Применяя компьютерные обучающие программы, и педагоги, и родители должны помнить, что существуют определенные ограничения по времени. Так, детям 3-5 лет не рекомендуется сидеть перед экраном больше 20 минут, а детям 6-7 лет можно увеличить время ежедневной игры до получаса.
В качестве возможной программы использования компьютерных программ в домашних условиях можно рекомендовать следующую систему реабилитационной направленности для детей в возрасте 4-5 лет.
Поставленные коррекционно-развивающие задачи:
· коррекция зрительного восприятия;
· формирование зрительно-моторной координации;
· развитие пространственных представлений.
Ход занятия:
Вводная часть (работа педагога)
Развитие системы «Глаз – рука».
Цель: подготовка руки и зрительного анализатора к работе на компьютере. Педагог предлагает игровое задание «Цветные шнуровки». В процессе решения дидактической задачи подбираются цветные шнурки нужного размера, и «вышивается» определенная часть картинки. Закрепляются сенсорные эталоны (цвет и величина), развивается внимание, а так же точность движения рук и пальцев.
Основная часть: (в медицинском кабинете)
Предлагается набор компьютерных дидактических заданий с целью закрепления сенсорных эталонов (цвет, величина), формирования осознанности зрительного восприятия и развития зрительно – моторной координации.
Игра «Меньше – больше»
Цель: формирование сенсорных эталонов (величина), развитие точности ручных движений.
Выполнение: Предлагается при помощи курсора отбирать предметы по величине: большие и маленькие.
По окончанию игры ребенок оценивает результат своей работы.
Отмечаются достижения ребенка в сравнении с аналогичными заданиями выполняемыми ранее. При отсутствии положительной динамики намечаются пути коррекции. Врач при ребенке (это важно) дает рекомендации педагогу для индивидуальной работы в группе.
Игра «Раскрась картинку»
Цель: развитие осознанного восприятия, точности ручных движений, формирование умения ориентироваться в микропространстве.
Выполнение: Предлагается при помощи курсора раскрашивать картинку. Дети 4-х лет подбирают цветовые решения самостоятельно, называя, какой цвет они выбирают. Дети 4,5 – 5 лет выполняют задание по словесной инструкции.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, в данной работе определена роль информационных технологий в развитии и обучении детей с нарушениями зрения, проанализированы особенности использования компьютерных игр для лечения, коррекции и профилактики зрительной патологии, изучена программа реабилитационной направленности для детей с нарушениями зрения 4-5 лет. На основании изложенного можно сделать ряд выводов.
Сегодня информационные компьютерные технологии можно считать тем новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития ребенка, повышающим эффективность организации образовательного процесса.
Игровые компоненты, включенные в мультимедиа программы, повышают интерес детей к обучению, активизируют их познавательную деятельность, улучшают процесс усвоения материала и способствуют развитию образного мышления. Компьютерные программы также вовлекают детей в развивающую деятельность, ставя перед ребенком и помогая ему решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность и ведущую для дошкольника деятельность – игру в процессе индивидуального обучения.
Применение компьютерной техники делает занятие привлекательным и по-настоящему современным, вызывает у детей эмоциональный подъем. Компьютерные игры становятся средством для обучения важным аспектам коммуникации, необходимой для совместной деятельности ребенка с педагогом и его сверстниками.
Результаты обследований (офтальмологических и психолого-педагогических) позволяют утверждать, что внедрение игровых компьютерных программ эффективно для офтальмологического лечения детей с нарушением зрения и закрепления результатов такого лечения; у детей 3 - 5 лет развиваются интеллектуальные и моторные навыки и умения. Наработанные в такой деятельности навыки и умения служит базисом для дальнейшего более сложного офтальмологического лечения на специальной аппаратуре.[4]
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ермаков В.П. Развитие. Обучение и воспитание детей с нарушением зрения / В. П. Ермаков. – М, 2008. – С. 110-118.
2. Крючкова О.Г. Использование информационных технологий в обучении людей со специальными образовательными потребностями/
О.Г. Крючкова [Электронный ресурс]. – 2010. – Режим доступа: https://festival.1september.ru/articles/415766/
3. Кукушкина, О.И. Применение информационных технологий в специальном образовании / О.И. Кукушкина // Специальное образование: состояние, перспективы развития. Тематическое приложение к журналу “Вестник образования”. – 2003. – № 3. – С. 67–76.
4. Подугольникова, Т.А. Развитие способности к зрительному поиску и локализации объектов с помощью компьютерной программы «Цветок» у детей дошкольного возраста с функциональными нарушениями бинокулярного зрения / Т.А. Подугольникова, Е.А. Козлова, М.Ф. Носова, Н.В. Самохин// Дефектология. – 2007. – № 7. – С. 67–76.
[1] Крючкова О.Г. Использование информационных технологий в обучении людей со специальными образовательными потребностями/О.Г. Крючкова [Электронный ресурс]. – 2010. – Режим доступа: https://festival.1september.ru/articles/415766/
[2] Ермаков В.П. Развитие. Обучение и воспитание детей с нарушением зрения. – М, 2008. – С. 112.
[3] Кукушкина, О.И. Применение информационных технологий в специальном образовании / О.И Кукушкина // Специальное образование: состояние, перспективы развития. Тематическое приложение к журналу «Вестник образования». – 2003. – № 3. – С. 69.
[4] Подугольникова, Т.А. Развитие способности к зрительному поиску и локализации объектов с помощью компьютерной программы «Цветок» у детей дошкольного возраста с функциональными нарушениями бинокулярного зрения / Т.А. Подугольникова, Е.А. Козлова, М.Ф. Носова, Н.В. Самохин// Дефектология. – 2007. – № 7. – С. 70.