Метапредметное испытание «Учебное сотрудничество»
Губайдуллин Радик Азгамович 890247-55355
Общие положения
Конкурсное метапредметное испытание «Учебное сотрудничество» метапредметной олимпиады 1 уровня Пермского края направлено на выявление учащихся основной школы (7-9 классы), достигших наивысших результатов в умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта разных интересов.
Сотрудничество — тип взаимоотношений людей между собой в процессе деятельности, характеризующийся согласованностью, слаженностью мнений и действий.
Малая группа — англ. group, small/elementary; нем. Kleingruppe. Относительно устойчивая, небольшая по численности соц. группа, члены к-рой находятся в непосредственном взаимодействии друг с другом (личные контакты и т. п.), что и приводит к возникновению эмоциональных связей, а также специфических межличностных ценностей и норм.
Конфликт — наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающих в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии участников этого взаимодействия и обычно сопровождающийся негативными эмоциями, выходящий за рамки правил и норм. (Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. – СПб.: Питер, 2008. – 490 с.).
Разрешение конфликта — это совместная деятельность его участников, направленная на прекращение противодействия и решение проблемы, которая привела к столкновению. Разрешение конфликта предполагает активность обеих сторон по преобразованию условий, в которых они взаимодействуют, по устранению причин конфликта. Для разрешения конфликта необходимо изменение самих оппонентов (или хотя бы одного из них), их позиций, которые они отстаивали в конфликте. Часто разрешение конфликта основывается на изменении отношения оппонентов к его объекту или друг к другу (Зайченко Н.У, Козенюк В.Ф. и др. Профилактика и разрешение деструктивных явлений в конфликте//Проблемы педагогической психологии и психологии образования. – 2010.- №10).
Скрытое решение – решение, принятое в результате хаотичной дискуссии в результате неспособности далее обсуждать вопрос.
Согласованное решение – это достижение согласия членов группы с предлагаемым решением проблемы, решение, принятое на основе предварительной работы команды.
Авторитетное решение – решение принимается одним человеком, на которого группа возложила ответственность за это решение.
Регламент, процедуры и критерии испытаний
Метапредметное конкурсное испытание «Учебное сотрудничество» направленно на оценку у учащихся следующих компетенций командной деятельности
Этап командной работы | Набор Командных компетенций |
Формирование группы | · Умение формировать структуру группы под задачу. · Подбирать набор ролей в соответствие с задачей и исполнять их. · Создавать, исполнять и корректировать регламенты коммуникации. · Владение способами конструктивного разрешения конфликтов в психологическом, социальном и деятельностном пространстве. |
Поиск и принятие группового решения | · Умение генерировать, обсуждать, корректировать идеи решения. · Умение отбирать общие решения различными способами. · Умение создавать, исполнять и корректировать алгоритмы действий. |
Предъявление решения группы | · Умение аргументировано предъявлять, обсуждать и отстаивать групповое решение перед другими группами и оппонентами. · Способность находить новые аргументы и контраргументы в процессе предъявления результата. |
Рефлексия деятельности | · Умение оценивать собственные эмоции · Умение оценивать собственные замыслы · Умение оценивать собственные действия · Умение оценивать действия других · Умение соотносить свои замыслы и действия · Умение соотносить свои замыслы и замыслы других · Умение соотносить свои действия и действия других |
Основной этап - Командное первенство
Данный этап проводится в форме последовательного командного решения нескольких практических групповых задач по темам учебного сотрудничества. Задачи сгруппированы по этапам командной работы: Формирование группы; Разработка идеи; Реализация идеи; Презентация решения; Групповая рефлексия.
Командное первенство проводится по олимпийской системе. После прохождения каждого этапа (решения задачи) выбывает одна команда, показавшая наихудший результат (система «на вылет»). Выбывшая команда получает определённое место в командной номинации и одинаковое количество командных баллов за прохождение предыдущих этапов на каждого участника. После чего с членами выбывшей команды проводится командная рефлексия. Рефлексию проводит эксперт, наблюдавший за работой команды. По итогам рефлексии эксперт выставляет каждому участнику индивидуальные баллы от 0 до 20, которые суммируются с командным баллом участника.
Регламент проведения Основного этапа:
1. Сбор. Все участники и члены жюри собираются в одном помещении к назначенному времени. Опоздавшие к испытанию не допускаются. Зрители могут присутствовать, если позволяет площадь помещения.
2. Приблизительное описание темы финальной задачи. Описание в свободной форме делает председатель жюри для всех участников: «Ваше задание будет связано с детьми». И отвечает на возникшие вопросы. До 1 минуты.
3. Формирование команд. Председатель жюри дает задание сформировать команды: «Состав команды (N) человек». Д.б сформировано 3 группы. 2 минуты.
4. Определение первичной структуры команды. Командам даётся время 2 минуты на определение внутренней структуры.
5. 1 этап (3 команды) Разработка идеи. Команды получают набор материалов (ватман, фломастеры, краски и карандаши) для оформления идеи. Председатель жюри дает 1-е задание в письменном виде:
1) Критерии оценки командного продукта: (Мах – 20 баллов)
· (5 баллов) Оригинальность идеи.
· (5 баллов) Информативность и адекватность оформления на ватмане.
· (5 баллов) Информативность и адекватность устной Презентации и ответов на вопросы.
· (5 баллов) Общее впечатление эксперта.
2) Рефлексия выбывшей команды: Индивидуальные баллы. (Мах – 20 баллов)
6. Презентация группы и идеи. Каждой команде выделяется 2 минуты на презентацию команды и идеи игры. Жюри после вопросов (до 3 минут) после 2-х минутного совещание определяет выбывающую команду. Выбывшая команда занимает 3 командное место. Все участники получают 20 командных баллов. Вместе с одним из экспертов они уходят на проведение рефлексии. По итогам рефлексии участники могут получить ещё до 20 индивидуальных баллов.
7. 2 этап, Реализация идеи. Должно остаться 2 команды. Командам выдаётся по 1 компьютеру (можно с выходом в интернет). Председатель жюри дает в письменном виде 2-е задание:
1) Критерии оценки: Мах=40 (20 баллов за 1 этап + 20 баллов за 2 этап)
· (5 баллов) Глубина проработки, развития или изменения замысла.
· (5 баллов) Качество игры (соответствие возрасту, увлекательность, достаточная сложность, продуманность правил, и др.).
· (5 баллов) Качество презентации (компьютерной и устной) и ответов на вопросы.
· (5 баллов) Общее впечатление эксперта.
2) Рефлексия выбывшей команды: Индивидуальные баллы. (Мах – 20 баллов). Итого до 60 баллов
8. Презентация решения групповой задачи. Каждой команде выделяется до 2 минут на презентацию решения и 3 минуты на ответы на вопросы. У жюри 5 минут на определение команды победителя.
9. Рефлексия выбывшей команды. Индивидуальные баллы. (Мах – 20 баллов). Итого до 60 баллов.
10. Рефлексия в победившей команде. Все участники команды-победителя получают 60 командных баллов. Команда самостоятельно определяет вклад каждого участника в победу и расставляет участников во внутрикомандный рейтинг. Каждый член жюри имеет право осуществить перестановку в рейтинге одного (1) участника и только в сторону повышения. Председатель жюри по номинации осуществляет перестановку последним. Участники команды-победителя получают личные баллы в соответствии с местом в окончательном рейтинге (от 1 до 20). Первый в рейтинге набирает за командный тур 80 баллов. Все остальные участники победившей команды объявляются призёрами.
Показатели, учитываемые экспертом при проведении рефлексии выбывшей команды:
Этап командной работы | Набор личных компетенций До 20 баллов |
Рефлексия деятельности | · Умение оценивать собственные эмоции · Умение оценивать собственные замыслы · Умение оценивать собственные действия · Умение оценивать действия других · Умение соотносить свои замыслы и действия · Умение соотносить свои замыслы и замыслы других · Умение соотносить свои действия и действия других |
СТОП-факторы
Номинация учебное сотрудничество подразумевает умение участника работать в конфликтной ситуации. Это означает, что конфликт сознательно закладывается разработчиками в групповое задание и процедуру решения. При этом важно обеспечить безопасность участников олимпиады.
Система социальной и психологической безопасности учащихся номинации при групповой работе обеспечивается правилом «2-х СТОП». Если вместо разрешения конфликта происходит его эскалация, учащиеся не справляются с личными переживаниями и переходят определённые, заранее оговорённые границы (СТОП-факторы), эксперт обязан:
1. Остановить групповую работу, сделать предупреждение участнику, нарушившему СТОП-фактор и поставить штрафные баллы группе. 1-й СТОП.
2. При повторном нарушении: остановить групповую работу, объявить о снятии с испытания участника, совершившего повторное нарушение, обнулить его результаты и поставить штрафные баллы группе. 2-й СТОП.
Набор СТОП-факторов.
1. Намеренное или случайное использование в коммуникации бранной или нецензурной лексики.
2. Намеренное или случайное оскорбление жестом или словом другого участника своей или соперничающей группы.
3. Намеренное или случайное использование в коммуникации или в совместной деятельности угроз по отношению к другим участникам номинации.
4. Намеренное или случайное использование в коммуникации или в совместной деятельности любой формы насилия, автоматически приводит к дисквалификации участника.
5. Намеренное или случайное использование по отношению к эксперту любой формы брани, оскорбления или угроз, автоматически приводит к дисквалификации участника.
Если работа группы была прекращена экспертом досрочно, то необходимо проведение реабилитирующих процедур с участниками конфликта. В качестве реабилитирующего может выступить штатный психолог или тьютор с психологической подготовкой. При проведении процедуры реабилитации необходимо присутствие эксперта, осуществившего остановку группового решения.
Примерная последовательность действий при реабилитации:
· Эмоциональное успокаивание и восстановление.
· Поддержка (подбадривание, опора на лучшее в ребёнке, анализ ресурсов).
· Организация процедуры взаимного извинения.
· Рациональный разбор ситуации через некоторую временную паузу (от 1 часа до 24 часов). Указание неприемлемых способов поведения и объяснение их последствий.
· Совместное с участниками моделирование конструктивных способов выхода из возникшего конфликта.