1. Рецептор: понятие, функция, классификация рецепторов, свойства и их особенности, механизм возбуждения первичных и вторичных рецепторов.
2. Анализаторы (И.П. Павлов): понятие, классификация анализаторов, три отдела анализаторов и их значение, принципы построения корковых отделов анализаторов.
3. Кодирование информации в анализаторах: понятие о кодировании, коды нервной системы, кодирование в рецепторах (кодируемые характеристики раздражителей, механизм), кодирование в проводниковом и в корковом (центральном) отделах анализаторов. Механизм узнавание предметов и явлений, формирование образов впервые наблюдаемых предметов.
4. Зрительный анализатор: назначение основных структурных элементов глаза: механизм приспособления глаза к ясному видению. Аномалии рефракции глаза. Проводниковый и корковый отделы зрительного анализатора.
5. Слуховой анализатор: назначение основных структурных элементов, воспринимаемые характеристики звука, механизм восприятия различной высоты и силы звука, микрофонный эффект улитки, определение местоположения источника звука.
6. Вестибулярный анализатор: роль основных структурных элементов в оценке положения тела в пространстве и при его перемещении, схема рефлекторной дуги, отражающая роль вестибулярного аппарата в регуляции мышечного тонуса.
7. Кожно-кинестетический анализатор: структурно-функциональная х характеристика, значение.
8. Ноцицепция: биологическое значение боли, проекционные и отраженные боли, ноцицептивная и антиноцицептивная системы.
9. Обонятельный и вкусовой анализаторы: их значение; периферические, проводниковые и центральные отделы этих анализаторов.
10. Внутренний (висцеральный) анализатор: классификация интерорецепторов, их роль в поддержании гомеостазиса, в регуляции функции внутренних органов.
ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ПСИХИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ
Понятие о высшей нервной деятельности. Классификация условных рефлексов и их характеристика. Причины более совершенного приспособления организма в окружающей среде с помощью условных рефлексов. Условный рефлекс как форма научения. Методы изучения ВНД.
2. Механизм образования условных рефлексов. “Замыкание” временной связи - (И.П. Павлов, Э.А. Асратян, П.К. Анохин).
3. Учение И.П.Павлова о торможении условных рефлексов: виды торможения, условия их возникновения, примеры; механизм, биологическое значение. Движение и взаимодействие возбуждения и торможения в коре мозга.
4. Аналитико-синтетическая деятельность коры больших полушарий, динамический стереотип, условно-рефлекторное переключение.
5. Учение И.П.Павлова о типах ВНД: критерии типологических различий, методы определения типов, характеристика типов, роль генотипа и среды в формировании фенотипа.
6. Особенности ВНД человека. Сигнальные системы: понятие о первой и второй сигнальной системах человека, формирование их в онтогенезе, развитие второй сигнальной системы в антропогенезе, взаимоотношения первой и второй сигнальной систем.
7. Сон: определение, фазы, механизм, значение, виды, оценка глубины сна с помощью ЭЭГ (неглубокий, средней глубины и глубокий сон). Сновидения и факторы, побуждающие их возникновение. Физиологические основы гипнотических состояний, значение их для клиники.
8. Физиологические механизмы усвоения и сохранения информации. Виды и механизмы памяти; мгновенная, кратковременная и долговременная память.
9. Эмоции: определение, классификация, состояние организма во время эмоций; причины возникновения, значение. Информационная теория эмоций П.С. Симонова и теория эмоциональных состояний Г.И. Косицкого.
10. Функциональная система целенаправленного поведения (П.К. Анохин), ее центральные механизмы. Мотивации и их виды.
ФИЗИОЛОГИЯ ТРУДА И АДАПТАЦИИ К ЭКСТРЕМАЛЬНЫМ УСЛОВИЯМ СРЕДЫ
1. Физиологические основы трудовой деятельности. Особенности физического и умственного труда. Особенности труда в условиях современного производства, утомление и активный отдых.
2. Aдаптация организма к физическим, биологическим и социальным факторам. Виды адаптации. Значение нервных, эндокринных и генетических факторов. Особенности адаптации человека к климатическим и географическим факторам обитания.
3. Биологические ритмы и их значение в деятельности человека и его адаптации к экстремальным условиям. Классификация биоритмов, их устойчивость и изменчивость, десинхронозы.
5. Стресс. Механизм развития общего адаптационного синдрома.
РЕПРОДУКЦИЯ
1. Физиология репродукции. Плодо-материнские отношения и функциональная система мать-плод (ФСМП).
ВОПРОСЫДЛЯ 2 ЭТАПА ЭКЗАМЕНА (ПРАКТИЧЕСКИЕ НАВЫКИ)