ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫСТУДЕНТОВ
Б3.Б.3 Теории обучения и воспитания ________
Код и наименование дисциплины в соответствии с Учебным планом
1. Шифр и наименование направления подготовки/ специальности:
050400 Психолого-педагогическое образование ________________________
2. Профиль подготовки/ специализация/магистерская программа:
пр.1 Специальная психология и педагогика
3. Квалификация (степень) выпускника: бакалавр _______________
4. Форма образования: очная ___________________________________________
5. Учебный год: 2014 /2015 __ Семестр(-ы): 3
6. Цели и задачи учебной дисциплины:
Цель изучения учебной дисциплины – формирование у бакалавров ценностного отношения к образовательной деятельности на основе знания ее научно-теоретических и социокультурных основ; формирование профессиональной готовности к решению задач обучения и воспитания в современных социокультурных условиях.
Основными задачами учебной дисциплины являются:
- вооружить будущего бакалавра знаниями теорий обучения и воспитания, определяющими практическое применение этих знаний в своей профессиональной деятельности.
- усвоение категориального аппарата;
- сформировать у студентов знания о современных концепциях и моделях обучения и воспитания;
- раскрыть внутреннее единство и специфику гуманистически ориентированных теорий обучения и теории воспитания, нацеленных на позитивную социализацию детей и молодежи, формирование их творческой индивидуальности, гражданственности, высоких нравственных идеалов и компетентности;
- формирование готовности к использованию знаний различных теорий обучения и воспитания для организации педагогического процесса.
7. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины:
а) общекультурные (ОК):
- способен использовать в профессиональной деятельности основные законы развития современной социальной и культурной среды (ОК-1);
- готов использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-4);
б) профессиональные (ПК):
- способен участвовать в построении и изменении индивидуальной образовательной траектории учащегося (ПКНО-3);
- готов организовать индивидуальную и совместную учебную деятельность учащихся, основанную на применении развивающих
образовательных программ (ПКНО-5);
- способен эффективно взаимодействовать с родителями, педагогами и психологами образовательного учреждения по вопросам воспитания, обучения и развития учеников (ПКНО-8);
- готов использовать знание различных теорий обучения, воспитания и
развития, основных образовательных программ для учащихся
дошкольного, младшего школьного и подросткового возрастов (ОПК-4)
8. Структура и содержание учебной дисциплины:
8.1 Объем дисциплины в зачетных единицах/часах в соответствии с учебным планом — ЗЕТ 4/144 часов.
8.2 Виды учебной работы:
Вид учебной работы | Трудоемкость (часы) | ||||
Всего | В том числе в интерактивной форме | По семестрам | |||
3 сем. | . | ….. | |||
Аудиторные занятия | |||||
в том числе: лекции | |||||
практические | |||||
лабораторные | |||||
Самостоятельная работа | |||||
Итого: | |||||
Форма промежуточной аттестации | экзамен | экзамен |
8.3. Разделы дисциплины и виды занятий:
№ п/п | Наименование раздела дисциплины | Виды занятий (часов) | |||
Лекции | Семинары / пр. занятия | Самостоятельная работа | Всего | ||
Психология и педагогика образовательной деятельности | |||||
Парадигмы образования | |||||
Базовые теории обучения | |||||
Современные теории обучения (дидактические концепции | - | ||||
Теории воспитания | |||||
Краткий обзор педагогических учений. | |||||
Итого: |
Распределение заданий для самостоятельной работы по темам
Тема | Задание | Форма представления задания | Кол-во часов |
Психология и педагогика образовательной деятельности | 1. Дать определение образовательная деятельность. Раскрыть взаимосвязь понятий «образование», «деятельность», «метадеятельность», «педагогика», «воспитание», «обучение», «развитие». Назвать подходы к оценке образовательной деятельности. 2. Представить графически общую схему образовательной деятельности. | 1.Выступление 2. Схема | |
Парадигмы образования | Подготовить доклады: Общая характеристика основных моделей образования: традиционной, рационалистической, гуманистической, неинституциональной, их актуальность и значимость в современном образовании. | Устные сообщения | |
Базовые теории обучения | Подготовить презентации на тему: Базовые теории обучения. Сущность и отличительные особенности исторически сложившихся теорий обучения: ассоциативной, проблемного обучения, поэтапного формирования умственных действий, теории учебной деятельности, развивающего обучения, проектного обучения. Актуальность и значимость данных теорий в современном образовании. Подготовить дайджест научных публика-ций по проблемам темы | Презентации, выступления Устные сообщения | |
Современные теории обучения (дидактические концепции | Подготовить рефераты по теме «Современные технологии обучения» (Направления современного обучения, Личностно-ориентированные технологии обучения) Круглый стол «Мой взгляд на смешанное обучение» | Устные сообщения, презентация, реферат Выступления, дискуссия | |
Теории воспитания | Подготовить презентации на тему: «Характеристика отечественных воспитательных систем», «современных авторских школ» Подготовить рефераты по теме Отражение психоаналитических теорий (А. Гезелл, З. Фрейд, А. Фрейд,Э. Эриксон); когнитивной теории (Ж. Пиаже, Л. Кольберг, Д. Дьюи); поведенческой (бихевиористской) теории (Д. Локк, Д. Уотсон, Б. Скиннер); биологической (генетической) теории (К. Лоренц, Д. Кеннел); социоэнергетической (культурно-родовой) теории (Л. С. Выготский, П. А. Флоренский, Д. Радьяр); гуманистической психологии (А. Маслоу, К. Роджерс и др.) в современных концепциях воспитания Подготовить дайджест научных публикаций по проблемам темы | Презентации, вы-ступления Устные сообщения, презентация, реферат Устные сообщения, | |
Краткий обзор педагогических учений. | Подготовить доклады: Прогрессивная российская педагогика как основа современной системы образования в России. К.Д. Ушинский Л.Н. Толстой П.Ф. Каптерев П.П. Блонский А.В. Луначарский Л.С. Выготский | Устные сообщения | |
итого |
10. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:
(список литературы оформляется в соответствии с требованиями ГОСТ и используется общая сквозная нумерация для всех видов литературы)
а) основная литература:
№ п/п | Источник |
Бордовская Н.В. Педагогика: учебник для вузов / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. – СПб.: Питер, 2012. – 304 с. | |
Загвязинский, В. И.Теория обучения и воспитания: учебник для бакалавров / В. И. Загвязинский, И. Н. Емельянова. – М.: Юрайт, 2012. — 314 с.. | |
Подласый И. П. Педагогика: учебник: учебное пособие по дисциплине "Педагогика и психология" (часть 1 "Педагогика") для студентов вузов, обучающихся по педагогическим специальностям / И.П. Подласый. – М.: Высш. Образование, 2010. – 54 с. | |
Столяренко Л.Д. Педагогическая психология / Л.Д. Столяренко. – Ростов н/Д.: Феникс, 2011. – 541 с. |
б) дополнительная литература:
№ п/п | Источник |
Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. / Б.Г. Ананьев // Избр. психол. труды: В 2 т. – М., 1980. – Т. 1.- 380с. | |
Антология педагогической мысли России второй половины Х1Х – начала ХХ в. / [cост. А.И. Пискунов]. – М.: Педагогика, 1990. – 245 с. | |
Брушлинский А. В. Психология мышления и проблемное обучение / А. В.Брушлинский. - М.: Знание, 1983. – 96 с. | |
Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. /Л.И. Божович – М.: Просвещение, 1968. –С. 247—292. | |
Волков Л.С. Личность и гуманизм: Перспективы развития личности в гуманистическом обществе. / Л.С. Волков // Соц.-гуманит. знания. – 1999. – № 1. – С. 135-149 | |
Выготский Л.С. Антология гуманной педагогики. / Л.С. Выготский. - М.: Смысл, 2002 – 178с. | |
Выготский Л.С.Психология развития человека./ Л.С. Выготский — М.: Смысл; Эксмо, 2005. — 1136 с. | |
Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский [ под ред. В.В. Давыдова]. – М.: АСТ: Астрель: Хранитель, 2008. – 671 с. | |
Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения / В.В. Давыдов. – М.: Просвещение, 1986. – 234 с. | |
Гальперин П.Я. Несколько разъяснений к гипотезе умственных действий // Вопросы психологии. 1960. № 4. С. 141–148. | |
Гальперин П.Я. Введение в психологию: Учебное пособие для вузов. / П.Я. Гальперин М.: «Книжный дом «Университет», 1999. - 332 с. | |
Ильясов И.И. Структура процесса учения. / И.И. Ильясов - М.: МГУ, 1986. - 200 с. | |
Занков Л.В. Избранные педагогические труды / Л.В. Занков. – М.: Новая школа, 1996. – 432 с. | |
Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов. /И.А. Зимняя. – М.: Логос, 2001. – 384с. | |
Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников. / В.А. Крутецкий - М.: Просвещение. – 1976. – 300 с. | |
Кудрявцев В.Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. /В.Т. Кудрявцев – М.: Знание, 1991. -80 с. | |
Коменский Я.А. Великая дидактика / Я.А. Коменский. – Т.1. – М.: Педагогика, 1984. – 289 с. | |
Куписевич Ч. Основы общей дидактики / Ч. Куписевич. – М.: Высш. шк., 1986. – 368 с. | |
Краевский В.В. Основы обучения. Дидактика и методика: учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений / В.В. Краевский, А.В. Хуторской. – М.: Академия, 2008. – 352 с. | |
Кукушин В.С. Теория и методика воспитательной работы: учеб. пособие/ В.С. Кукушин. – ростов н/Д: «МарТ»; Феникс, 2010.-352 с. | |
Макаренко, А. С. Педагогические сочинения: в 8 т.:Т. 1 / А.С. Макаренко. - М.: Педагогика, 1983. - 366 с.: | |
Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе / М.И. Махмутов. – М.: Просвещение, 1977. – 92 с. | |
Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: учеб. для студ. высш. и сред. учеб. заведений / С.А. Смирнов [и др.]. – М.: Академия, 1999. – 512 с. | |
Сергеева В.П. Технология деятельности классного руководителя в воспитательной си-стеме школы: Монография. /В.П. Сергеева. – М.: ЦГЛ, 2004 – 128 с. | |
Сластенин В.А. Педагогика: Инновационноая деятельность / В.А. Сластенин, Л.С. Подымова. – М.: Академия, 1997. – 214 с. | |
Сухомлинский В. А. Избранные педагогические сочинения: в 3 т.:Т. 1 / В.А. Сухомлинский. - М.: Педагогика, 1979. - 558 с | |
Степанов Е.В. Личностно ориентированный подход в педагогической деятельности. / Е.В. Степанов // Воспитание школьников. – 2003. – № 2. – С. 2-5 | |
Хуторской А.В. Современная дидактика: учебник для вузов / А.В. Хуторской. – СПб.: Питер, 2001. – 544 с. | |
Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии / К.Д. Ушинский. – Ленинград: Издательство Академии педагогических наук, 1989. -346с. | |
Ушинский, К. Д. Педагогические сочинения: в 6 т. Т. 1 / К.Д. Ушинский. - М.: Педагогика, 1988. – 414 с. |
в) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:
№ п/п | Источник |
Электронный каталог Научной библиотеки Воронежского государственного университета. – (http // www.lib.vsu.ru/). | |
Социальные и гуманитарные науки. Философия и социология: Библиогр. база данных. 1981–2009 гг. / ИНИОН РАН. – М., 2009. – (CD–ROM). | |
Российское образование. Федеральный портал: образовательные учреждения, программы, стандарты, фонды, конкурсы, мероприятия, тесты и мн.др. -- https://edu.ru/ |
11. Критерии аттестации самостоятельной работы по итогам освоения дисциплины:
Оценка | Критерии оценок экзамена |
Отлично | Оценки «отлично»заслуживает студент, который обнаруживает систематические и глубокие знания учебного материала и материала по самостоятельной работе, владеет базовыми понятиями, свободно выполняет задания, предусмотренные программой; проявляет творческие способности в изложении, понимании программного материала. Способен преломлять теоретические знания к практике будущей профессиональной деятельности. |
Хорошо | Оценки «хорошо»заслуживает студент, который обнаруживает полное знание учебного материала, ориентируется в базовых понятиях, успешно выполняет задания, предусмотренные программой, включая самостоятельную работу. Освоил основные закономерности курса в их значении для приобретаемой профессии. В целом способен преломлять теоретические знания к практике будущей профессиональной деятельности. |
Удовлетворительно | Оценки «удовлетворительно»заслуживает студент, который обнаруживает знание основного учебного материала и материала. Предложенного для самостоятельного,опускает погрешности в ответе и при выполнении заданий. Испытывает затруднения в соотнесении теоретических знаний с практикой будущей профессиональной деятельности. |
Неудовлетворительно | Оценка «неудовлетворительно»выставляется студенту, который обнаруживает пробелы в знаниях основного учебного материала и материала для самостояельного изучения, не владеет базовыми категориями курса, не выполняет задания, предусмотренные программой. |
Ответственный исполнитель
Доцент кафедры педагогики
и педагогической психологии _______ Кривотулова Е.В. 30.08.2014
должность, подразделение подпись расшифровка подписи