№ п\п | Тема | Дата проведения |
1. | Урок –посиделки «Русский фольклор» | |
2. | Письменный ответ на проблемный вопрос | |
3. | Развернутый ответ на вопрос «Какие черты фольклора позаимствовали баллада и литературная песня» | |
4. | Сочинение «Мечта и приключения в жизни и литературе» | |
5. | Сочинение по рассказу «Муму». | |
Любимые страницы классики. Составление отзыва. |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Дидактические единицы Тема изучаемого раздела. | Кол-во часов | сроки | Планируемые результаты | Развитие речи, ким | Основные виды деятельности | ||||
план | факт | План | факт | Предметные (знания) | личностные (умения) | Метапредметные. Универсальные учебные действия | ||||
Истоки литературы. Фольклор. Повторение: лирические и эпические жанры фольклора. | знать малые фольклорные жанры, их отличительные особенности; причины возникновения и цель создания малых жанров фольклора, использование их в устных и письменных высказываниях.; различать пословицы и поговорки.использовать загадки, пословицы и поговорки в устных и письменных высказываниях | Уметь:устно рецензировать выразительное чтение одноклассников, исполнения актеров.развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народа, приобщение к архетипам и мифологемам народного сознания | умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать | Письменный ответ на проблемный вопрос: «В чем красота и мудрость русских обрядов» | Беседа, работа с книгой. Толкование прямого и переносного смысла пословиц и поговорок, загадок. Отгадывание загадок | |||||
ГЕРОИЧЕСКИЙ ЭПОС.Былинный богатырь как выразитель народного идеала «Ильи Муромец и Соловей-Разбойник» | Знать: Историческая основа былин. Традиционные былинные сюжеты. Образ сказителя в былинах, его оценка происходящих в былинах событий. | Уметь:подбирать цитатные примеры для характеристики образов и приемов изображения человека, воспитание патриотизма, осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа. | умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, уметь работать с разными источниками информации, составлять устные и письменные ответы на вопросы с использованием цитирования, участвовать в коллективном диалоге. | Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих характерные для произведений героического эпоса темы, образы и приемы | Рассказ учителя с элемен-тами беседы, работа с текстом | |||||
Героический эпос народов России. Сказание о нартах: «Песнь о Бадыноко»,«Урал-батыр» | Знать: специфику жанра басни, понимать аллегорию, уметь определять мораль. Авторская характеристика героя. Нравственный выбор героя. | Уметь: уметь характеризовать стиль произведения, работать со словарем лингвистических терминов | построение речевого высказывания в устной и письменной форме. Создание презентации. | Тема для обсуждения: Герои эпоса: национальные и общечеловеческие черты. | Рассказ учителя, беседа, работа со словарем | |||||
РЫЦАРСКАЯ ГЕРОИЧЕСКАЯ ПОЭМА «Песнь о Роланде» Подвиги рыцарей во славу Родины | Знать: Представление об идеальном герое. Образы Роланда и Оливье | освоение социальных норм, правил поведения, формирование осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам | Развитие умения составления характеристик, привлекать знания, полученные ранее. Формирование интереса к информационному поиску. | Выразительное чтение | Беседа, работа с текстом | |||||
Историческая песня (о Стеньке Разине, Емельяне Пугачёве и др. народных героях). | Знать: понятие об-рядового фольклора; основные жанры народных песен. Исторические факты и вымысел в исторических песнях Связь с былинами | Уметь: находить эпитеты, метафоры, определять композицию в русских народных песнях. Расширить знание жанров лирики, поэтических средств худ.выразительности. | Формирование интереса к информационному поиску | Словарная работа, вырази-тельное чтение | Рассказ учителя с элемен-тами беседы, сопоставление литер. И фольклорных произв, | |||||
Лирическая песня («Цвели в поле цветики, да поблекли...», «Породила меня маменька...» | Знать: Исповедальность лирической песни, ей диалогичность. Образы «доброго молодца» и «красной девушки». Напевность и мелодичность песни. | Уметь: характери-зовать используемые в поэтическом тексте средств худ. выразительности; звукопись | построение речевого высказывания в устной и письменной форме | Выразительное чтение | Анализ, беседа, работа со словарем, прослушивание а/з | |||||
Р/р.Урок-посиделки. Русский фольклор | Закрепление изученного материала по теме «Фольклор» | Формирование понимания важности сохранения народной культуры, традиций,знание истории, языка, культуры своего народа. | поиск и выделение необходимой информации. Создание презентации. | Выразительное чтение, музыкальное исполнение, | Выступления учащихся, выставка работ. Создание сборника песен | |||||
«Романтика ужасов» в балладеВ.А. Жуковский. «Лесной царь» | Знать:Фантастический сюжет,диалогичность произведения, Начальные понятия о поэтической интонации.Диалогичность произведения. «Лесной царь» Жуковского и «Лесной царь» Гёте | Уметь:Анализировать эпизод текста, составлять план анализа, подбирать примеры, иллюстрирующие различные формы выражения авторской позиции. Сопоставлять два произведения | выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы | Тема для обсуждения. Два Лесных царя Баллада Жуковского - перевод или оригинальноепроизв. | Работа с текстами. Беседа по статье М. Цветаевой. Рассуждения. | |||||
Исторический сюжет в «Песне о Вещем Олеге» А.С.Пушкина | Знать летописный источник «Песни…», её балладный характер. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси | выделять этапы развития сюжета, находить сходство и различие с летописью и балладой | Анализ, построение логической цепи рассуждений | Выразительное чтение | Комментированное чтение, работа с репродукциями, устное рисование | |||||
Образ кудесника, его свободный правдивый дар, | Позиция Пушкина, своеобразие языка | различать образы рассказчика и автора-повествователя, находить позициюавтора,анализировать и оценивать поступки людей | Развитие внимания к смыслу слова в контексте | Повторение былина, баллада, сказка, песня | Беседа, сравнительный анализ | |||||
Р.р Письменный ответ на проблемный вопрос | - В чем сходство и различие летописи и баллады? | Владеть навыком письменного развернутого ответа на проблемный вопрос, | Умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности | Самостоятельная работа | ||||||
Литературная сказка.В.М.Гаршнн «Attalcaprinsceps» | Символика сказки. Средства создания сказочного повествованияСтремление к свободе главной героини. Дружба пальмы и маленькой травки. Нетрадиционное», сказочного финала. | Приводить примеры аллегории и олицетворения. | умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; | Устный ответ на проблемный вопрос «Можем ли мы считать пальму победительницей?» | Работа с текстом | |||||
13-14 | Снегурочка среди современных людей в сказкеВ.А. Каверина. «Легкие шаги». Две снегурочки | Приемы создания сказочных ситуацийСходство Насти с фольклорной Снегурочкой и отличия от нее | развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народа | уметь самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов | Комментированное чтение. Составл.сравнительной хар-ки | |||||
15-16 | Классик жанра литературной песни А.В. Кольцов. Роль картин природы в создании образов главных героев | Развитие понятия о пейзажной лирике, развитие понятия о звукописи, начальное представление о строфе. Фольклорные традиции в стихотворениях Кольцова. | построения поэтического произведения, уметь при чтении выражать тему, идею произведения, чувства автора, свое видение, выявлять художественно значимые изобразительно-выразительные средства языка поэта | Анализ, построение логической цепи рассуждений | Работа со средствами выразительности | чтение, анализ, беседа | ||||
РР Развернутый ответ на вопрос | Какие черты фольклора позаимствовали баллада и литературная песня. | умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли | развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия. | Индивидуальная работа | ||||||
18-20 | Образ путешественника в литературеД. Дефо. «Робинзон Крузо» Преобразование мира как жизненная потребность человека | История жизни Робинзона, его умение противостоять трудностям. | выделять этапы развития сюжета, различать образы рассказчика и автора-повествователя, | умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности | Фрагменты фильма | Комментированное чтение | ||||
21-23 | Образ мечты в книге А. Грина «Алые паруса» | Алые паруса как образ мечты. Дружная скромная жизнь Ассоль и Лонгрена. Встреча с "волшебником" - знак судьбы. Детство и юность Грея, его взросление и мужание Понятие о жанре феерии, | Составлять Сравнительную характеристикугероев.подбор цитат, иллюстрирующих роль антитезы в композиции повести, сопоставление повести и ее киноверсии | Формирование умения анализировать и оценивать поступки людей. | Сопоставление героев Фрагменты фильма | Составление таблиц, подбор цитат | ||||
24-25 | Литературные истоки детективного жанра.Э. По. «Золотой жук». | Поиски сокровищ.знать понятие о детективной литературе; особенности сюжета и композиции в детективе | Уметь определять в произведении элементы сюжета, композиции | умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли | Рассказ учителя, беседа, устное рисование, чтение | |||||
Р.Р. Сочинение «Мечта и приключения в жизни и литературе» | Владеть навыком письменного развернутого ответа на проблемный вопрос, владеть начальными навыками литературоведческого анализа | Сочинени е | Индивидуальная работа | |||||||
А.С. Пушкин. Слово о поэте «Узник» как выражение вольнолюбивых устремлений поэта. | Знать: вольнолюбивый характер стихотворения; интонационная окраска стихотворения Расширить знания биографии А.С.Пушкина, о его интересе к народной поэзии. | Уметь: выразительно читать; вступать в речевое общение | Развитие умения слышать позицию оппонента, анализировать её и аргументировать собственные выводы. | Рассказ учителя, с/р, анализ стихотворения | ||||||
Мотивы единства красоты природы и красоты человека. «Зимняя дорога», «Туча» | Знать: двусложные размеры стиха; понятие о параллелизме, олицетворении. | Уметь: характери-зовать используемые в поэтическом тексте стилистические средства, фигуры речи; характеризовать композицию | самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера | выразительное чтение | Беседа,, объяснение учителя, закрепление теоретических знаний. | |||||
Особенности пейзажа в стихотворенииЕ.А. Баратынского. «Водопад». | Сходство лирического героя и водопада. Особенности построения стихотворения. Прием звукописи | Уметь: характери-зовать используемые в поэтическом тексте стилистические средства, фигуры речи; характеризовать композицию | умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью | выразительное чтение | Анализ стихотворения | |||||
Тема красоты, гармонии и дисгармонии человека с миром в стихотворении М.Ю. Лермонтова. «Три пальмы». | содержание и тематику стихотворенияАллегорический смысл стихотворенияВыявление особенностей поэзии Лермонтова | Уметь: вырази-тельно читать поэтический текст; характеризовать стилистические средства | Анализ, построение логической цепи рассуждений | Подготовка к сочинению по анализу стихотворения Лермонтова. | Беседа, анализ стихотворения | |||||
Философский смысл пейзажной лирики С.А. Есенина. «В зимний вечер по задворкам»; «Сыплет черёмуха снегом»; «Край любимый! Сердцу снятся...»; «Топида болота». | Знать: сведения биографии. Особенности лирики Есенина, метафоричность языка | составлять устный и письменный сопоставительный анализ стихотворений, выявлять художественно значимые изобразительно-выразительные средства языка поэта | Уметь самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов | Конкурс на лучшее прочтение стихотворения | Беседа, анализ стихотворения | |||||
Символика пейзажных стихотворений.Б.Л. Пастернак. «Снег идет». Д.С. Самойлов. «Перед снегом». Е.А. Евтушенко «Идут белые снеги...» Б. Окуджава «Полночный троллейбус» | особенности пейзажа в стихотворениях разных авторов. Образы природы как средство раскрытия души лирического героя | составлять устный и письменный сопоставительный анализ стихотворений, выявлять художественно значимые изобразительно-выразительные средства языка | умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности, определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии. | Беседа, анализ стихотворения | ||||||
К.рСопоставительный анализ стихотворений. | Образ русской природы в стихах русских поэтов и романсах русских композиторов, Сопоставление проекта под руководством учителя альбома «Русская природа в стихотворениях русских поэтов 19 века, полотнах русских художников и романсах русских композиторов» | понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции | Сопоставление проекта альбома | |||||||
Образ поэта в лирике.В.В. Маяковский. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче | Особенности поэтики Маяковского. Его понимание роли поэта | Уметь определять стихотворный размер | Анализ, построение логической цепи рассуждений | Чтение анализ | ||||||
Провозглашение ценности поэтического творчества. М. Цветаева «Моим стихам…» В.Ф. Ходасевич. «Поэту». | Лирический герой в стихотворении | составлять устный и письменный сопоставительный анализ стихотворений, выявлять художественно значимые изобразительно-выразительные средства языка | выделять причинно-следственные связи в устных высказываниях, формулировать выводы | Сопорставительный анализ | ||||||
РР. Час поэзии. Выразительное чтение | развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия. | Чтение наизусть | ||||||||
А.С.Пушкин. История создания «Повестей Белкина». Сюжет и герои повестей. | Знать: содержание текста, историю создания повести; художественные особенности повести | Уметь: выполнять художественный пересказ отдельных эпизодов, отстаивать свою точку зрения; проводить сопоставительный анализ образов | Формирование критериев нравственной оценки человеческих поступков. | Слово учителя, беседа | ||||||
38-39 | А.С.Пушкин «Выстрел». Мастерство композиции повести | содержание текста, историю создания повести; рассказчик в повести, художественные особенности повести | выполнять художественный пересказ отдельных эпизодов, отстаивать свою точку зрения; проводить сопоставительный анализ эпизодов | Формирование критериев нравственной оценки человеческих поступков | Устное рассуждение на тему «Человек в противостоянии своей судьбе» | беседа | ||||
40-41 | М. Ю. Лермонтов. «Бородино». Патриотический пафос стихотворения | Знать содержание прочитанного произведения, историю его создания, определение пафоса | Определять роль эпитетов в поэтическом описании действия | связывать знания о прошлом с современным опытом | Беседа, наизусть | |||||
42-44 | Поэтизация народной жизни в повести.Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством». Комическое у Гоголя. | Знать: содержание прочитанного произведения, факты биографии писателя, историю создания цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки» | Уметь: составлять тезисы и план владеть различными видами пересказа; выявлять роль психологической детали, авторскую позицию; исследо-вать речевую ха-рактеристику героев | Формирование критериев нравственной оценки человеческих поступков | комментированное чтение, анализ | |||||
45-47 | И. С. Тургенев. «Муму». Нравственный облик Герасима.Протест против крепостничества в рассказе.Тургенев — мастер портрета и пейзажа | Знать: этапы жизни Тургенева; владеть понятием сюжетЖизнь в доме барыни. Герасим и барыня.Превосходство Герасима над челядью барыни. Герасим и Муму. | Уметь: составлять тезисы и план владеть различными видами пересказа; выявлять роль психологической детали, авторскую позицию; исследо-вать речевую ха-рактеристику героев | Формирование критериев нравственной оценки человеческих поступков | Пересказ эпизодов, составление плана, создание иллюстраций | Комментированное счтение | ||||
РРсочинение по рассказу «Муму». | Знать: основные нормы русского литературного языка | Уметь: создавать письменные высказывания, осуществлять выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей. | Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе | сочинение | Индивидуальная работа | |||||
РР. Любимые страницы классики. Составление отзыва. | Знать: основные нормы русского литературного языка | Уметь: анализиро-вать текст, высказывать и аргументироватьсвое отношение. | Построение речевого высказывания в устной и письменной форме | сочинение | Индивидуальная работа | |||||
Тема становления человеческого характера в повести С.Т. Аксакова«Детские годы Багрова-внука», | Знать содержание прочитанного произведения.Образы малой родины, родных людей как изначальный исток образа Родины, России | воспринимать и анализировать текст, определять жанр литературного произведения, формулировать идею, проблематику произведению, давать характеристику герою, аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению | Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей | Ком ментированное чтение, беседа | ||||||
51-52 | Л.Н.Толстой. «Детство». Автор и рассказчик. Образ Николеньки Иртеньева. | Из биографии писателя. Автобиографичность героя-повествователя. | Определять идейное содержание произве-дения | осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме | Решение читательских задач. | |||||
53-55 | М.Горький. Детство 1.Автобиографичность повести «Детство» 2.Праздничность жизни и торжество реального быта в повести. 3.Хорошие люди в повести «Детство». | История жизни М. Горького. Жизнь в доме Кашириных. Стремление людей выбраться из рамок быта. Цыганок. Книги в жизни Алеши | Владеть навыком развернутого ответа на проблемный вопрос,начальными навыками литературоведческого анализа | Формирование критериев нравственной оценки человеческих поступков | Ответ на проблемный вопрос | Комментированное чтение, беседаРешение читательских задач | ||||
К р творческий проект «Три воспоминания о детстве» | Содержание произведений Аксакова, Толстого, Горького | Уметь: откликнуться на прочитанное, высказать свою точку зрения, анализировать | Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; | Создание проекта в виде таблицы групповая работа | ||||||
Тема милосердия в рассказе Ю Яковлева «Багульник» | Детство как открытие мира, самосознания ребенка. Драматическое познание противоречий жизни | Уметь передавать собственные чувства от прочитанного | умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности. | Подбор цитат, иллюстрирующих общечеловеческое и национальное в произведениях | Беседа по рассказу | |||||
58-59 | А.Г.Алексин. «Мой брат играет на кларнете.» Ребенок в мире взрослых. Отстаивание правды, добра и справедливости. | Образ рассказчицы, отношение к ней. Форма дневника. | Уметь: откликнуться на прочитанное, высказать свою точку зрения, анализировать | Формирование критериев нравственной оценки человеческих поступков | Чтение произведения, работа над образом повести. Чтение и обсуждение, работа в группах. | |||||
60-63 | В.К.Железников. «Чучело» Личность и толпа. Дети и взрослые. Тема милосердия в повести Школьный кинотеатр сопоставление повести и фильма | Содержание повести и фильма | Уметь представить сюжет в виде плана, сформулировать основную мысль, рассказать о важнейших событиях от имени героя. | построение речевого высказывания в устной и письменной формеФормирование критериев нравственной оценки человеческих поступков | Обмен мнениями на читательской конференции | Решение читательских задач | ||||
64-65 | Взросление героя в рассказе Ю.Мориц «Всадник Алеша» | Знать содержание произведения. Символика названия | определять идейное содержание произве-дения; | решение проблем творческого и поискового характера | Решение читательских задач | |||||
К.р.Вариант 1 составление отзыва о самостоятельно прочитанном произведении (Ю.Яковлев «Рыцарь Вася») Вариант 2. Анализ стихотворения. | Умения составлять характеристики героев, анализировать стихотворения, пересказывать и анализировать эпизоды, высказывать свое отношение, использовать литературные термины. | построение речевого высказывания в устной и письменной форме | ||||||||
67-68 | Повторение, обобщение, итоговый контроль | Выразительное чтение стихотворений, выученных наизусть, устные пересказы произведений, сообщения о произведениях и литературных героях, Выявление уровня литературного развития учащихся по вопросам: | Умения составлять характеристики героев, анализировать стихотворения, пересказывать и анализировать эпизоды, высказывать свое отношение, использовать литературные термины. | Индивидуальные выступления, письменные работы, тесты |
69-70 – резервные часы на изучение тем, вызвавших наибольшее затруднение (25-30.05)
УМК по литературе
1. Стандарт основного общего образования по литературе.
2. Ланин Б.А., Устинова Л.Ю., Шамчикова В.М. и др. под ред. Ланина Б.А.Литература 6 класс. В двух частях. Москва.«Вентана-Граф», 2013г.
3. Ланин Б.А., Устинова Л.Ю., Шамчикова В.М. Литература. Рабочая тетрадь. В двух частях..Москва «Вентана-Граф», 2013 г.4.Рабочая тетрадь.
4. Литература. Тематическое планирование 5-11 классы. Н.В. Сиденко. Волгоград, Учитель – АСТ, 2004.