№ | Ф.И. ребенка | Методики | ||||
Итого | ||||||
Полина В. | В.У. | В.У. | В.У. | В.У. | В.У. | |
Соня К. | С.У. | Н.У. | С.У. | В.У. | С.У. | |
Вика В. | В.У. | С.У. | В.У. | С.У. | В.У. | |
Валера Л. | С.У. | С.У. | Н.У. | С.У. | С.У. | |
Настя Ш. | В.У. | В.У. | С.У. | В.У. | В.У. | |
Соня Б. | Н.У. | В.У. | В.У. | С.У. | Н.У. | |
Оля И. | С.У. | В.У. | С.У. | В.У. | Н. У. | |
Алина Л. | Н.У. | С.У. | С.У. | С.У. | С.У. |
В.У. – 38%
С.У. – 38%
Н.У. – 25%
По данным контрольного этапа эксперимента, можно сделать вывод, что у детей старшего дошкольного возраста повысился уровень развития изобразительных знаний, умений и навыков в сюжетном рисовании, использование средств выразительности в рисунках, чему способствовала проведенная нами опытно- практическая работа и позволила добиться хороших результатов. Так в начале 1 ребенок имел В.У. развития, 3 ребенка имели С.У. развития, 4 ребенка Н.У. развития. После проведения всех возможных видов работ мы получили следующие результаты: В.У. – 3 ребенка, С.У. – 3 ребенка, Н.У. – 2 ребенка.
Отсюда следует, что 2 ребенка, то есть Вика В. и Настя Ш. повысили свой уровень развития изобразительных знаний, умений и навыков, дети находят выразительные средства для воплощения своего замысла – цветовые решения, форму, композицию.
В старшем дошкольном возрасте более отчетливо выступают этапы в возникновении и развитии у детей художественных образов. Появляется активное отношения к изображаемому, активизируются и поиски выразительных средств для его передачи.
Полученные результаты контрольного этапа эксперимента позволили нам определить педагогические условия, влияющие на развитие изобразительных знаний, умений и навыков, а именно:
1. Соблюдать правильный выбор произведений искусства с точки зрения поставленных задач. Требования к отбору произведений;
2. Умело руководить восприятием искусства, учить замечать и видеть прекрасное;
3. В формировании замысла помогать наглядным материалом, углубляя зрительный образ прочитанного, так как показ иллюстративного материала содействует нахождению ребенком различных способов изображения в передаче своего замысла;
4. Знакомить со средствами выразительности через знакомство с произведениями искусства, что содействует обогащению способов изображения при использовании различных изобразительны материалов, нетрадиционных техник рисования;
5. В целях формирования творчества, создания выразительного образа, применять наблюдения, словесное воссоздание образа, показ способов изображения, указания последовательности изображения.
Из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что при планомерной, последовательной и систематичной работы педагога, а также при создание педагогических условий можно добиться больших результатов. Таким образом, гипотеза, выдвинутая нами в начале исследования, верна и вся проведенная работа позволяет сделать вывод, что, действительно, развитие выразительности детских рисунков в процессе обучения сюжетному рисованию будет проходить эффективно если:
- учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей.
- предварительно формировать замысел в рисунках, развивая способность чувствовать, видеть, осознавать выразительность образа, замечая неповторимость, оригинальность окружающего мира.
- использовать в процессе работы все средства выразительности (форму, цвет, композицию, колорит и др.)
- работу по развитию выразительности детских рисунков в процессе обучения сюжетному рисованию необходимо проводить систематично и планомерно.
Это же утверждали Н. А. Ветлугина [31, 89] и В. С. Мухина [16, 167] в своих исследованиях.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Взяв за основу труды отечественных и зарубежных ученых, была проведена учебно-исследовательская работа, направленная на анализ педагогической литературы и обоснования наиболее эффективных средств в развитии выразительности детских рисунков в процессе обучению сюжетному рисованию.
Выбрав объектом исследования процесс развития выразительности детских рисунков в процессе обучения сюжетному рисованию, мы провели оценочную и обобщающую работу с литературой и опытом работ дошкольных образовательных учреждений. В ходе исследования были обоснованы наиболее эффективные средства развития выразительности детских рисунков в процессе обучения сюжетному рисованию. Проведя углубленное изучение имеющейся на сегодняшний день педагогической литературы, касающейся проблемы развития выразительности детских рисунков в процессе обучения сюжетному рисованию, можно сделать следующий вывод, что развитие выразительности детских рисунков в сюжетном рисовании будет более эффективным, если:
- учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей.
- предварительно формировать замысел в рисунках, развивая способность чувствовать, видеть, осознавать выразительность образа, замечая неповторимость, оригинальность окружающего мира.
- использовать в процессе работы все средства выразительности (форму, цвет, композицию, колорит и др.)
- работу по развитию выразительности детских рисунков в процессе обучения сюжетному рисованию необходимо проводить систематично и планомерно.
Это же утверждали Н. А. Ветлугина [31] и В. С. Мухина [16] в своих исследованиях.
В рисунках детей старшего дошкольного возраста присутствует обширная гамма чувств, волнений, эмоций, радость существования и грусть, иной раз тревога и ирония. Но, не стоит забывать, что все эмоции в рисунках детей возникают прежде всего, за счет средств выразительности. Так, цвет – самый могучий чародей в руках маленького художника. Из всех выразительных возможностей детского рисунка самые яркие, самые впечатляющие и доходчивые, пожалуй, содержатся в цвете. Цвет связан для ребенка с эмоциональными переживаниями.
Так же все средства выразительности объединяются в композицию. Она задает произведению определенный тон, определяет его звучание, ритм, степень контрастов, вызывает применение той или иной степени условности, в свою очередь, подчиняясь основной задаче произведения, его идее.
Отсюда следует, что все средства выразительности «работают» на создание выразительных образов в рисунках детей старшего дошкольного возраста. Но не следует понимать средства выразительности как самоцель. В конечном счете, все они именно средства для создания образа и передачи настроения, переживаний автора.
Так же, для развития выразительности детского рисунка в процессе обучения сюжетному рисованию требуются определенные педагогические условия:
- организация предметно-пространственной среды, целенаправленный подбор произведений искусства;
- использование педагогом разнообразных методов и приемов при работе над выразительностью образа в рисунке дошкольников; обсуждение и анализ рисунков; организация выставки работ детей; рассказ воспитателя о художниках, рассматривание иллюстраций в книгах;
- сочетание фронтальных занятий и индивидуальной работы;
- планирование работы по изобразительной деятельности с учетом взаимосвязи между предметным и сюжетным рисованием.
Педагоги стремятся развивать у детей способность передавать художественный образ используя все средства выразительности такие как цвет, форму, композицию, что является одним из важнейших критериев оценки творческого характера рисунка.
Итак, выразительность детского рисунка (как и всякого произведения искусства) возбуждает у зрителя сопереживание, эстетические эмоции, то есть собственно то, ради чего и создаются эти произведения, ради чего и существует искусство.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Венгер, Л. А. Психология: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ /Л. М. Венгер, В. С. Мухина - М.: Просвещение 1988. – 124с.
2. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте /Л. С. Выготский - М.: Просвещение 1991. – 89с.
3. Гоманов, А. С. Занятия с дошкольниками по изобразительной деятельности /А. С. Гоманов, С. Н. Корнилова. – М.: ТЦ Сфера, 1999. – 133с.
4. Григорьева, Г. Г. Изобразительная деятельность дошкольников /Г. Г. Григорьева - М.: Академия, 1999. – 205с.
5. Григорьева, Г. Г. Развитие дошкольников в изобразительной деятельности. Учеб. пособие для студентов высших пед. учеб. заведений. /Г. Г. Григорьева - М., 1999 – 344с.
6. Денейка, Л. Учитесь рисовать /Л. Денейка - М., 1961. – 140с.
7. Комарова, Т. С. Занятие по изобразительной деятельности в детском саду. Книга для воспитателя детского сада /Т. С. Комарова 3-е изд. перераб. и доп. - М.: Просвещение 1991 – 176с.
8. Комарова, Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество /Т. С. Комарова - М., 1990. – 130с.
9. Комарова, Т. С. Обучение детей технике рисования /Т. С. Комарова Издательство 2-е перераб. и допол. - М.: Просвещение, 1976. – 85с.
10. Комарова, Т. С. Сказочные образы в детских рисунках /Т. С. Комарова//Дошкольное воспитание – 1991. – №2. – с.54-56.
11. Компанцева, Л. В. Поэтический образ природы в детском рисунке /Л. В. Компанцева – М., 1985. – 204с.
12. Костерин, Н. П. Учебное рисование /Н. П. Костерин – М., 1984 – 140с.
13. Лабунская, Л. Изобразительное творчество детей /Л. Лабунская - М.: 1965. – 110с.
14. Левин, С. Д. Ваш ребенок рисует /С. Д. Левин – М.: Советский художник, 1980. – 79с.
15. Методика обучения изобразительной деятельности и конструирования /Т. С. Комарова, [и др.]; под. ред. Т. С. Комаровой – 3-е изд. дораб. Просвещение, 1991. – 150с.
16. Мухина, В. С. Изобразительная деятельность как форма усвоения социального опыта /В. С. Мухина – М.; Педагогика, 1981. – 240с.
17. Программа эстетическое воспитание детей 2-7 лет /Т. С. Комарова [и др.] – М.: Педагогическое общество России, 2000.
18. Психология рисунка и живописи /под ред. Е. М. Игнатьева. 1954. – 109с.
19. Сакулина, Н. П. Изобразительная деятельность в детском саду /Н. П. Сакулина, Т. С. Комарова - М., 1982. – 134с.
20. Сакулина, Н. П. Писование в дошкольном детстве /Н. П. Сакулина – М., 1965. – 130с.
21. Смирнова, Е. А. Хрестоматия по возрастной и пед. психологии /Е. А. Смирнова – М., 1999 – 230с.
22. Современные образовательные программы для дошк. учреждений. Учеб. пособие для студентов высш. и сред. пед. учебных заведений /под ред. Т. И. Ерофеевой – 2-е издание, 1999.
23. Сорокина, А. И. Дидактические игры в детском саду /А. И. Сорокина – М.: Просвещение, 1982 – 240с.
24. Сухинина, О. Формирование личности ребенка в процессе ознакомления с искусством /О. Сухинина//Дошкольное воспитание – 2004. – №2. – с.36-38.
25. Урунтаева, Г. К. Дошкольная психология. Учебное пособие для уч-ся средних пед. учебных заведений /Г. К. Урунтаева - М.: Издательский центр Академия, 1996. – 296с.
26. Флерина, Е. А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста /Е. А. Флерина - М., 1956. – 208с.
27. Халезова, Н. Б. О путях повышения выразительности рисунков дошкольников /Н. Б. Халезова, О. О. Дронова//Дошкольное воспитание – 1987. - №9. – с15-16.
28. Сухинина, О. Формирование личности ребенка в процессе ознакомления с искусством /О. Сухинина//Дошкольное воспитание – 2004. – №2. – с.36-38.
29. Урунтаева, Г. К. Дошкольная психология. Учебное пособие для уч-ся средних пед. учебных заведений /Г. К. Урунтаева - М.: Издательский центр Академия, 1996. – 296с.
30. Флерина, Е. А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста /Е. А. Флерина - М., 1956. – 208с