Селективные инструменты воздействуют на отделенные кредитно-финансовые институты либо их группы или же на определенные виды банковской деятельности.
Они делятся на:
1)административные – использование лимитов или запретов, устан-мых ЦБ по отнош-ю к колич-м и качест-м показ-м д-ти ком-ких банков.
2)экономич-е – воздействие ЦБ на поведение ком-ких банков путем использ-я экон-ких интересов, т.е. изменяя объемы резервных денег или их цену.
Экономич-е методы делятся на:
1) интервенцию – разовая купля-продажа ЦБ-ом значит-го объема ин-й валюты для воздействия на курс нац-й ден-й единицы.
2) стерилизацию – совмещение вал-х интервенций на внешних вал-х рынках равными по величине и противоп-ми по направ-ям операциями на открытом рынке ц/б-г (ООР). ООР осущ-ся по инициативе ЦБ-ка за его счет и с испол-ем его денег.
Виды стер-ии:
- впрыскивание ликв-ти на внутр-й рынок для покрытия дефицита нац-й валюты;
- когда рублевая ден-я масса растет, произв-ся стериализация в ответ на пок-ку ЦБ-ом ин-й вал-ы.
3) таргетирование – поддержание заданных значений целевых параметров денежно-кред-й политики.
Различают:
- денежное таргетирование;
- таргет-е вал-го курса;
- инфляционное таргетир-е.
34. I. Отношения Нацбанка с государственными структурами определяются прежде всего зафиксированным в Конституции РБ * принципом единства бюджетно-финансовой, налоговой, денежно-кредитной и валютной политики, проводимой на территории страны.
*Принцип независимости деятельности Нацбанка по отношению к государственным органам установлен в Банковского кодекса. Кроме того, Нацбанк подотчетен только Главе государства. Кадровая независимость Нацбанка обеспечивается законодательным положением о назначении Председателя и членов Правления Президентом РБ с согласия Совета Республики Национального собрания РБ, а освобождение их от должности производится также только Главой государства с уведомлением Совета Республики Национального собрания РБ. Финансовая независимость центробанка страны основывается на формировании и исполнении собственного бюджета. Его доходы образуются от осуществления на платной основе законодательно установленного широкого круга операций на различных сегментах финансового рынка. Текущие расходы и капитальные вложения производятся им в пределах сметы, утверждаемой Правлением Нацбанка. При этом расходы на содержание и капитальные вложения осуществляются по согласованию с Президентом РБ.
* Принцип разграничения ответственности, связанный с принципом независимости. Нацбанк не отвечает по обязательствам Правительства РБ, а Правительство РБ не отвечает по обязательствам Нацбанка, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами РБ.
Для характеристики финансовых взаимоотношений Нацбанка с государственными органами целесообразно также учитывать * принцип платности операций Нацбанка за предоставляемые услуги, который определен в статье 52 Банковского кодекса РБ.
* Основные формы взаимоотношений Нацбанка с другими государственными органами денежно-кредитного регулирования определяются, прежде всего, его функциями и могут быть разделены на три группы: финансовые отношения; взаимодействие при разработке и реализации единой государственной экономической политики; совместная разработка нормативных правовых актов.
Финансовые отношения Нацбанка с государственными структурами осуществляются в четырех основных формах: через его операции, обеспечивающие реализацию функции финансового агента Правительства; покупку-продажу государственных обязательств на вторичном рынке; покупку иностранной валюты; перечисление части прибыли Нацбанка в республиканский бюджет.
II. Взаимоотношения Нацбанка с банками. В РБ Нацбанк и банки выступают субъектами двухуровневой банковской системы, которая действует в составе финансово-кредитной и общей экономической системы страны.
Основные принципы взаимодействия Нацбанка с банками:
– обязательность получения в Нацбанке банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями (НКФО) лицензии на осуществление банковской деятельности;
– независимость банков и НКФО от невмешательства со стороны гос. органов в их работу, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами РБ;
– разграничение ответственности между банками, НКФО и государством;
– платность взаимных банковских операций;
– обязательность соблюдения установленных Нацбанком нормативов безопасного функционирования для поддержания стабильности и устойчивости банковской системы РБ.
3 формы взаимодействия Нацбанка с банками: денежно-кредитные отношения; отношения при регулировании функционирования банков; отношения при обеспечении функционирования платежной системы, которые также затрагивают деятельность банков.