Семинар 1. Основные направления инновационного поиска и научно-методической деятельности специалиста в области физической культуры и спорта
1. Основные принципы государственной политики в области образования.
2. Стратегия обновления и развития российского образования
3. Свойства и цели современного образования
Основные принципы государственной политики в области образования.
Основные положения государственной политики в области образования установлены в Законе РФ «Об образовании».
Государственная политика в области образования основывается на следующих принципах:
§ Гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважение к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье.
§ Единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства.
§ Общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников.
§ Светский характер образования в государственных и муниципальных учреждениях.
§ Свобода и плюрализм в образовании.
§ Демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений.
Система образования согласно Закону РФ «Об образовании» представляет собой совокупность взаимодействующих: преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов; органов управления образованием и подведомственных учреждений и организаций.
Цель системы образования – обеспечить право человека на образование. Критерием эффективности деятельности такой системы является уровень образованности граждан – воспитанности и обученности.
Стратегия обновления и развития российского образования
Принципы государственной политики в области образования определяют главную стратегию обновления и развития российского образования: гуманизацию и гуманитаризацию системы образования.
Гуманизация образования является не только отражением социокультурных изменений современного российского общества, но и развитием гуианистических образовательных тенденций в глобальном масштабе.
Гуманизация образования – распространение идней гуманизма на содержание, формы и методы; обеспечение с помощью образовательного процесса свободного и всестороннего развития личности, ее деятельностного участия в жизни общества.
Стратегия гуманизма современной системы образования в России предполагает модернизацию старой советской системы, которая была «авторитарной», осуществлявшей жестко управляемый и контролируемый процесс воспитания, подавляющий потребности, интересы ученика во имя реализации целей коллектива на основе политизированных, идеологических воспитательных целей и ценностей общества.
Гуманитаризация образования – установление гармоничного равновесия между ествественно-математическими циклами в обучении с целью развития в каждом обучаемом духовно богатой личности, умеющей противостоять технократизму и бесчеловечности: увеличение доли человековедческих и общечеловеческих наук.
Ориентиры современного образования:
1.Изменение целей образования; определение целей образования как социально-личностные, ориентированные на гармоническое сочетание социальных ценностей и ценностей личностно-индивидуальных. Образование ориентировано на развитие личности и индивидуальности растущего человека, на реализацию заложенных в нем возможностей. Ведущей в законе РФ «Об Образовании» выдвинута задача самоопределения и самореализации личности, формирования личности, здоровой, социально устойчивой, мобильной, адаптирующейся, способной вырабатывать, изменять собственную стратегию в меняющихся обстоятельствах жизни, и затем задача развития гражданского общества, укрепления, совершенствования правового государства.
2. Изменение содержания образования: увеличение его культурологической базы, повышение роли гуманитарного знания, движение от обязательного, одинакового для всех содержания к вариативному, дифференцированному, к оригинальным авторским программам, курсам, учебникам.
3. Изменение форм организации образования и типов образовательных учреждений: гимназии, лицеи, колледжи и т.д.
4. Изменение функций образования: возрастание многофункциональности образования. Образование призвано выполнять функции: образовательную, воспитывающую, развивающую, поисково-исследовательскую, диагностическую, культуро-творчества, социальной защиты педагогов и учащихся и др.
5. Изменение управления образовательными системами: повышение роли регионального и местного факторов в образовании.
6. Изменение системы воспитательной работы в образовательном учреждении: переход от авторитарного воспитания к гуманистическому, ненасильственному, свободному, основанному на взаимном доверии воспитателей и воспитанников.