1. Для успешного овладения специальностью пилота гражданской авиации курсанту необходимо постоянно работать над повышением своей профессиональной подготовки и уровня летного мастерства.
2. Курсант обязан:
- выполнять требования Устава колледжа в части, его касающейся;
- воспитывать в себе высокие деловые и моральные качества, сознательное отношение к служебным обязанностям;
- проявлять разумную инициативу при выполнении поставленной задачи;
- докладывать инструктору (вышестоящему командиру) о плохом самочувствии и плохом состоянии здоровья;
- уяснить цель, изучить содержание, разобрать и усвоить соответствующие разделы теории и техники полета перед выполнением упражнений той или иной задачи;
- знать и выполнять требования руководящих документов, регламентирующих летную работу в части, его касающейся;
- приложить максимум старания, внимания, воли и настойчивости для качественного усвоения курса летного обучения;
- информировать инструктора (очередного курсанта) о состоянии материальной части после выполнения полета;
- отказаться от выполнения задания на полет, если он считает его непосильным для себя и экипажа или не уверен в безопасности его выполнения;
- вести регулярный учет количества полетов, налета и полетного времени.
3. Курсант должен помнить, что для успешного овладения профессией пилота необходимо не падать духом при временных неудачах, проявлять настойчивость, упорство и волю в преодолении трудностей, не переоценивать своих сил и способностей.
Достигнутое сначала закрепить, затем совершенствовать. Никогда не забывать, что в летной работе особенно важны осмотрительность, умение своевременно все замечать на земле и в воздухе.
Осмотрительность в сочетании с высокой сознательной дисциплиной - залог безопасности полета.
Порядок проведения учебно-летной работы
1. В авиаэскадрильи на каждый летный день составляется плановая таблица полетов (журнал руководителя полетов).
2. Накануне летного дня штаб дает заявку на полеты в службу движения. Решение на открытие полетов принимает руководитель полетов после ознакомления с метеообстановкой и состоянием вертодрома.
3. Летный состав, получив метеоконсультацию и указания командира авиаэскадрильи о порядке проведения летного дня, направляется к вертолетам. При подходе инструктора к вертолету бортмеханик-инструктор выстраивает курсантов летной группы и докладывает о готовности группы и вертолета к полетам.
Пилот-инструктор дает предполетные указания и проводит предполетную подготовку.
4. Запуск двигателей и контрольное висение экипаж выполняет с разрешения диспетчера УВД.
5. После выполнения контрольного висения выполняется взлет или перелет (подлет) на старт в соответствии с планом полетов.
6. Первый взлет выполняется инструктором с целью проверки работы материальной систем и оборудования вертолета.
7. В течение всего полета должна быть устойчивая двухсторонняя радиосвязь между экипажем вертолета и органом УВД.
8. Во время полетов на борту вертолета должны находиться:
- бортовая карта района полетов масштаба 1: 2000000 (в I см - 20 км);
- основная полетная карта масштаба 1: 1000000 (в I см - 10 км);
- схемы расположения пилотажных зон учебных вертодромов;
- схемы пробивания облачности на вертодроме;
- иные документы, предусмотренные «Руководством по производству полетов» эксплуатанта.
Курсантский состав должен:
- знать район выполнения полетов;
- знать установленные схемы захода на посадку;
- уметь описать характерные ориентиры и искусственные препятствия в районе полетов;
- знать курсы, расстояния, время полета, радиосредства и порядок ведения радиосвязи для выполнения полета на учебные и запасные вертодромы.
9. Очередность выполнения полетов курсантами в летной группе устанавливается инструктором на методическом часе и производится согласно плановой таблице. Изменения в плановой таблице допускаются только с разрешения командира авиаэскадрильи, руководителя полетов (РП).
10. Смена членов экипажа на старте выполняется при левой коррекции и заторможенных колесах шасси.
11. В течение летного дня курсант обязан находиться в отведенном на старте месте.
12. Перелет (подлет) на стоянку выполняется пилотом-инструктором с разрешения диспетчера УВД (РП).
Руководство полетами
1. Старшим авиационным начальником на вертодроме является заместитель директора колледжа по ОЛР, в его отсутствие обязанности старшего авиационного начальника исполняет командир авиаэскадрильи. Руководитель полетов (РП) оперативно в период выполнения полетов подчинен старшему авиационному начальнику. В своей деятельности старший авиационный начальник и РП руководствуются ФАП, НПП ГА, НСД ГА, Инструкцией по производству полетов в районе вертодрома «Калачинск», РПП эксплуатанта. При выполнении своих служебных обязанностей руководитель полетов должен носить на левой руке выше локтя нарукавный знак - голубую ленту шириной 10 см с красной окантовкой шириной 1 см и белыми буквами "РП".
2. Руководитель полетов до начала полетов должен лично проконтролировать разбивку старта, проверить размеры рабочей площади вертодрома и убедиться в отсутствии на ней препятствий, неровностей, посторонних предметов.
3. Руководителю полетов запрещается отсутствовать на рабочем месте в течение первых и последних 30 минут летного дня (ночи).
4. Непосредственное упраление полетами осуществяет диспетчер КДП. Диспетчер КДП разрешает взлет очередному вертолету при условии, что дистанция до впереди летящего вертолета составляла не менее 2 км.
5. Диспетчер КДП должен обеспечить экипажу, производящему полет на одном двигателе или расчет на посадку на режиме самовращения несущего винта, беспрепятственный заход на посадку и посадку.
6. Диспетчер КДП перед разрешением полета в зону обязан убедиться, что зона свободна, и контролировать выход вертолета в зону, вход в крут из зоны, вести строгий учет этих полетов, отмечать на планшете учета номер зоны, время взлета и номер вертолета.
7. Выпускать вертолет с вертодрома на посадочную площадку диспетчер КДП должен с таким расчетом, чтобы на ней находилось не более двух вертолетов.
8. Диспетчер КДП должен следить за метеообстановкой, скоростью и направлением ветра, своевременно информировать экипажи об их изменениях, с особым вниманием сохранять безопасную дистанцию между вертолетами в районе четвертого разворота и посадочной прямой.
9. Диспетчер КДП контролирует размещение и движение по вертодрому людей, вертолетов, транспорта и других средств.
Лица, имевшие доступ на вертодром (водители, рабочие и др.), должны быть предварительно обучены и затем проверены на знание правил движения по вертодрому.
10. В помощь руководителю полетов накануне летного дня назначается дежурный командир звена и стартовый наряд из курсантского состава. При исполнении своих обязанностей дежурный по полетам должен носить на левой руке выше локтя нарукавный знак - красную ленту шириной 10 см с голубой окантовкой шириной 1 см и белыми буквами «ДП».
11. Накануне летного дня дежурный по полетам обязан лично проинструктировать стартовый наряд, проверить его знания своих обязанностей, сделать отметку в соответствующем журнале.
12. Перед началом полетов руководитель полетов должен проверить состояние поверхности полосы для взлетов вертолетов с разбегом и посадок с пробегом.
13. Дежурный по полетам несет ответственность за организацию и порядок на старте в течение всего летного дня и выполнение лицами стартового наряда своих обязанностей.
14. Дежурный по полетам может выполнять полеты только с разрешения руководителя полетов.
15. При выполнении учебных полетов командиром вертолета является пилот-инструктор или вышестоящий командир, находящийся на рабочем месте пилота. Ответственность за безопасность полета несет КВС-инструктор или вышестоящий командир, находящийся на борту с целью выполнения проверок.
16. Проверяющий или обучающий, находящийся на пилотском кресле, обязан взять активное управление вертолетом на себя, если по условиям полета или по уровню своей подготовки проверяемый (обучаемый) не может обеспечить безопасность полета, а также в особых случаях полета.