Структура и классификация АИС




АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ(АИС)

 

В состав любой автоматизированной системы входят следующие подсистемы: техническая, программная, информационная, организационная, а также персонал.

Техническое и программное обеспечение. Техническое обеспечение включает в себя компьютеры, внешние устройства и средства телекоммуникации и в этом отношении не отличается от любой компьютерной системы.

Программное обеспечение включает системное программное обеспечение, типовое прикладное программное обеспечение и специализированное прикладное программное обеспечение.

В свою очередь, в состав системного программного обеспечения входят операционная система, различные операционные оболочки пользователя, служебные программы системного администратора, сетевое программное обеспечение и т.д. Используемая операционная система в значительной мере определяет требования к остальным программным составляющим, и очень часто совокупность аппаратных средств вместе с используемой операционной системой называется аппаратно-программной платформой АИС.

Типовое прикладное программное обеспечение представляет собой определяемые спецификой предметной области программы, которые не разрабатываются специально для конкретной информационной системы, а предназначены для решения широкого класса задач того же типа, хотя они могут настраиваться на конкретный случай использования именно в данной системе. В качестве примера могут быть названы такие программные продукты, как офисные программы, системы управления базами данных общего назначения, Web-серверы, программы распознавания текста, типовые системы текстового поиска и т.д. Эти программы могут быть как коммерческими, так и некоммерческими. Часто наиболее важные прикладные программы общего назначения (например, системы управления базами данных) также включают в состав платформы АИС.

К категории типового прикладного программного обеспечения следует отнести также инструментальные средства, применяемые для проектирования АИС, хотя в процессе ее эксплуатации, как правило, не используются.

Специализированное прикладное программное обеспечение создаются для конкретной информационной системы, и учитывает ее особенности. Оно может быть либо комплексом программ, разработанных в какой-нибудь инструментальной среде, либо представлять собой совокупность настроек типовых программных пакетов.

Информационное обеспечение. Обрабатываемые данные играют центральную роль в информационной системе. Вместе с тем наряду с информацией, непосредственно подлежащей сбору, хранению, обработке и т.д., важную роль играют сведения, описывающие эту информацию, называемые обычно метаданными. Т.е. данными о данных, а также языковые средства, используемые для описания данных и метаданных (лингвистическое обеспечение). Наличие развитой системы метаданных является главным признаком, отличающим информационную систему от простых информационных технологий. Сведения, описывающие обрабатываемые данные, присутствуют в любой информационной технологии, однако особенностью метаданных АИС является то, что они хранятся в самой системе, являясь ее неотъемлемой частью.

Подлежащая хранению и обработке информация обычно группируется в соответствии с типовыми структурами, которые называются моделями данных. Сформированная таким образом информация называется базой данных. Программные средства общего назначения, предназначенные для работы с базой данных, называются системой управления базой данных (СУБД).

Организационное обеспечение. Организационная составляющая является важным элементом информационной системы. Она включает в себя в первую очередь проектную и эксплуатационную документацию, а также типовые процедуры работы с АИС. Сюда же следует отнести систему подготовки обслуживающего персонала и конечных пользователей к эксплуатации АИС. Можно сказать, сто организационная подсистема является связующим звеном между информационной системой и ее пользователями.

Обслуживающий персонал. Последним по счету компонентом информационной системы являются люди, которые обеспечивают ее функционирование. Обычно их делят на разработчиков, администраторов и операторов. Не всегда между ними можно провести четкую грань, однако, можно сказать, что разработчики создают и модифицируют систему, администраторы устанавливают режим функционирования системы и организуют устранение аварийных ситуаций, операторы же осуществляют неспецифическое взаимодействие с системой (выполняют резервное копирование данных, устанавливают бумагу в принтер и т.д.).

АИС классифицируются по разным признакам.

Классификация по масштабу. По масштабу АИС подразделяются на следующие типы: одиночные, групповые и корпоративные.

Одиночные АИС или автоматизированные рабочие места (АРМ), реализуются, как правило, на отдельном персональном компьютере. Такая система может содержать несколько простых приложений, связанных общей тематикой и информацией, и рассчитана на работу одного пользователя или нескольких пользователей, разделяющих по времени одно рабочее место.

Групповые АИС ориентированы на коллективное использование информации членами одного или нескольких родственных отделов предприятия и чаще всего строятся на базе локальной вычислительной сети. При разработке таких систем используются серверы баз данных (SQL-серверы), позволяющие эффективно использовать совместные данные.

Корпоративные АИС являются развитием групповых систем и могут поддерживать территориально разнесенные узлы или сети. Для таких систем характерная сложная архитектура с несколькими серверами.

Для групповых и корпоративных систем существенно повышаются требования к надежности функционирования и сохранности данных, что в частности, требует обязательного наличия одного или нескольких администраторов среди обслуживающего персонала.

Классификация по сфере применения. По сфере применения АИС обычно подразделяются на четыре группы:

- системы обработки транзакций;

- системы поддержки принятия решений;

- информационные-справочные системы;

- офисные информационные системы.

Системы обработки транзакций предназначены для поддержания адекватного отображения предметной области в информационной системе в любой момент времени.

Для них характерен регулярный поток довольно простых подлежащих обработке работ, например заказов, платежей, запросов от большого числа пользователей. Основными требованиями к ним являются:

- высокая производительность обработки;

- непротиворечивость и согласованность хранимой информации в любой момент времени;

- защита от несанкционированного доступа, программных и аппаратных сбоев.

Системы поддержки принятия решений представляют собой другой тип информационных систем, которые ориентированы на выполнение более сложных запросов, требующих статистической обработки исторических (накопленных за некоторый промежуток времени) данных в различных разрезах: временных, географических и т.п., моделирования процессов предметной области, прогнозирования развития тех или иных явлений. Аналитические системы также часто включаются средства обработки информации на основе методов искусственного интеллекта, средства графического представления данных. Эти системы оперируют большими объемами исторических данных, позволяя выделить из них содержательную информацию: получить знания от данных.

Обширный класс информационных-справочных систем основан на текстовых и гипертекстовых документах и мультимедиа. Наибольшее развитие такие АИС получили в сети Интернет.

Класс офисных АИС нацелен на перевод бумажных документов в электронный вид, автоматизацию делопроизводства и управление документооборотом.

Классификация по функциональному назначению. Еще одним способом классификации АИС является их классификация в зависимости от предметной области. Например, в сфере управления предприятием можно выделить следующие информационные системы:

- бухгалтерского учета;

- управления складскими ресурсами, поставками и закупками;

- управления маркетингом;

- документооборота;

- оперативного управления;

- предоставления оперативной и сводной информации и др.

Классификация по виду поддерживаемых информационных ресурсов. Выделяются два больших класса: документографические и фактографические системы.

В документографических системах основной информацией являются документы на естественных языках либо другие целостные информационные объекты (аудиозаписи, видеофильмы и т.п.). Основной функцией таких систем является поиск объекта или объектов, удовлетворяющих заданным условиям, в связи с чем класс документографических систем фактически совпадает с информационными-поисковыми.

В фактографических же системах информации хранится в структурированном виде на основе той или иной модели данных, вследствие чего такие системы называют системами с базами данных.

 

Контрольные вопросы

 

1. Может ли на одном компьютере размещаться несколько АИС? А одна АИС на нескольких компьютерах?

2. В каких случаях необходимо создание АИС?

3. Опишите составные части АИС.

4. Что такое метаданные?

5. Что означает понятие модели данных?

6. Опишите функции обслуживающего персонала АИС.

7. Назовите причины многообразия информационных систем.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: