и сказал: «Виноват. Прости меня».
Это был один из тех редких жестов, которые исходят из самого сердца, они всегда скорее спонтанны и исполнены вдохновения, нежели заранее спланированы. Такие поступки можно распознать по их непосредственности и совершенной неотразимости.
Монах, бывший бизнесмен, заплакал.
Несколько минут спустя можно было наблюдать, как они, помирившись, гуляют вместе. Считается, что монахам следует поступать именно так.
Позитивное прощение
Я уже слышу, как вы говорите: «Прощение может быть действенным в монастыре, но, если мы станем практиковать такого рода прощение в реальной жизни, другие будут использовать нас ради собственной выгоды. Люди не будут считаться с нами - они просто будут думать, что мы слабаки. Подобное прощение редко приносит результат. Как гласит поговорка: "Подставивший другую щёку пойдёт к стоматологу не один раз, а дважды!"».
В рассказанной ранее истории тайское правительство сделало гораздо больше, чем просто простило, предоставив полную амнистию. Помимо этого правительство пыталось обнаружить первопричину существующей сложной ситуации - бедность - и умело преодолело проблему нищеты. По этой причине амнистия оказалась действенной.
Такое прощение я называю «позитивным прощением». «Позитивное» означает осознанную поддержку тех хороших качеств, которые мы хотим иметь в наличии. «Прощение» означает, что мы позволяем уйти всем дурным качествам, составляющим эту проблему, - не задерживаясь на них, а двигаясь дальше. Например, если в саду мы поливаем только сорняки, это подобно культивированию проблем; если мы не поливаем вообще ничего, это аналогично применению просто прощения; а если мы поливаем цветы и не поливаем сорняки, это символизирует принцип «позитивного прощения».
Около десяти лет тому назад в конце традиционной пятничной вечерней беседы в Перте ко мне подошла женщина, чтобы о чём-то поговорить. Сколько я помню, она регулярно посещала эти еженедельные беседы, но это был первый раз, когда она лично обратилась ко мне. Женщина сказала, что хочет поблагодарить меня, и не только меня, а также всех монахов, дающих учение в нашем центре. Затем она объяснила причину. Эта женщина стала приходить в наш центр семь лет назад. Она призналась, что в то время совершенно не интересовалась ни буддизмом, ни медитацией. Главной причиной её посещений был поиск предлога для ухода из собственного дома.
У неё был жестокий муж. Эта женщина была жертвой ужасного домашнего насилия. В те годы структуры поддержки не могли оказать действенную помощь таким жертвам. Варясь в этом котле бурных эмоций, она не способна была увидеть, что можно просто уйти навсегда. Поэтому она пришла в наш буддийский центр с мыслью о том, что хотя бы в течение двух часов, проведённых в храме, её не будут избивать.
То, что она услышала в храме, изменило её жизнь. Женщина услышала учение монахов, которые объясняли сущность «позитивного прощения». И решила проверить это на своём муже. Она рассказывала мне, что всякий раз, когда муж бил её, она прощала его и отпускала это. Ей одной ведомо, как ей это удавалось делать. Затем каждый раз, когда муж делал или говорил что-либо доброе, - и не важно, какой это был пустяк, - она обнимала его, покрывала поцелуями или любым другим способом давала понять, как много эта доброта значит для неё. Она ничего не принимала как должное.
Вздохнув, женщина сказала, что на это потребовалось семь долгих лет. В этот момент глаза её наполнились слезами, мои - тоже. «Семь долгих лет, - сказала она мне, - и теперь человека просто невозможно узнать. Он изменился полностью. Теперь у нас прекрасные, полные любви отношения, а также двое прелестных детишек». Лицо женщины излучало святость. Мне захотелось преклонить перед ней колени. «Видите этот стул? - остановив меня, спросила женщина. - На этой неделе он сделал мне в подарок этот деревянный стул для медитаций. Семь лет назад он мог использовать этот стул, только чтобы ударить меня!» Я рассмеялся вместе с ней, и комок в моём горле исчез.
Я восхищаюсь этой женщиной. Она заслужила своё счастье, которое, я хочу отметить, в значительной степени было создано её собственными блестящими качествами. Она сделала из чудовища заботливого мужчину. Таким образом, она помогла другому человеку - это изумительно.
Таков исключительный пример позитивного прощения, рекомендованный только для тех, кто устремлён к достижению святости. Тем не менее, он прекрасно показывает, что может быть достигнуто, если прощение объединить с поощрением позитивного.
Созидание счастья