Ход экскурсии
I Вводная беседа
Учитель: Сегодня у нас необычное занятие. Мы отправляемся путешествовать по лесу вместе с самым красивым временем года, а какое это время года, вы скажите сами, отгадав загадку.
Пришла без красок и без кисти,
И перекрасила все листья.
Учитель: Догадались? Правильно – это осень. Вот она красавица Осень. (Появляется мама одного из учеников в костюме Осени).
Осень: Я очень рада, что вы меня узнали и пришли ко мне в гости.
Сегодня мы с вами попутешествуем по осеннему лесу, полюбуемся разноцветными красками золотой осени, самого яркого, хотя и короткого периода – листопада. Послушаем, как шуршат падающие листья, шумит ветерок в ветвях, весело посвистывают птички. Но чтобы все это увидеть и услышать в лесу, нужно хорошо себя вести. Расскажите, какие правила поведения нужно соблюдать в лесу?
Ребята вспоминают правила поведения в лесу:
1. Умей вести себя в лесу, на прогулке, за городом: не кричи, не пугай диких животных. Они любят добрых детей.
2. Не рви цветы, за тобой пройдут сотни людей, и им тоже будет приятно видеть цветы.
3. Не ломай зря деревья, не делай на них вырезки. От этого они сохнут и погибают.
4. Не лови ради забавы бабочек, муравьёв и других животных.
5. Не сори в лесу. Убирай за собой мусор и стеклянную посуду.
6. Пожар в лесу может возникнуть от брошенной стекляшки.
Осень: Но прежде, чем начать наше путешествие необходимо получить пропуск в лес. Отгадайте загадки о тех деревьях, которые нам встретятся на пути. Чем быстрее вы это сделаете, тем быстрее мы начнем путешествовать.
Русская красавица стоит на поляне,
В зеленой кофточке, в белом сарафане.
Ответ: Береза.
Никто не пугает, а вся дрожит.
Ответ: Осина.
Вроде сосен, вроде елок,
А зимою без иголок.
Ответ: Лиственница.
Зимой и летом - одним цветом.
Ответ: Сосна, ель.
Не загадка это даже,
Сразу назовем,
Если только кто-то скажет -
Желуди на нем!
Ответ: Дуб.
Кудри в речку опустила и о чем-то загрустила,
А о чем грустит, никому не говорит.
Ответ: Ива.
II Путешествие по лесу
Остановка № 1 «В мастерской художницы Осени»
Учитель: Первая наша остановка называется « В мастерской художницы Осени». Давайте полюбуемся яркими красками расписного осеннего шатра.
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
И. Бунин
Осень: Попробуйте сосчитать, сколько цветов и оттенков вы видите на листьях деревьев и кустарников?
Осень: Обратите внимание, что листья разных деревьев отличатся по цвету. Посмотрите, какого цвета листья на березе?
Осень: На клене?
Осень: На рябине?
Осень: На осине?
Осень: На сирени?
Осень: Правильно, на березе и липе листья – желтые, на клене, рябине, осине – красные, даже с фиолетовыми оттенками. А зелеными листья часто остаются на кустах сирени до самых морозов.
Учитель: А знаете, отчего листья желтеют?
Учитель: Летом листья зеленые потому, что в них содержится много зеленого красящего вещества — хлорофилла. Помимо него, в листьях находятся и другие красящие вещества желтого и красного цвета. Но зеленого вещества так много, что летом оно заглушает все другие оттенки. Это зеленое вещество очень важное для растения и очень интересное. В процессе жизни растения оно постепенно разрушается, но под действием солнечного света вновь образуется. Летом солнце светит долго, солнечного света много, и лист все время остается зеленым. А осенью день становится короче, растения получают меньше солнечного света. Зеленое красящее вещество в листьях разрушается, и не успевает восстановиться. Зеленый цвет в листьях убывает. И листья окрашиваются по-разному. Там, где больше вещества желтого цвета, они желтеют, а где больше красного цвета, краснеют. А поскольку в листьях количество красящих веществ разное, то растения и раскрашиваются множеством разнообразных оттенков.
Учитель: А теперь посмотрите на листья сирени и ольхи, какого они цвета?
Учитель: Почему они осенью не меняют свою окраску?
Учитель: Правильно, потому что в листьях этих деревьев, кроме зеленого других красящих веществ нет.
Осень: А вы знаете, что лесной воздух богат кислородом и очень полезен и для зверей, и для человека. Он отличается чистотой и содержит полезные вещества, которые, губительно действуют на болезнетворные микробы. Поэтому подышать чистым лесным воздухом полезно для здоровья.
Учитель: Вспомните, какое дыхание – через нос или через рот – полезнее и почему?
Учитель: Привыкайте дышать через нос, особенно если погода прохладная: холодному воздуху необходимо согреться в ваших теплых носиках, прежде чем он попадет в легкие.Давайте сделаем дыхательную гимнастику, тем самым укрепим здоровье. (Дети становятся в круг).
Дыхательная гимнастика
«Часики»
Стоя, ноги слегка расставлены, руки опущены. Размахивая прямыми руками вперtд и назад, произносить «тик-так» 10 раз.
«Вырасти большой»
Стойка, ноги вместе, руки вдоль туловища. Поднять руки вверх, потянуться, подняться на носки – вдох; опустить руки вниз, опуститься на всю ступню - выдох. Произнести «у-х-х-х-х». 5 раз.
«Насос»
Ноги вместе, руки вдоль туловища. Вдох – наклон туловища влево, левая рука скользит вверх, правая вниз; выдох – возвращение в и. п., произнося «сссс». То же самое в др. сторону. 7 раз.
«Паровозик»
Встать друг за другом и медленно, проходя по кругу, делать попеременные круговые движения, приговаривая «чух-чух-чух». 30 секунд.
«Лыжник»
Ходьба по кругу с имитацией ходьбы на лыжах. Выдох через нос с произнесением звука «м-м-м». 2 минуты.
«Гуси летят»
Медленно двигаться друг за другом по кругу. На вдох – руки в стороны, на выдох – вниз, с произнесением длительного звука «гу-у». 2 минуты.