Планируемые результаты освоения учебного предмета «Музыка».
Личностные результаты освоения АООП НОО обучающимися с ЗПР включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции, социально значимые ценностные установки, необходимые для достижения основной цели современного образования — введения обучающихся с ЗПР в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР личностные результаты освоения АООП НОО должны отражать:
ü осознание себя как гражданина России, формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
ü формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей;
ü формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
ü овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
ü принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
ü способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
ü формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
ü развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально - нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
ü развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
ü формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям
ü развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
ü овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
ü владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального
ü взаимодействия, в том числе с использованием информационных технологий;
ü способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временнопространственной организации.
Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями (составляющими основу умения учиться) и межпредметными знаниями, а также способность решать учебные и жизненные задачи и готовность к овладению в дальнейшем АООП основного общего образования.
С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР метапредметные результаты отражают:
ü овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, коллективного поиска средств их осуществления;
ü формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
ü формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
ü использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
ü овладение навыками смыслового чтения доступных по содержанию и объему художественных текстов и научно-популярных статей в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
ü овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям на уровне, соответствующем индивидуальным возможностям;
ü готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
ü определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
ü готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
ü овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
ü овладение некоторыми базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой предметной области, готовность их применения. С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР предметные результаты отражают:
ü формирование первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека;
ü формирование элементов музыкальной культуры, интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности, формирование элементарных эстетических суждений;
ü развитие эмоционального осознанного восприятия музыки, как в процессе активной музыкальной деятельности, так и во время слушания музыкальных произведений;
ü формирование эстетических чувств в процессе слушания музыкальных произведений различных жанров;
ü использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкальнопластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации.
Содержание учебного предмета.
Россия — Родина моя
Интонационно-образная природа музыкального искусства. Средства музыкальной выразительности (мелодия). Различные виды музыки-инструментальная. Песенность.
Композитор - исполнитель - слушатель. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия). Сочинения отечественных композиторов о Родине. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, аккомпанемент). Формы построения музыки (освоение куплетной формы: запев, припев). Нотная грамота как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты. Знакомство учащихся с государственными символами России: флагом, гербом, гимном, с памятниками архитектуры столицы: Красная площадь, храм Христа Спасителя. Музыкальные образы родного края.
День, полный событий.
Тембровая окраска наиболее популярных музыкальных инструментов. Музыкальные инструменты (фортепиано). Элементы нотной грамоты.
Музыкальные инструменты. Интонационно-образная природа музыкального искусства. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Колокольные звоны России. Святые земли Русской. Праздники Православной церкви. Рождество Христово. Молитва.
«О России петь – что стремиться в храм».
Музыкальный материал
«Великий колокольный звон» из оперы «Борис Годунов». М. Мусоргский.
Кантата «Александр Невский», фрагменты: «Песня об Александре Невском», «Вставайте, люди русские». С. Прокофьев.
Народные песнопения о Сергии Радонежском. «Утренняя молитва», «В церкви». П. Чайковский. «Вечерняя песня». А. Тома, слова К. Ушинского.
Народные славянские песнопения: «Добрый тебе вечер», «Рождественское чудо», «Рождественская песенка». Слова и музыка П. Синявского.
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»
Мотив, напев, наигрыш. Оркестр русских народных инструментов. Вариации в русской народной музыке. Музыка в народном стиле. Обряды и праздники русского народа: проводы зимы, встреча весны. Опыты сочинения мелодий на тексты народных песенок, закличек, потешек. Музыкальный материал
Плясовые наигрыши: «Светит месяц», «Камаринская». «Наигрыш». А. Шнитке.
Русские народные песни: «Выходили красны девицы», «Бояре, а мы к вам пришли». «Ходит месяц над лугами». С. Прокофьев. «Камаринская». П. Чайковский. Прибаутки. В. Комраков, слова народные. Масленичные песенки. Песенки-заклички, игры, хороводы.
В музыкальном театре.
Опера и балет. Песенность, танцевальность, маршевость в опере и балете. Симфонический оркестр. Роль дирижера, режиссера, художника в создании музыкального спектакля. Темы-характеристики действующих лиц. Детский музыкальный театр. Музыкальный материал
«Волк и семеро козлят», фрагменты из детской оперы-сказки. М. Коваль. «Золушка», фрагменты из балета. С. Прокофьев. «Марш» из оперы «Любовь к трем апельсинам». С. Прокофьев. «Марш» из балета «Щелкунчик». П. Чайковский. «Руслан и Людмила», фрагменты из оперы. М. Глинка. «Песня-спор». Г. Гладков, слова В. Лугового.
В концертном зале.
Музыкальные портреты и образы в симфонической и фортепианной музыке. Развитие музыки. Взаимодействие тем. Контраст. Тембры инструментов и групп инструментов симфонического оркестра. Партитура.
Музыкальный материал
Симфоническая сказка «Петя и волк». С. Прокофьев. «Картинки с выставки». Пьесы из фортепианной сюиты. М. Мусоргский. Симфония № 40, экспозиция 1-й части. В.-А. Моцарт. Увертюра к опере «Свадьба Фигаро». В.-А. Моцарт. Увертюра к опере «Руслан и Людмила». М. Глинка. «Песня о картинах». Г. Гладков, слова Ю. Энтина.
Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье.
Композитор — исполнитель — слушатель. Музыкальная речь и музыкальный язык. Выразительность и изобразительность музыки. Жанры музыки. Знакомство с творчеством отечественных композиторов. Выразительность и изобразительность в музыке. Песенность, танцевальность.
Мир ребенка в музыкальных интонациях, образах. Песня, танец и марш как три основные области музыкального искусства, неразрывно связанные с жизнью человека.Песенность, танцевальность, маршевость. Основные средства музыкальной выразительности (ритм, пульс).
4. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности.
Название раздела (количество часов) | Характеристика основных видов деятельности обучающихся | |
Россия — Родина моя (3 часа) | Размышлять об отечественной музыке, ее характере и средствах выразительности. Подбирать слова, отражающие содержание музыкальных произведений. Воплощать характер и настроение песен о Родине в своем исполнении на уроках. Воплощать художественно – образное содержание музыки в пении, слове, пластике, рисунке. Исполнять Гимн России. Закреплять основные термины и понятия музыкального искусства. Исполнять мелодии с ориентацией на нотную запись. Расширять запас музыкальных впечатлений в самостоятельной творческой деятельности. | |
День, полный событий. (6 часов). | Распознать и эмоционально откликаться на выразительные и изобразительные особенности музыки. Выявлять различные по смыслу музыкальные интонации. Определять жизненную основу музыкальных произведений. Воплощать эмоциональные состояния в различных видах музыкально- творческой деятельности: пение, игра на детских инструментах, импровизация соло, в ансамбле, оркестре, хоре; сочинение. Соотносить графическую запись музыки в их взаимосвязи и взаимодействии. Понимать основные термины и понятия музыкального искусства. Применять знания основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения и в исполнительской деятельности.. Определять выразительные возможности фортепиано. Соотносить содержание и средства выразительности музыкальных образов. Выполнять творческие задания. Различать особенности построения музыки. Инсценировать песни и пьесы программного характера. Передавать в исполнении характер народных и духовных песнопений. Эмоционально откликаться на живописные, музыкальные и литературные образы. | |
«О России петь – что стремиться в храм». (5 часов). | Сопоставлять средства выразительности музыки и живописи. Передавать с помощью пластики движений, музыкальных инструментов разный характер колокольных звонов. Исполнять рождественские песни на уроке и дома. Интонационно - осмысленно исполнять сочинения жанров и стилей. Выполнять творческие задания. | |
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (4 часа). | Разыгрывать народные игровые песни, песни – диалоги, песни - хороды. Общаться взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного воплощения фольклора. Осуществлять опыты сочинения мелодий, ритмических, пластических и инструментальных импровизаций на тексты народных песенок, попевок, закличек. Исполнять выразительно, интонационно – осмысленно народные песни, танцы, инструментальные наигрыши на традиционных праздниках. Подбирать простейший аккомпанемент к песням, танцам твоего народа и других народов России. Узнавать народные мелодии в сочинениях русских композиторов. Выявлять особенности традиционных праздников народов России. Различать, узнавать народные песни разных жанров и сопоставлять средства выразительности. Создавать музыкальные композиции на основе образцов отечественного музыкального фольклора. Использовать полученный опыт общения с фольклором в досуговой и внеурочной формах деятельности. Интонационно осмысленно исполнять русские народные танцы и песни, наигрыши разных жанров. Выполнять творческие задания. | |
В музыкальномтеатре (5 часов) | Эмоционально откликаться и выражать свое отношение к музыкальным образам оперы и балета. Выразительно, интонационно – осмысленно исполнять темы действующих лиц опер и балетов. Участвовать в ролевых играх, в сценическом воплощении отдельных фрагментов музыкального спектакля. Рассказывать сюжеты литературных произведений, положенных в основу знакомых опер и балетов. Выявлять особенности развития образов. Оценивать собственную музыкально – творческую деятельность. | |
В концертномзале. (5 часов) | Узнавать тембры инструментов симфонического оркестра и сопоставлять их с музыкальными образами симфонической сказки. Понимать смысл терминов: партитура, увертюра, сюита. Участвовать в воплощении музыкальных образов. Выявлять выразительные и изобразительные особенности музык в их взаимодействии. Соотносить характер музыки с ее нотной записью. | |
Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье. (6 часов) | Понимать триединство деятельности композитора – исполнителя – слушателя. Анализировать художественно – образное содержание, музыкальный язык произведений мирового музыкального искусства. Исполнять различные по образному содержанию образцы профессионального и музыкально – поэтического творчества. Оценивать собственную музыкально – творческую деятельность и деятельность одноклассников. Узнавать изученные музыкальные произведения. Назвать и объяснять основные термины и понятия музыкального искусства. Определять взаимосвязь выразительности и изобразительности в музыкальных и живописных произведениях. Проявлять интерес к концертной деятельности известных исполнителей и коллективов, музыкальным конкурсам и фестивалям. Участвовать в концертах и конкурсах. Составлять афишу и программу урока – концерта. | |
Итого: | 34 часа |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Поурочное планирование.
№ п/п | Тема | Календарная дата | Фактическая дата |
Мелодия. | |||
Гимн России. | |||
Здравствуй, Родина моя! | |||
Музыкальные инструменты. | |||
Урок – экскурсия. Природа и музыка. Прогулка. | |||
Танцы, танцы, танцы… | |||
Эти разные марши. Звучащие картины. | |||
Урок – викторина «Колыбельные песни» Расскажи сказку. Колыбельные. Мама. | |||
Урок игра «В мире музыки». Обобщающий урок. | |||
Великий колокольный звон. Звучащие картины. | |||
Русские народные инструменты. | |||
Святые земли русской. Князь Александр Невский. Сергий Радонежский. Молитва. | |||
Урок – путешествие. С Рождеством Христовым! | |||
Контрольная работа за 1 полугодие. | |||
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» | |||
Урок- игра Плясовые наигрыши. Разыграй песню. | |||
Музыка в народном стиле. Сочини песенку. | |||
Масленичные песенки, песенки-заклички, хороводы. | |||
Проводы зимы. Встреча весны. | |||
Детский музыкальный театр. Опера. | |||
Урок – путешествие. Балет. | |||
Театр оперы и балета. Волшебная палочка дирижера. | |||
Опера «Руслан и Людмила» Сцены из оперы. | |||
Увертюра. Финал. | |||
Симфоническая сказка. С. Прокофьев «Петя и волк». | |||
Картинки с выставки. Музыкальное впечатление. | |||
«Звучит нестареющий Моцарт». | |||
Симфония № 40. Увертюра. | |||
Волшебный цветик - семицветик. Музыкальные инструменты (орган). И все это – Бах. | |||
Все в движении. Попутная песня. Музыка учит людей понимать друг друга. | |||
Два лада. Легенда. | |||
Природа и музыка. Печаль моя светла. | |||
Могут ли иссякнуть мелодии? Урок игра «Музыка Весны». | |||
Итоговый урок. |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
Учащийся научится:
ü слова и мелодию Гимна России;
ü выразительность и изобразительность музыкальной интонации;
ü смысл понятий: «композитор», «исполнитель», «слушатель»;
ü названия изученных жанров и форм музыки;
ü образцы музыкального фольклора, народные музыкальные традиции родного края (праздники и обряды);
ü названия изученных произведений и их авторов;
ü наиболее популярные в России музыкальные инструменты; певческие голоса, виды оркестров и хоров;
Учащийся получит возможность научиться:
ü узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов;
ü определять на слух основные жанры музыки (песня, танец и марш);
ü определять и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности
ü (мелодия, ритм, темп, тембр, динамика) в музыкальных произведениях (фрагментах); -передавать настроение музыки и его изменение: в пении, музыкально- пластическом движении, игре на музыкальных инструментах;
ü исполнять в хоре вокальные произведения с сопровождением и без сопровождения, одноголосные и с элементами двухголосия;
ü исполнять несколько народных и композиторских песен (по выбору учащегося);
ü использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
ü восприятия художественных образцов народной, классической и современной музыки;
ü исполнения знакомых песен;
ü участия в коллективном пении;
ü музицирования на элементарных музыкальных инструментах;
ü передачи музыкальных впечатлений пластическими, изобразительными средствами и др. Любой учебный материал нужно использовать для формирования у детей различных приемов мыслительной деятельности, для коррекции недостатков их развития.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Критерии и нормы выставления отметок
Слушание музыки.
На уроках проверяется и оценивается умение учащихся слушать музыкальные
произведения, давать словесную характеристику их содержанию и средствам
музыкальной выразительности, умение сравнивать, обобщать; знание
музыкальной литературы.
Учитывается:
ü степень раскрытия эмоционального содержания музыкального произведения
ü через средства музыкальной выразительности;
ü самостоятельность в разборе музыкального произведения;
ü умение учащегося сравнивать произведения и делать самостоятельные
ü обобщения на основе полученных знаний.
Оценка «5» ставится, если:
ü дан правильный и полный ответ, включающий характеристику содержания
ü музыкального произведения, средств музыкальной выразительности, ответ
ü самостоятельный.
Оценка «4» ставится, если:
ü ответ правильный, но неполный:дана характеристика содержания музыкального произведения, средствмузыкальной выразительности с наводящими вопросами учителя.
Оценка «3» ставится, если:
ü ответ правильный, но неполный, средства музыкальнойвыразительности раскрыты недостаточно, допустимы несколько наводящихвопросов учителя.
Оценка «2» ставится, если:
ü ответ обнаруживает незнание и непонимание учебного материала.
Хоровое пение.
Оценка «5» ставится, если:
ü наблюдается знание мелодической линии и текста песни;
ü чистое интонирование и ритмически точное исполнение;
ü выразительное исполнение.
Оценка «4» ставится, если:
ü наблюдается знание мелодической линии и текста песни;
ü в основном чистое интонирование, ритмически правильное;
ü пение недостаточно выразительное.
Оценка «3» ставится, если:
ü допускаются отдельные неточности в исполнении мелодии и текста песни;
ü исполнение не уверенное, фальшивое.
Оценка «2» ставится, если:
ü наблюдается незнание мелодической линии и текста песни;
Выполнение тестовых заданий оценивается следующим образом:
Оценка «5» ставится, если верно выполнено 80-100% заданий;
Оценка «4» ставится, если верно выполнено 60-79% заданий;
Оценка «3» ставится, если верно выполнено 30-59% заданий;
Оценка «2» ставится, если верно выполнено менее 30% заданий
При организации учебно-воспитательного процесса для реализации программы «Музыка» 2 класс предпочтительными формами организации учебного предмета являются: индивидуальные, групповые, коллективные.
Виды организации учебной деятельности:
экскурсия, викторина, игра, творческая работа, путешествие.
Основные виды контроля при организации контроля работы:
текущий, итоговый.
Формы контроля:
Устный опрос, музыкальная викторина, игра.