ТЕМА 4. ПРОИСХОЖДЕНИЕ, ТИПОЛОГИЯ И ПОЭТИКА НАРОДНОЙ ЗАГАДКИ
Вопросы и задания:
1. Загадка как один из древнейших малых жанров фольклора. Три сферы бытования жанра: а) в среде взрослых (исконно); б) в рамках творчества взрослых, предназначенного детям; в) в детской среде.
2. Дискуссионная проблема генезиса загадки. Отражение в загадке мифологического сознания древнего человека.
3. Традиционная загадка - метафорическое или метонимическое описание. Структура загадки: иносказательная (замещающая) часть + отгадка; связь этих частей.
4. Многообразие типов загадки, историческая динамика развития жанра. Возможная классификация: традиционные загадки; шуточные вопросы, в том числе о степенях родства, основанные на игре слов, о буквах алфавита, логические, на внимательность, абсурдные; текстографические (рисованные) загадки. Специфика каждого типа.
5. Художественные особенности загадок. Своеобразие сюжета а загадке.
Задание 1. Покажите на примерах существование нескольких загадок с одной отгадкой и, наоборот, нескольких отгадок к одной загадке. Согласны ли вы с тем, что это не противоречит жанровой природе загадки? Аргументируйте свою точку зрения.
Задание 2. Известно, что в ряде локальных традиций подблюдные песни-гадания называют загадками, слово загадка фигурирует и в их закрепке. Например:
Кому эта загадка достанется,
Тому сбудется, не минуется,
Слава!
Докажите, что данное словоупотребление не случайно. Выделите общее и различное в поэтике и функциях загадки и подблюдной песни.
Задание 3. В каких произведениях фольклора и литературы встречаются загадки? Какую роль они играют? Приведите 2 - 3 примера.
ТЕКСТЫДЛЯ ЧТЕНИЯ И АНАЛИЗА
Традиционные загадки
Не сажают, не поливают,
Сами вырастают!
(Волосы) (С. 423.)
Сперва блеск
За блеском треск.
За треском - плеск.
(Молния, гром, дождь) (С. 425.)
Мостится мост без досок,
Без топора, без клина.
(Лед) (С. 425.)
Летит, как ворон; урчит, как бык.
(Жук) (С. 425.)
Два вина в бочонке болтаются,
А не смешиваются.
(Яйцо) (С. 427.)
Новая посудина вся в дырках.
(Решето) (С. 430.)
Поля стеклянные, межи деревянные.
(Окна) (С. 430.)
В болоте родился,
Три раза крестился,
В бою не сдался,
Героем остался.
(Ленинград) (С. 433.)
Шуточные вопросы
О степенях родства
Два сына, два отца поделили три яйца.
Как поделили, что ни одного не разбили?
(Дед, отец, сын) (С. 433.)
Сидит маленький ребенок и плачет. Подходит к нему мужчина и спрашивает:
- Из-за чего плачешь?
- У меня есть папа, есть мама, а я им не сын. Кто я есть? (Дочь) (С. 434.)
Игра слов
Отчего (от чего) у гуся лапки красные?
(От коленок) (С. 434.)
Ну вот, слушай (с Лушей), шли мать и дочь,
Нашли три яблока. Как их разделить поровну?
(Луше, матери, дочери - по одному) (С. 434.)
Бежало 40 волков. Сколько у них ушей и (у шеи) хвостов?
(Ни одного: у шеи хвосты не растут) (С. 435.)
Логические
Горели три свечи, две затушили. Сколько свечей осталось?
(Три свечи, потому что их не убрали, а затушили) (С. 437.)
В корзине было три яблока. Как раздать по яблоку трем девочкам и одно оставить в корзине?
(Одной девочке дать яблоко в корзине) (С. 437.)
Когда звонят во все (в овсе) колокола?
(Никогда) (С. 4.37.|
В какие ворота въезжал Петр I?
(В открытые) (С. 438.)
Сколько яиц можно съесть на голодный желудок?
(Одно: остальные уже будут не на голодный желудок) (С. 438.)
На внимательность
Может ли мужчина жениться на сестре своей вдовы?
(Нет, вдова - та, у которой умер муж) (С. 443.)
Какого цвета белая лошадь Александра Македонского?
(Белого) (С. 443.)
Абсурдные вопросы
- Летели два два крокодила: один на север, другой - налево. Сколько лет бегемоту?
- Не знаю.
- Три.
- Почему?
- Потому что раньше было два! (С. 443.)
ЛИТЕРАТУРА
Тексты
1. Детский поэтический фольклор. Антология / сост. А.Н. Мартынова,- СПб., 1997.-С. 399-466.
2. Загадки // Русский фольклор: хрестоматия / Зуева Т.В., Кирдан Б.П, I М., 1998.-С. 123-133.
Учебная литература
1. Аникин В.П. Русское устное народное творчество. - М., 2001. - С. 496
2. Зуева Т.В., Кирдан Б.П. Русский фольклор: учебник. - М., 1998.- С. 123-133.
3. Костюхин Е.А. Лекции по русскому фольклору. - М., 2004. - С. 244
ТЕМА 5. БЫЛИНЫОБ ИЛЬЕ МУРОМЦЕ В ЦИКЛЕ КИЕВСКИХ ЭПИЧЕСКИХ ПЕСЕН
Вопросы и задания:
1. Научная полемика о киевском и владимиро-суздальском происхождении Ильи Муромца. Исторические свидетельства о богатыре. Время возникновения старин. Основные этапы былинной биографии героя. Народные представления о связи образа Ильи Муромца с персонажами языческой мифологии и христианской агиографии (святой Илия Муромский). Причины популярности образа муромского богатыря в русском фольклоре. Муромские предания о потомках Ильи.
2. Позднее возникновение былин о детстве и выздоровлении Ильи Муромца. Различные версии обретения им богатырской силы. Мотивы мифа, волшебной сказки, духовного стиха в былине об исцелении героя. Калики перехожие. Роль трудовых подвигов Ильи в идейно-художественном замысле произведения. Образ богатырского коня Бурушки.
3. Время появления былины «Илья Муромец и Соловей-pазбойник». Два подвига богатыря как отражение мифологического и исторического периода русского эпоса. Амбивалентность сюжета о борьбе богатыря с фантастическим чудовищем. Мифологический образ Соловья-разбойника и особенности его трактовки. Зооморфный и антропоморфный облик эпического врага. Исторические реалии Киевской Руси в старине. Путь Ильи «сквозь вятичи» как героическое деяние.
4. Идейно-тематическая основа былины «Илья Муроме и Калин-царь». Социальный и нравственный характер противостояния крестьянина-богатыря и киевского князя Владимира. Калин-царь и его исторические прототипы. Антитетическое построение былины. Сказочное начало в сюжете. Роль чудесного коня-помощника. Плен - испытание стойкости Ильи Муромца. Победа как результат единства богатырей, защитников Руси и христианской веры.
5. Образ заставы богатырской в русской литературе и живописи.
Задание 1. В литературоведческом словаре найдите определение «бродячего» сюжета и запишите. Выявите такие сюжеты в былинах об Илье Муромце.
Задание 2. Сопоставьте картину В.М. Васнецова «Богатыри» и былину «Застава богатырская». Определите, какие мотивы, черты характера, особенности одежды и вооружения заимствовал художник из этой былины и былин киевского цикла при создании образов защитников Руси.
Задание 3. Сравните образ Ильи Муромца в народных былинах и балладе А.К.Толстого «Илья Муромец». В чем принципиальное различие фольклорного и литературного образов? Запишите выводы.
А К.Толстой
Илья Муромец
Под броней с простым набором,
Хлеба кус жуя,
В жаркий полдень едет бором
Дедушка Илья.
Едет бором, только слышно,
Как бряцает бронь,
Топчет папоротник пышный
Богатырский конь.
И ворчит Илья сердито:
«Ну, Владимир, что ж?
Посмотрю я, без Ильи-то
Как ты проживешь?
Двор мне, княже, твой не диво!
Не пиров держусь!
Я мужик неприхотливый,
Был бы хлеба кус!
Но обнес меня ты чарой
В очередь мою –
Так шагай же, мой чубарый,
Уноси Илью!
Без меня других довольно:
Сядут - полон стол!
Только лакомы уж больно,
Любят женский пол!
Все твои богатыри-то,
Значит, молодежь;
Вот без старого Ильи-то
Как ты проживешь!
Тем-то я их боле стою, 1
Что забыл уж баб,
А как тресну булавою,
Так еще не слаб!
Правду молвить, для княжого
Не гожусь двора;
Погулять по свету снова
Без того пора!
Не терплю богатых сеней,
Мраморных тех плит;
От царьградских от курений
Голова болит!
Душно в Киеве, что в скрине,
Только киснет кровь!
Государыне-пустыне
Поклонюся вновь!
Вновь изведаю я, старый,
Волюшку мою –
Ну же, ну, шагай, чубарый,
Уноси Илью!»
И старик лицом суровым
Просветлел опять,
По нутру ему здоровым
Воздухом дышать.
Снова веет воли дикой
На него простор,
И смолой и земляникой
Пахнет темный бор.