Дисциплина «Социология образования» располагается в Б.3.В.ОД.11 – Вариативная часть в Профессиональном цикле. Приступая к изучению дисциплины «Социология образования» студенты осваивают такие дисциплины как: «Основы социологии», «История социологии».
Начиная освоение данной дисциплины, студенты должны знать ос-новные классические и современные социологические теории и школы, основные закономерности протекания комплексных социальных процессов и механизмы функционирования основных социальных общностей, закономерности социально-экономических, политических и управленческих процессов, основные подходы к их изучению, а также особенности их применения в России, уметь производить, отбирать, обрабатывать и анализировать данные о социальных процессах и социальных общностях.
Для устойчивого освоения данной дисциплины, студентам необходимо получить квалифицированные представления об основах социологии образования и рассмотреть базовые понятия, владеть профессиональным социологическим тезаурусом.
Дисциплина изучается на 4 курсе в 8семестре.
Объем дисциплины (модуля) в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам занятий) и на самостоятельную работу обучающихся
Общая трудоемкость (объем) дисциплины (модуля) составляет 3 зачетных единицы (ЗЕ), 108 академических часа.
Объём дисциплины (модуля) по видам учебных занятий (в часах)
Объём дисциплины | Всего часов | |
для очной формы обучения | для заочной формы обучения | |
Общая трудоемкость дисциплины | ||
Контактная работа обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) (всего) | ||
Аудиторная работа (всего): | ||
в т. числе: | ||
Лекции | ||
Семинары, практические занятия | ||
Практикумы | ||
Лабораторные работы | ||
в т.ч. в активной и интерактивной формах | ||
Внеаудиторная работа (всего): | ||
В том числе, индивидуальная работа обучающихся с преподавателем: | ||
Курсовое проектирование | ||
Групповая, индивидуальная консультация и иные виды учебной деятельности, предусматривающие групповую или индивидуальную работу обучающихся с преподавателем ) | ||
Творческая работа (эссе) | ||
Самостоятельная работа обучающихся (всего) | ||
Вид промежуточной аттестации обучающегося (зачет / экзамен) | Зачет |
Содержание дисциплины (модуля), структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий
Разделы дисциплины (модуля) и трудоемкость по видам учебных занятий (в академических часах)
Для очной формы обучения
№ п/п | Раздел дисциплины | Общая трудоёмкость (часах) | Виды учебных занятий, включая самостоятельную работу обучающихся и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости | ||
аудиторные учебные занятия | Самостоятельная работа обучающихся | |||||
всего | лекции | семинары, практические занятия | ||||
1. | Предмет социологии образования | Доклады, проверка конспектов | ||||
2. | Становление института образования в России | Доклады, проверка конспектов | ||||
3. | Функции института образования | Доклады, проверка конспектов | ||||
4. | Образование как статусно-иерархический различитель | Доклады | ||||
5. | Социально-образовательные общности | - | Доклады, проверка конспектов | |||
6. | Высшая школа и образовательная политика | Доклады | ||||
7. | Региональная система образования | Доклады | ||||
8. | Организация и проведение социологического исследования в сфере образования | - | Доклады, проверка конспектов | |||
Итого: |
Для заочной формы обучения
№ п/п | Раздел дисциплины | Общая трудоёмкость (часах) | Виды учебных занятий, включая самостоятельную работу обучающихся и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости | ||
аудиторные учебные занятия | Самостоятельная работа обучающихся | |||||
всего | лекции | семинары, практические занятия | ||||
1. | Предмет социологии образования | Доклады, проверка конспектов | ||||
2. | Становление института образования в России | Доклады, проверка конспектов | ||||
3. | Функции института образования | 0,5 | 0,5 | Доклады, проверка конспектов | ||
4. | Образование как статусно-иерархический различитель | 0,5 | 0,5 | Доклады | ||
5. | Социально-образовательные общности | - | Доклады, проверка конспектов | |||
6. | Высшая школа и образовательная политика | 0,5 | 0,5 | Доклады | ||
7. | Региональная система образования | 0,5 | 0,5 | Доклады | ||
8. | Организация и проведение социологического исследования в сфере образования | - | Доклады, проверка конспектов | |||
Зачет | ||||||
Итого: |
Содержание дисциплины (модуля), структурированное по темам (разделам)
№ п/п | Наименование раздела дисциплины | Содержание |
Содержание лекционного курса | ||
Предмет социологии образования | Определение образования. Подходы к трактовке образования: педагогический, аксиологический, гностический, личностно-ориентированный, гендерный, деятельностный, социологический, информационный, социокультурный, виталистский, синергетический. Предмет социологии образования. Задачи социологии образования. Взаимосвязь социологии образования с другими науками. | |
Становление института образования в России | Этапы становления образования в России: наставничество, профессиональная подготовка, школа. История образования. Социологическое образование как институт. Факторы развития социологического образования. Статус социологии в российской высшей школе: дореволюционный, советский, современный периоды. Ограничения в развитии образования на современном этапе. | |
Функции института образования | Функции института образования: познавательно-образовательные, социализирующие, коммуникативные, селективные. Типология учреждений образования. | |
Образование как статусно-иерархический различитель | Социальное неравенство в образовании. Информационное неравенство. Диверсификация образования. Непрерывное образование. Ограничения и барьеры в доступе к образованию. Критерии статусных различий. Высшее образование и социальная иерархия. Имущественный, поселенческий, возрастной, гендерный, национальный цензы. Критерии иерархизации. Дискриминация в системе образования. Образование и социальная мобильность в современной России. | |
Высшая школа и образовательная политика | Бюрократическое давление в вузовском управлении. Внутривузовская демократия. Реформа современного высшего образования. Введение единого государственного экзамена, государственных именных финансовых обязательствах. Болонский процесс. Социальные последствия реформирования системы образования. Девальвация образования. | |
Региональная система образования | Образовательное и социальное пространство на территории региона. Регионализация образования. Аспекты регионализации образования: организационный, научно-организационный, учебно-методический, социокультурный, политический, социально-экономический. Образовательная политика на государственном и региональном уровнях. | |
Темы практических/семинарских занятий | ||
Предмет социологии образования | 1. История становления социологии образования. Ранняя рефлексия социальной сущности и функций образования (вторая половина ХIХ - начало ХХ века). 2. Теоретические концепции в социологии образования: Дюркгейм о роли социологии образования. Морализм. Функционализм. Институционализм. Марксизм, теории конфликта и неомарксизм. Критическая педагогика. 3. Развитие социальных исследований образования в отдельных странах. 4. Развитие социологии образования в СССР и России. Работы Ф. Р. Филиппова, Л. Я. Рубиной, Г. Е. Зборовского, В. Я. Нечаева. 5. Научные трактовки понятия «образование». Подходы к трактовке образования: педагогический, аксиологический, гностический, личностно-ориентированный, гендерный, деятельностный, социологический, информационный, социокультурный, виталистский, синергетический. 6. Междисциплинарный подход к исследованию образования в социологии 7. Определение предмета социологии образования. | |
Становление института образования в России | 1. Этапы становления образования в России: наставничество, профессиональная подготовка, школа. История образования. 2. Развитие российского института образования в XIX-XXI вв. 3. Социологическое образование как институт. Факторы развития социологического образования. 4. Статус социологии в российской высшей школе: дореволюционный, советский, современный периоды. 5. Ограничения в развитии образования на современном этапе. | |
Функции института образования | 1. Социология о функциях института образования в обществе 2. Современные формы образовательных учреждений | |
Образование как статусно-иерархический различитель | 1. Социальное неравенство в образовании 2. Доступ к образованию и проблемы социальной эксклюзии (исключения) 3. Социально-поселенческая, этносоциальная и другие формы дискриминации в системе образования и пути преодоления этих явлений в обществе 4. Социальная политика в сфере образования 5. Социальный аспект национального образовательного проекта РФ до 2010 г. Современные программы развития системы образования. 6. Образование и социальная мобильность в современной России. | |
Социально-образовательные общности | 1. Работники образования и учащиеся как социальные группы. 2. Функциональные особенности дошкольного, допрофессионального, профессионального образования. 3. Социальный статус учителя. Социальные и профессиональные функции учителя и их эволюция. 4. Социально-экономические, демографические и культурные характеристики учительства в России, в региональной системе образования. Противоречия в природе труда учителей. Учителя в городской и в сельской школе. 5. Положение учащихся в социальной структуре общества. Социальные группы учащихся. Социальные роли учащихся в образовательных общностях. 6. Социальное стереотипирование в профессиональной деятельности работников образования. «Навешивание ярлыков». | |
Высшее образование в России | 1. Вуз как образовательная система: структура, назначение, специфика управления 2. Типы высших учебных заведений в современном российском обществе 3. Основные реформы современного высшего образования. Введение единого государственного экзамена, государственных именных финансовых обязательствах. Болонский процесс. 4. Социальные последствия реформирования системы образования. | |
Региональная система образования | 1. Образовательное и социальное пространство на территории региона. Регионализация образования. 2. Аспекты регионализации образования: организационный, научно-организационный, учебно-методический, социокультурный, политический, социально-экономический. 3. Региональная образовательная политика | |
Организация и проведение социологического исследования в сфере образования | 1. Информационная база социологии образования. 2. Специфика социологического исследования в сфере образования: разведывательное, описательное, аналитическое исследование. 3. Маркетинговые исследования: технология маркетинга образования. 4. Мониторинг и социальная диагностика в системе образования. Социологический мониторинг как инструмент управления качеством образования. |